Ю. КЛЕЙНЕРМЛНТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ СОВЕТСКОГО АВТОСТРОЕНИЯ ЪР \WТЫСЯЧИ инженеров/техконструкторов работают в Научном институте авто-тракторной промышленности. НАТИ — это штаб прикладной науки, смелого эксперимента, глубоких исследований, напряженной творческой работы над усовершенствованием советских автомобилей и тракторов. Конструкторы института создали немало новых машин, экспериментаторы и исследователи имеют ценнейшие достшкения, двигающие вперед советское автостроение. Многие теоретические исследования, расчеты и выводы, сделанные работниками института, явились огромным вкладом в современную науку об автомобиле, обогатили теорию автомобиля важными принципиальными обобщениями. За выдающиеся успехи в укреплении социалистического сельского хозяйства правительство наградило институт орденом Трудового красного знамени. Достаточно заглянуть в павильон «Механизация» Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, чтобы увидеть плоды работы коллектива НАТИ за последние годы. В павильоне демонстрируются. 10 'типов тракторов, 12 типов автомобилей, различные автомобильные прицепы, автобус вагонного тина, несколько двигателей, множество приборов и аппаратов. На многих из них стоят заводские марки ЧТЗ-С-60, СТЗ-Г-36, ГАЗ-42, ЗИС-23, У-5, У-10 и т. д. Но эти машины проектировались в НАТИ, первые образцы их испытывались на опытном поле института, созданы они были руками рабочих опытного завода под руководством научных сотрудников и экспериментаторов. Коллектив института уделяет много внимания созданию машин, работающих на различных заменителях бензина, а также обладающих высокой проходимостью. Газогенераторный автомобиль НАТИ-Г-40 .с центральным дутьем, угольный автомобиль НАТИТ-23, автомобиль ГАЗ и ЗИС на сжиженном к сжатом газе, вездеходы ГАЗ и УИС, грузовик с двумя ведущими осями — вот далеко не полный перечень того, что сделано в зтой области институтом. Чтобы облегчить эксплоатацию ав* томобилей, помочь правильно наладить уход за ними, работники НАТИ создали ряд установок и приборов: для испытания рулей на трение и обратимость; для испытания тормоОЛЕЕ Б нвков, зов, амортизаторов и свечей; ппибор для записи колебаний штурвала руля, для гашения заноса автомобиля я т. д. В плане работ, которые предстоит проделать коллективу института в 1940 году, намечено 19 больших автомобильных тем. Чтобы представить их значение и объем, достаточно привести хотя бы такие темы, как разработка проекта, изготовление чертежей и испытание образцов нового тяжелого грузовика для Ярославского автозавода, создание нового типа многоместного легкового автомобиля для Московского автозавода им. Сталина, а также газогенератора, работающего на соломе. Основная работа НАТИ заключается в кропотливых, порой очень незаметных исследованиях, не сразу дающих' эффект. Чтобы понять, что происходит в стенах института, •нужно итти не в конструкторское бюро автомобильного отдела или отдела двигателей, не на опытный завод или опытное поле, а в многочисленные лаборатории, боксы и испытательные станции, где в процессе исследований! решаются но существу дальнейшие судьбы советского автостроения, пути его развития. Рулевой механизм автомобиля — агрегат, с точки зрения конструктора и технолога довольно определившийся. Однако для исследователя ив этой области еще много работы. В этом году, например, в НАТИ будут проведены эксперименты по определению влияния углов поворота и регулировок на работу руля, в целях улучшения устойчивости и управляемости автомобиля, будет исследовано влияние конструкции рулевой передачи и передней оси на стабилизацию машины. Намечено также разработать теоретические основы автомобильной автоматики, изучить материалы заграничных конструкций. Успешное выполнение этих работ позволит в будущем году заняться конкретными вопросами автоматизации управления автомобилем. Ряд 'работников института занят исследованиями подвески автомобиля, в частности разработкой стандартного расчета рессор- Группы инженеров работают над установлением рационального профиля зубьев шестерен автомобильного типа, улучшением тормозных систем и т. д. Среди новых двигателей, над которыми работают сейчас в НАТИ, можно назвать дизельмотор для двухтонного грузовика, шестицилиядровый быстроходный дизель М-21, паросиловую установку для многотоннажных машин. Большой интерес представляют работы в области газогенераторных автомобилей. Так, например, намечено организовать тщательное изучение горизонтального процесса газификации, определить параметры универсального газогенератора, в котором можно было бы сжигать торф, каменный уголь и другие виды топлива с большим содержанием летучих веществ и золы. * Интересным, плодотворным, творческим содержанием! заполнена жизнь коллектива института. ...Вечером в 'Кабинете директора состоится ученый совет, многие готовятся принять в нем участие. В комнате инженера Коссова — небольшое техническое совещание по этому поводу. С. Коссов — автор конструкции газогенераторного автомобиля Г-42, массовое производство которого освоено на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова, — сейчас начальник газогенераторного отдела института. Отдел этот небольшой, но он имеет свой гараж, в котором более 50 газогенераторных машин различных марок, типов и фирм, свою лабораторию, большую испытательную станцию, целый ряд стендов и кабинетов. В отделе созданы специальные группы. Группу газовых моторов возглавляет инженер В. Колосов — автор ряда интересных новинок в этой области; группой, занимающейся вопросами очистки. газа, руководит выросший в институте инженер Коренев. Оригинальные и интересные труды молодого ученого И. Мезина завоевали себе широкое признание в кругах газогенераторщиков. Он автор ряда научных трудов и, кроме того, конструктор легковой газогенераторной машины. Соревновавшийся е ним инженер Пельтцер, бывший работник института, уехавший теперь на Дальний Восток, поставил однажды на газогенераторном автомобиле своей конструкции два всесоюзных рекорда и побил мировой рекорд по средней технической скорости в безостановочном пробеге на 3 000 и5 000 км. Оба «конкурента» взялись совместно за создание машины, в которой были бы объедине-U10 ны преимущества обеих конструкций. Инженер т. Выоогожий с утра уезжает на! -автозавод им. , Сталина. Здесь по его чертежам изготовляют первую серию топливников, применение которых обещает большой экономический эффект. Член комсомола г. Выоотский считал своим долгом быть на заводе, чтобы помочь производственникам и многому поучиться у них. Автомобильным отделом института руководит опытный инлсенер Ф. Фомин, награжденный орденам «Знак почета» за образцовое техническое руководство большим пробегом газогенераторных автомобилей в 1938 г. Одной из последних работ, проделанных отделом под непосредственным руководством т. Фомина, было проектирование и постройка автомобиля с двумя ведущими осями. Имена многих работников института непосредственно связаны с хорошо известными в стране конструкциями автомобилей. Так, имя т. Сонкина справедливо связывается с вездеходами ГАЗ и ЗИС, имя т Юдушкина — с рядом тракторных газогенераторов ио работами по применению соломы в газогенераторах, имя т. Токарева — с автомобильным газогенератором, работающим на антраците, и т. д. Автомобилисты знают, что конструктором и исследователем всех моделей газобаллонных автомобилей, L-проектированных в СССР, является инженер Г. И. Самоль. Заслуженным авторитетом пользуется опытный карбюраторщик, научный сотрудник НАТИ т. Конев. Много научных работников, вышедших из стен НАТИ, работают сейчас на ведущих должностях в автомобильной промышленности. Так, например, бывший работник НАТИ А. Липгарт — ныне главный конструктор Горьюовского автомобильного завода им. Молотова. Бывший главный конструктор автомобильного от-Автомобиль М-1, работающий на сжиженном газе -дела НАТИ А. Н. Островцев — сейчас главный конструктор автомобильного завода им. КИМ * * * На испытательном поле в искусственно созданных тяятелых условиях интенсивно работают новые машины. После трудных испытаний на голе машины направляются на автомобильные и тракторные заводы в массовое производство. Институт располагает собственным опытным заводом, имеющим небольшие литейный, кузнечный и механический цеха. Здесь изготовляю"ся первые образцы машин, задуманных конструкторами. Творческая мысль конструктора, новая оригинальная идея, рационализаторское предлоясение быстро воплощаются в металл. Экспериментальные образцы тщательно проверяются, переделываются иногда десятки раз до тех пор, пока не будут доведены до эжоплоатационных форм. Есть в институте и особое конструкторское бюро, задача которого — смотреть в будущее. Возглавляет его один из инициаторов движения за скоростное освоение машин инженер С. Д. Макаров, недавно избранный заместителем председателя Комитета конструкторов СССР. Жизнь показала, что большинство новинок появляется прежде всего на гоночных машинах. Именно, на гоночных машинах впервые появились такие распространенные сейчас конструктивные элементы, как независимая подвеска колес, обтекаемые кузова, форсированные двигатели и т. д. Работники ОКБ изучают гоночные автомобили, следят за новинками автомобильного спорта, проектируют собственный гоночный автомобиль. * * Так, в тесном контакте с автомобильной промышленностью, учитывая ее насущные требования и намечая пути дальнейшего прогресса советского автостроения, работает Научный автотракторный институт в Москве. — Народное хозяйство страны предъявляет большие требования к темпам и качеству наших работ, — говорит директор института т. Толкунов. — И у нас есть все условия для того, чтобы выполнить поставленные задачи хорошо ив срок. Залог успеха НАТИ — в свободе творчества, которой широко пользуются работники института, в мощной материальной и лабораторной базе, которой он располагает, в том внимании, которым •окрулсает весь народ творческую, инициативную советскую техническую интеллигенцию. Все это обязывает коллектив института работать еще лучше, бороться за то, чтобы сделать наши автомобили лучшими в мире. 11Газогенераторный вездеход ГАЗ-НАТИ