С. КАРЗИНКИНЛД ОТОЦИКЛЕТНЫЕ кроссы в на' 1 шей стране стали одним из любимейших видов мотоспорта. Организация мотокроссов, их виды, проведение и подготовка мотоциклов к кроссовым соревнованиям также неоднократно описаны. Между тем техника вождения мотоцикла по кроссовым дистанциям, способы прохождения бродов, песков и т. п. почти нигде не освещались. Всесоюзный сбор мастеров мотоспорта, проведенный весной текущего года, показал, что многие, даже высококвалифицированные, мотоциклисты зачастую не имеют навыков преодоления кроссовых препятствий. Цельна-стоящей статьи — описать приемы прохождения трудных мест, встречающихся на кроссе-. Готовясь к кроссу, необходимо иметь в виду, что в любом кроссовом соревновании возможны положения, требующие применения большой физической силы. В этих случаях на одну технику вождения рассчитывать нельзя. Как бы ни был хорош водитель, он часто все же бывает вынужден подтаскивать пли вытаскивать свой мотоцикл. Поэтому каждому жроссисту необходимо подготовить себя физически, ежедневно заниматься гимнастикой, массажем и бегомЭти виды упражнений тренируют дыхание и мускулатуру. Для тренировки на местности следует выбрать небольшой, но трудный маршрут, по возможности включающий все элементы кроссовых дистанций. Основные из них — песок, подъемы, спуски, дорога с колеями, извилистая дорога, болота, брод, грязь. Маршрут этот следу и проходить сначала с небольшой скоростью, изучая технику прохождения отдельных препятствий. Если препятствие взято неудачно, надо повторить упражнение. Хорошо освоив прохождение отдельных мест, следует попробовать пройти маршрут один раз в быстром темпе. Когда это хорошо удастся, для тренировки на выносливость нужно заданный маршрут пройти быстрым ходом три-четыре раза. Не надо смущаться тем, что на соревновании характер кросса может быть иным, разница будет главным образом в количестве отдельных препятствий и их чередовании. Песчаные участки следует проходить на высшей передаче с возможно большей скоростью движения. Почти любой глубокий песок преодолевается при этом способе совершенно наделено (в том случае, если мощность двигателя достаточна). Гуль надо держать твердо, чтобы его не вышибло из рук, но без лишнего напряжения. При 'Сильных заносах машины нужно стараться до возможного предела не отталкиваться ногой и выравнивать машину корпусом (в меньшей степени рулем), прибавляя или убавляя газ. Гулевой амортизатор не должен быть затянут туго, но совсем спущенный амортизатор также нельзя рекомендовать. Во всех случаях преодоления крутых подъемов нельзя допускать переключения передач на самом подъеме. Выбранную передачу надо поставить заранее. Входить на подъем следует с наибольшими оборотами двигателя, в особенности на машине небольшого литража. Наши мотоциклы ИЖ-8 и ИЖ-9 на подъеме в 24° потребуют полного газа на первой передаче. Для того чтобы затруднить буксование заднего колеса, допустимо пересесть по 'возможности назад, но надо иметь в виду, что на аильной машине на крутом подъеме можно опрокинуться через заднее колесо. В случае, если опрокидывание неизбежно, надо отскочить в сторону, но никоим образом не соскакивать сзади машины, так как она может придавить. Если началось буксование заднего колеса, и машина близка к остановке, мотоциклист должен сойти с нее на ходу и энергичным подталкиванием вывести мотоцикл. Сходя с машины, никоим образом не выжимать сцепления. Если машина останавливается из-за недостатка мощности, также не следует выжимать сцепления. В этом случае можно либо подталкивать машину ногами (этим сразу облегчится заднее колесо), либо сойти с машины и толкать ее за руль. Если машина ив этом случае не берет подъема, нужно остановиться и, вывернув руль в левую сторону, туда ясе наклонив мотоцикл и частично выключив сцепление, съехать задним ходом до поперечного полоягения машины, а затем, повернув вправо, спуститься с подъема обратно. С крутых спусков необходимо съезжать, не выжимая сцепления, заранее поставив низшую передачу, величину которой выбрать в зависимости от крутизны спуска. Тормозить следует обоими тормозами.» Ни в коем случае не допускать остановки колес (юза), так как при появлении юза какого-либо колеса может начаться занос, и избежать падения будет трудно. Включенный двигатель облегчит это положение и не допустит колесо до остановки. Если ясе невозможно избежать падения, следует резко оттолкнуть мотоцикл в сторону с тем, чтобы не попасть под него. На дороге с глубокими колеями111»••;7---'^ж":ж Щш~mmу- i—эдж|вет№S--Преодоление бродаФото В. Д овгялло8