Шci€№§Майор М. СРЕДНЕВГермания, готовясь к войне, больчто плохие и узкие дороги тормозят шое место уделила развитию своего массовое использование автотрансавтомобильного транспорта и строипорта для военных перевозок, Германия с 1938 г. приступила к широтельству автострад. За последние десять лет автопарк кому строительству .автомобильных Германии вырос в три раза: если дорог — автострад. общая численность автопарка вК 1936 г. сеть германских дорог 1930 г. составляла 659 тысяч автонасчитывала 41000 км имперских мобилей, 'то к1 января 1940 г. она дорог (государственных шоссе), превысила 1950 тыс. автомобилей. 84 000 км провинциальных дорог 1-й Грузовой автопарк рос примерно категории и 87 000 км —2-й категотакими же темпами и численность рии. его увеличилась со 157 тыс. в Большинство этих дорог имело 1930 г. до 442 тыс. машин к 1940 г. небольшую ширину проезжей чаЗа эти же десять лет Англия и сти — 4,5—5,5 м. Франция увеличили свой автопарк Германское военное командование лишь в 1,75 раза, при этом рост грузового парка Франции отстал от рассматривало автомобильный трансобщего роста: он вырос всего в порт как необходимое средство для 1,3 раза. За последние два года груоперативных и стратегических перезовой парк Англии и Франции сильвозок во время войны. Выполнение генерального плана строительства но уменьшился. автострад общим протяжением вВ развитии военных автомобилей 7 000 км доляшю было позволить шиГермания стала на особый путь, сороко использовать автомобиль. В наздавая специальные типы военных. чальный период войны с помощью машин. Все военные автомобили имеавтотранспорта должны были произют трехосное шасси повышенной водиться переброски войск и военпроходимости (очень часто со всеми ных грузов из глубины страны в тремя ведущими осями), снабжены стратегических направлениях, а в двигателем «Дизель» и шинами со ходе войны — осуществляться быспециально профилированными пострые перегруппировки сил путем крышками, позволяющими иметь хоперевоза войск на автомобилях с рошее сцепление с мягким и рыходного участка фронта на другой. лым грунтом (рис- 1). Следует считать, что к началу По заданию военного ведомства войны с Англией и Францией (осень автомобильные фирмы стали произ1939 г.) этот план строительства водить для нужд армии стандартавтострад был в основном выполнен. ные армейские грузовики в основ8 результате Германия получила ном трех типов: грузоподъемностью девять направлений автострад, отхо1,5, 2,5 и 4,5 тонны. дящих от берлинского кольца.: к голКроме того, были выпущены разландской границе через Ганновер, к ведывательные (тяжелые многоместфранцузской границе через Франкные, легковые) автомобили, гусеничфурт, к швейцарской границе через ные и полугусеничные транспортеНюрнберг и Штутгарт, к австрийры. Последние использовались как ской границе через Нюрнберг и Мюнартиллерийские тягачи. хен, к чехословацкой границе через Учтя опыт первой мировой импеДрезден, к литовской границе через риалистической войны, показавшей, Штетганг, Инстербург, и два ва-правления к польской границе через Хайнау и через Франкфурт на Майне. Такое расположение автострад обеспечивало Германии их широкое использование во всех последних войнах и особенно против Польши (два направления) и против Франции (три направления, считая Бельгию и Голландию). При этом каждая автострада рассчитана на одновременное движение четырех потоков автомобилей (по два в каждом направлении) и по своей пропускной способности не уступает мощной железнодорожной линии, а в некоторых случаях и превосходит ее. Считают, что пропускная способность германской автострады может доходить до 72 000 человек в час. Система автострад и железных дорог обеспечила Германии возможность в короткий срок сосредоточить крупные силы для начала войны с Польшей, а также для ввода войск в Голландию и Бельгию- В ходе войны Германия использует автострады для переброски на франт автотранспортом резервов и материальных средств, необходимых действующим армиям. Германия широко использовала автотранспорт для моторизации своей армии. Были организованы, кроме бронетанковых дивизий, постоянно моторизованные дивизии, целиком посаженные на автомашины. В войне против Польши каждая действующая армия располагала подвижной группой войск, которая состояла из бронетанковых и моторизованных соединений. Эти подвия?ные группы войск имели задачей, быстро продвигаясь в глубь страны, захватывать валяные стратегические пункты, наносить удары во фланг и тыл польским частям, отрезать им путь отхода и вместе со второй частью своей армии, -двигавшейся медленнее первой, осуществить окружение крупной группировки войск противника, предварительно отрезав и изолировав ее от другой группы войск- Как известно, этими подвижными группами польская армия была разделена на четыре части и по частям окружена и уничтожена В иностранной печати отмечалось, что средняя скорость суточного продвижения подвижных групп в Польше доходила до 50 км, а в отдельные дни подвижные группы делали до 80—110 км. Такая скорость суточного продвижения могла быть достигнута только благодаря тому, что весь состав подвияшой группы посажен был на колесные, гусеничные и полугусеничные машины.На рис. 2 показано вступление одной из указанных подвижных групп, состоящей из моторизованной пехоты, в польский населенный пункт. Такого же рода подвижные группы немцы использовали при захвате Дании, Голландии, Бельгии и для вторжения во Францию. По данным печати, для действий на Западном фронте была создана мотомеханизированная группа генерала Гайхавау, состоящая из десяРис. 1. Германский автомобиль повышенной проходимости легкого типа ти бронетанковых и трех моторизопреодолевает реку вброд, имея на прицепе противотанковую пушку ванных дивизий. Эта группа сыгра4 ла важнейшую роль в окружении бельгийских, французских и английских войск в Бельгии и Северной Франции. Она сжимала кольцо окружания, предварительно отрезав эту группу войск противника от главных сил. Роль автотранспорта в подвижных группах будет очевидна, если сказать, что каждая бронетанковая дивизия имеет в своем составе от 50 до 75 процентов автомобилей и мотоциклов, а остальной процент — танков. По французским данным, в составе одной германской бронетанковой дивизии .имеется до 400 танков. Учитывая приведенные выше проценты, можно полагать, что в такой дивизии около 500 автомобилей и 200 мотоциклов. В составе моторизованной дивизии от 1000 до 1 500 автомобилей. Таким образом, в составе подвижной армии генерала Райхенау численность автомобилей может достигать 9 тысяч единиц. Одной из труднейших задач, которую выполняет в войне на Западе Европы автомобильный транспорт, является подвоз действующим войскам всех необходимых средств. Наибольший удельный вес в этом подвозе занимает доставка артиллерийских снарядов и ружейно-пулеметных патронов. Считают, что на один дань активных боевых действий в среднем на одну дивизию, усиленную артиллерией, танками и другими средствами военной техники, требуется 'боеприпасов не менее 500 т. В период малоактивных действий потребность в боеприпасах может уменьшаться в 3—4 раза. Если потребность в горючем, продовольствии и разных материалах может быть удовлетворена за счет местных ресурсов, захваченных у противника, то боеприпасы требуется всегда полностью подвозить. Чтобы подвезти боеприпасы на одну активно действующую (ведущую наступление) дивизию на расстояние до 70 км, требуется по примерному подсчету 9 тяжелых шестйдесятитонных автотранспортных колонн, или около 200 трехтонных автомобилей. Полагают, что на французском фронте действовало 120 дивизии. iaким образом, для активных действий всех 120 дивизий при подвозе только этих боеприпасов на расстояние 70 км немцы должны были иметь 24 000 трехтонных автомобилей, а на расстояние в 140 км — 48 000 автомобилей. При этом надо иметь в виду, что по опыту последних войн боеприпасы составляют около 50% общей потребности войск. Отсюда легко подсчитать, каким автотранспортом нужно располагать, чтобы обеспечить снабжение 'современной германской армии. В современной войне, в связи с большим насыщением действующих войск средствами военной техники и большими потребностями в боеприпасах, горючем, запасных частях, а также в силу необходимости иметь 'большую подвижность войск, автомобиль приобретает исключительное значение.•%v:Рис, 2. Германская моторизованная часть при занятии одного ич польских населенных пунктовРис. 3. Германский*гусеничный транспортер — артиллерийский тягач при переправе по быстронаведенному колейному мосту во время военных действий в ПольшеРис. 4. Полугусеничный автомобиль—артиллерийский тягач, принятый на вооружение германской армии5