10
11
• — HI I • «и in in \ш \\ш IТшвшшяш• IПИНИИ! НИ II IIP ill И'Р И1 IIПИШИ®@(0мжи6мш@ м&шмобижIMI 11 ИЙ ТТ7ШаИМГИПИ » д тиТмя * ^ м * д ^ ™ ' ^ ^ и ^ К'И'ЧИИЩ^——Е^^дииииз^шауРЕГУЛИРОВКА СЦЕПЛЕНИЯ И ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЯИнж. Г. КРАМАРЕНКОВ процессе эксплоатацян автомобиля наиболее частым дефектом работы сцепления является пробуксовка и плохое выключение дисков, что сопровождается перегревом оцепления, шумом в коробке передач при переключении шестерен-и рывками при трогакии с 1места. Пробуксовка дисков происходит вследствие износа фрикционных накладок '(феродо), а следовательно, и уменьшения нажатия пружин сцепления или замасливания трущихся поверссвостей накладок. Плохое выключение дисков вызывается износом накладок, что уменьшает свободный ход педали сцепления (от крайнего положения до начала сжатия пружины сцепления). Неправильная работа сцепления может происходить также от потери упругости дисков или их перекоса в результате разрегулировки зазора между ведомым и ведущим дисками. К сцеплению предъявляются следующие основные требования; 1) отсутствие пробуксовки или надежная передача крутящего момента; 2) быстрое и мягкое включение (отсутствие удара между зубьями шестерен при включении передачи); 3) полное выключение. Осуществление этих требований обеспечивается правильной .регулировкой1 сцепления. Свободный ход педали сцепления должен составлять 20—25 мм,- что соответствует зазору в 1,5 мм между выжимным подшипником и рабочим концом рычага включения сцепления. Зазор между фрикционной накладкой ведомого диска и поверхностью ведущего диска при полном включении сцепления должен быть равен 0,75—0,80 (к/м, а высота установки рычагов включения сцепления по окружности должна быть одинаковой. Регулировка свободного хода педали сцепления производится изменением длины ее регулировочной гяги. По мере износа фрикционных накладок ведомого диска длину тяги увеличивают, что, в, свою очередь, увеличивает свободный ход педали. Для этого в автомобилях ГАЗ-А иАА (рис. 1) вынимают палец 1, соединяющий тягу 2о рычагом нажимного валика 3, предварительно расшплинтовав палец, а затем вывинчивают тягу !за вильчатый конец 4 до тех пор, пока не достигнут необходимой величины свободного хода (20—25 мм) педали сцепления 5. Величина хода педали после соединения тяги 2с рычагом 3 проверяется по шаблону или с помощью слесарной линейки вЮ см. В автомобилях ГАЗ-М-1 (рис. 2) для увеличения свободного хода педали 1 уменьшают длину тяги 2. Для этого, расшплинтовав палец 3, жет быть отрегулировано упорным болтом. Установка правильного зазора между ведущим и вторым ведомымРис. 3. Привод механизма сцепления автомобиля ЗИС-5Рис. 2. Привод механизма сцепления ... " автомобиля ГАЗ М-1 навертывают вильчатый наконечник 4 на тягу 2. Регулировка свободного хода педали сцепления автомобилей ЗИС-5, ЯГ-4 и ЯГ-6 (рис. 3) 'Производится путем изменения длины тяги посредством отвертывания барашка 1 регулирующей тяги 2. При навертывании барашка на тягу величина свободного хода педали будет уменьшаться, а при вращении в обратную сторону — увеличиваться. . Нормальная величина свободного хода педали в автомобиле ЗИС-5 — 25 мм, величина рабочего хода педали — 80 мм, полный ход — 105 мм. Величина обратного хода педали или крайнее' верхнее Положение модиском в сцеплении автомобилей ЗИС-5, ЯГ-4 и ЯГ-6 достигается при помощи трех упорных винтов 1 (рис. 4), установленных в наружной фасонной крышке сцеплевия 2. При регулировке зазора (0,750,80 мм) открывают люк картера сцепления и завертывают отверткой Три установочных винта (см. сечение С—С) доотказа, пока они не коснутся среднего ведущего диска. Затем отвертывают их на */»,—*/« обо рота (это соответствует 4—5 щелчкам стопорной шайбы), .пока не будет достигнуто полное включение сцепления. Но и при нормально отрегулированном ходе педали сцепления диски могут все лее включаться не полностью. Это происходит обычно вследатвие некоторого перекоса нажимного диска от разрегулировки зазоров между концами рычагов включения. 3 (рйс. 4) и нажимным подшипником сцепления. Концы этих 1 рычагов следует располагать на одинаковом расстоянии (1,5—2,5 мм) от нажимного подшипника; разница з зазорах между концами рычагов и подшипником не должна превышать 0,5 мм. Этот вид регулировки надо производить при ремонте сцепления, снятого с автомобиля. В эксплоатационпых условиях такая регулировка ввиду ее сложности не рекомендуется. Регулировка свободного хода педали сцепления автомобиля ЗИС-10110 На схеме (ряс. 6) показан* установка передних колес автомобиля. Передние колеса, как видно из схемы, наклонены вбок, образуя с вертикалью ' небольшой угол < (так * называемый угол 'наклона). Колеса. кроме того, имеют долевое схождение (так называемый угол схождения р) или, другими словами, расстояние В между колесами, измеренное в передней их части перед осью, должно быть меньше расстояния А между колесами в задней части, измеренного за осью автомобиля. Правильная установка передних колес обеспечивает не только легкость управления автомобилем, но иРис. 4. Сцепление ЗИС-5_е" разрезе производится при помощи гайки на тяге сцепления. Если диски сцеплений пробуксовывают от замасливания, то в этом случае необходимо промыть их керосином при работающем двигателе, наливая его в сцепление в небольшом количестве. В случае очень 'сильного замасливания дисков нужно разобрать сцепление и прочистить фрикционные накладки металлической щеткой. При большом износе диски должны быть переклёпаны. РЕГУЛИРОВКА ЗАТЯЖКИ ПОДШИПНИКОВ СТУПИЦ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС Излишний осевой люфт и чрезмерная затяжка подшипников приводят к заеданию и разрушению подшипников, а также поломке поворотного кулака, что -нередко служит причитай аварий. Эти дефекты' должны быть устранены о, помощью регулировки. Люфт is подшипниках ступиц передних колес определяется путем покачивания колеса, приподнятого от земли. При этом между передней осью и фланцем поворотного кулака вставляется деревянный клин (рис. 5), который устраняет влияние люфта шкворня во втулках. Процесс регулировки заключается в следующем: 1. Раошплинтовав и отвернув на Чг оборота гайку, крепящую подшипники колеса, поднимают переднюю ось на домкрате и проверяют, свободно ли вращается колесо. 2. Поворачивая палец, затягивают гайку до полного торможения колеса подшипниками. Затянутое колесо при толчке рукой должно сейчас же остановиться. 3. Отвернув гайку на 1Ь—г1» оборота, проверяют, свободно ли вращается колесо от сильного толчка рукой. Колесо должно сделать не менее 10 оборотов, в противном случае надо отвернуть гайку еще на '/о оборота.у;;//;///УХ//////ш/////////;////////лшРис. 6. Углы наклона передних колес нормальный износ покрышек. Ненормальные углы наклона колес и шкворней приводят к боковому скольжению колес, повышенному, нагреву и быстрому износу покрышек. Для нормальной работы переднего моста необходимо, чтобы положение передних колес было правильно отрегулировано в отношении угла наклона и угла схода колес. Проверка углов производится либо непосредственным замером их (специальной линейкой), либо замером линейной разности расстояний между колесами перед осью и за осью в горизонтальной плоскости, проходящей через центр колеса. Данные по установке передних колес автомобиля союзного производства представлены в таблице. Место промера величины АиВРЕГУЛИРОВКА УСТАНОВКИ ПЕРЕДНИХ КОЛЕСДля облегчения управления и устойчивости движения автомобиля шкворни поворотных цапф и самые колеса устанавливаются с наклоном в вертикальной и горизонтальной плоско отях.нЕЕ£ЗЕМарка автомобиляУгол Разность раснаклона Угол схождестояния между колеса а колесами спе(развал ния колеса (3 реди и сзади А—В в мм колес)<&^Е2° 1°—от 1,5 до 35 от 0,8 до 2,4 По покрышке (в месте максимальной ширины) По краю обода_ По покрышке (в месте максимальной ширины) По внешнему краю тормозного диска По^ наружному краю фланца ступицы1°30' 36' 2° от 2° 20' до 7° 1°30' от 18 до 29'от 5 до 8 Рис. 5. Заклинивание шкворня Гпри определении люфта в подшипниках колеса2е 17' 20'5/11