Фото В.ДовгяллоЯ. ПОПОВ, тренер по мотоспортукроссы явтренировкой для выработки качеств', необходимых военному водителю, они развивают У водителя выносливость, ловко оть, приучают его вести машину в разнообразных дорояшых условиях. Но организация и проведение мотокроссов — дело сложное, требующее серьезной предварительной работы, затраты больших денеяшых средств, много обелуясивающего персонала. Не всегда также можно подыскать и вполне соответствующее место. Цель этой статьи — познакомить широкие круги мотоциклистов и руководителей авто-мотоклубов Осоавиахима и комитетов физкультуры с устройством и проведением искусственных кроссов. i Специально подобранные 'сложные препятствия искусственного кросса открывают широкие возможности для повышения качества тренировки и вызывают большой интерес у зрителей (все упражнения выполняются в их присутствии). Препятствия искусственного кросса расставлены согласно схеме. Порядок двилшния машин и преодоления препятствий отмечен на схеме пунктиром. Все препятствия расставляются с учетом удобства их преодоления в соответствии с силами водителя. i Для удачного проведения кросса необходимо придать ему характер', обеспечивающий возможность получения в соревновании командного пли личного первенства. Оценка прои?водится по качеству преодоления препятствий на основе 10-балльной системы, пде 10 баллов выражают высшую оценку. За кажздую ошибку или падение (сбрасываются баллы по усмотрению судейской коллегии. 1. Наименьший круг. В 4-метровом квадрате по углам расставляются ОТОЦИКЛЕТНЫЕ М ляются прекрасной флаяски. ограничивающие проезжую часть. Упражнение выполняется на первой передаче, с небольшой пробуксовкой сцепления. 'При езде, помимо поворота руля, рекомендуется балансировать машину корпусом. Только при медленном движении удается описать наименьший круг. Нужно плавно пользоваться сцеплег нием, газом и ножным тормозом. Выполнять упражнение, не опуская ног. 2. Бревно. Подъезжая к бревну, водитель сходит с мотоцикла и на первой передаче на ходу (приподнимает вверх переднюю часть машины так, чтобы рамой посадить ее на бревно; затем, держась левой рукой за руль, а правой за багажник, приподнимая машину, толкнуть ее вперед. 3. Брод. Искусственный брод имеет длину 6 м, ширину — 1,5 ми глубину — 0,5 м. Он' заполняется водой на 00 см. Преодолевается брод на первой передаче, с большими оборотами в двигателе, и легкой пробуксовкой сцепления. При преодолении брода не следует опускать ноги. 4. Глубокий песок. Для песка сколачивается деревянная рама длиной 6 м, шириной 3 м, высотой 15 см. Преодолевать глубокий песок легче •всего с хода, на первой или второй передаче. Рекомендуется слегка затянуть демпфер и крепко держать руль. При заносе переднего или заднего колеса необходима выровнять машину рулем и корпусом и только в крайнем 'случае с помощью ног. 5. Змейка. Через каяадые 3м ставятся пять буйков. Техника выполнения 'этого упражнения та же, что и при «наименьшем круге»; применяются лишь дополнительные легкие наклоны машины в правую и левую стороны. ' 6. Колейный мост. Длина моста — 5 м, ширина — 0,5 м, высота — 0,5 м.Змейка Проезжать колейный мост нужно на первой передаче. Для преодоления подъема набрать максимальные обороты, а после въезда на мост — сбросить газ. Во избежание прыжка не следует проезжать мост с большого хода. 7. Проезд под препятствием. Две стойки высотой в 1,5 м устанавливаются на расстоянии 2,5 м одна от другой. На высоте 1м кладется плавка. Проезясать под препятствием можно на любой 'Скорости. Подъезжая к планке, следует как можно ниже согнуть корпус, чтобы, не1 задеть и не свалить ее. Для более удобного и низкого расположения корпуса — подвинуться назад и прилечь на бензобак. 8. Качающийся мостик. Размеры мостика: длина — 6 м, ширина — 0,5 м, высота — 0,7 м. Упражнение тгебует большой осторояшости и проводится на замедленной скорости. 9. Перенос стакана воды. Два маленьких столика ставятся на расстоянии 10—15 м один от другого. На первом из них — стакан воды. Водитель долясен взять с первого столика стакан, перевезти и 'Поставить его на второй, стремясь при этом как можно меньше разлить воды. 10. Качающийся "шар. Из реек делаются 'сквозные ворота высотой '2 ми шириной 1,5 м. При проезде ворот 'нужно встать на подножки и попасть головой в качающийся шар. Для выполнения ©того упражнения за 2—3 м от цели следует точно рассчитать скорость движения, соразмерив ее с качанием шара. < 11. Бугристое препятствие. Препятствие длиной 8 м, шириной 1,5 м, высотой 0,85 м. Упражнение выполняется на первой (передача При въезде на бугристое препятствие и на следующих подъемах резко прибавляется газ; спуски проходятся с легким торможением, на убавленном газе. Это облегчает плавный пере? ход от одного бугра на другой. Рекомендуется не опускать ноги и тверлсе держать руль. 12. Узкие ворота. Высота ворот 2 м, ширина —1,7 м. Преодолевать этоСхема расстановки препятствий искусственного кросса -препятствие можно на любой передаче. При проезде следует держать руль дальше от концов, прижав локти к туловищу. . 13. Прыжок. Длина трамплина 4 м, ширина — 0,7 ми высота — 0,35 м. Перед трамплином устанавливается полотно шириной 3—4 ми длиной 2—3 м. Прыжок совершается на второй или .третьей передаче, со скоростью 30—40 км в час. Перед нрьккком демпфер затягивается. Посадка водителя должна быть по возможности прямой. Перед въездом на трамплин следует слегка привстать на подножки — это смягчает толчок при приземлении. Руль держать твердо, без всяких колебаний, особенно в воздухе. Сцепление и газ не выключать. Йри приземлении на переднее колесо корпус подать несколько назад, а при приземлении на заднее — вперед; 14. Узкая доска. Длина доски Юм, ширина —10 ем. Проезяшть через узкую доску следует с яода. На расстоянии примерно 7—10 м от доски надо выровнять машину параллельно осевой линии. При выносе переднего колеса с доски рекомендуетея крепче держать руль. Путем легкого рывка руля и наклона корпуса можно въехать вновь на доску. 15. Кольцо на кронштейне. Высота кронштейна —1,7 м, ширина верхней части — 0,5 м. Подъезжая с левой стороны к кронштейну, на первой или второй передаче, надо ВЬР жать сцепление и слегка затормозить машину. Затем на малой скорости двшк'ения встать на подножки и правой рукой быстро снять кольцо, стараясь не зацепить и н© повалить кронштейн, 16. Надевание кольца на кронштейн. Это упражнение производится так же, как а предыдущее, но кольцо не снимается, а надевается. 17. Восьмерка. Упражнение делается так же, как и «•наименьший круг», с той лишь разницей, что повороты производятся в одну и другую стороны. .' i Ч ! ; 18. Канава. Длина канавы 6 м,Качающийся мостик ширина — 1,5 ми высота — 0,7 м. При въезде на бугор надо осторожно «завалить» переднее колесо в канаву так, чтобы машина держалась на раме. Затем слезть с машины, приподнять переднее колесо и столкнуть ее на бровку. Таким же способом перенести заднее колесо. Все это проделать так, чтобы не свалить машину вдоль канавы. 19. Крутая горка. Длина горжи — 7 м, ширина — 1,7 м, высота — 1,7 м. Преодолевается горжа на первой передача На расстоянии 1—2 м от горки надо полностью открыть газовую заслонку с тем, чтобы полная мощность двигателя использовалась на подъеме. На вершине горки сбросить газ и опускаться, действуя обоими тормозами. Если же машина не преодолеет подъема, немедленно опустить обе ноги и двигаться назад, пользуясь только ручным тормозом. Использовать торможение можно также путем пробуксовки сцепления на больших оборотах. Это обеспечит плавный спуск. 20. Висячий мост, Длина моста —10 м, ширина 1,7 м, высота —1,7 м. Между двух полугорок устанавливается подвесная проезжая часть с веревочными перилами. Проезжая часть делается из 20-мм веревки с закрепленными на ней досками. Техника преодоления подъема и спуска такая лее; как и при преодолений крутой горки. Подвеску проезжают на первой передаче с опущенными ногами. 21—22. Двойной трамплин. Длина трамплина — 4 м, ширина — 0,7 м, •высота — 0,35 м. На одной линии на расстоянии 10—12 м один от другого устанавливаются два трамплина. После прыжка с одного трамплина водитель въезжает на второй, в рез/льтате чего получится двойной прыжок. 23. Габаритные ворота. Высота ворот — 1,7 м, ширина —1,7 м. К верхней планке подвешиваются 3 мяча ,с таким расчетом, чтобы водитель, напнувшись, проехал и не! задел бы мяч рулем, головой или спиной. 24. Разрушенный мост. Длина первого трамплина — 10 м. 'ширина — 1 м, высота — 1,5 м. Второй трамплин соответственно: 8 м, 1,7 ми1 м. Ставятся они навстречу друг кругу на расстоянии от 2 до 4 м. Прыжок совершается на второй передаче. Водитель въезжает на высокий трамплин и приземляется на встречном. Техника прылоса такая зке, как и'с обыкновенного трамплина, но здесь нужна постоянная скорость и осторожность, чтобы не оказаться между трамплинами. Запас длины прыжка на встречном трамплине долясен быть не менее 2 м.. Количество препятствий молено уменьшать или увеличивать в зависимости от опытности водителей. Наиболее сложные препятствия (горка, висячий мост, разрушенный мост, трамплины) следует включать в .соревнования только тогда, когда водители пройдут нужную тренировку на более легких препятствиях.Шш0^••И^JHHH.- 1Г 1»»! iff fa^[\'у-г-..;.-у-к\-\\,\.--::^\:..:.:У.;<\:^Проезд под препятствиемГабаритные ворота9