16
17
18
шт обслужившие лйтивёиляРегулировка тормозовИнж. И. КРУЗЕтормозов наиболее в том случае, когда тормозное усилие, подводимое к каждому колесу, соответствует нагрузке, испытываемой этим колесом, и коэфициеыту сцепления покрышки с дорогой. Нагрузка, приходящаяся па переднюю и заднюю оси, а следовательно, и колеса, автомобиля, различна. У автомобиля М-1 нагрузка на передние колеса составляет 40%, на задние — 60°/о; у ЗИС-5 нагрузка на передние колеса — 23%, на задние — 77% от общего веса автомобиля. Но соотношение нагрузок не дает еще действительного распределения веса в момент торможения, так капе при этом не учтено возникающее перераспределение нагрузки. Во время торможения по основному закону механики — закону инерции—автомобиль стремится продолжать свое. движение в прежнем направлении. Сила инерции автомобиля прилажена к его центру тяжести и при торможении направлена в сторону движения. Центр тяжести располагается обычно в средней части автомобиля на некотором расстоянии от дороги, зависящем от высоты ходовой части и распределения груза. Сила инерции складывается с силой веса автомобиля, приложенной также в центре тяжести, и образует равнодействующую силу, направленную в сторону движения (рис. 1). При этом происходит добавочное увеличение нагрузки на передние колеса за счет разгрузки задних. Отношение нагрузки, приходящейся на колеса движущегося автомо-Д ЕЙСТВИЕ эффективноIу—"\ т.\Ц\'\вгоиля в момент торможения, к нагрузке, приходящейся на те же колеса стоящего на месте автомобиля, называется коэфициентом перераспределения нагрузки. Для передних Для задних колес колес Й : ЛЬ, ^-пп Gi G2 где: т — коэфициент перераспределения нагрузки, g — нагрузка, приходящаяся на колеса движущегося автомобиля при торможении, G — нагрузка, приходящаяся на колеса остановившегося автомобиля. Величина -перераспределения нагрузки зависит от веса автомобиля, расположения его центра тяжести, интенсивности торможения и уклона дороги. При плавном нажиме на тормозную педаль перераспределение нагрузки почти не ощущается. Величина перераспределения нагрузки для передней и задней осей автомобиля мажет быть принята равной в среднем 15—20%. В эксплоатации при подборе наиболее эффективной регулировки тормозов приходится считаться с рядом факторов: конструкцией и особенностями тормозной системы данного автомобиля, дорожными и климатическими условиями, весом автомобиля и распределением нагрузки по колесам, а также о величиной перераспределения нагрузки. К правильно отрегулированным тормозам автомобиля предъявляются следующие основные требования: 1. Обеспечение 'быстрой и плавной остановки автомобиля без заноса. 2. Безотказность работы тормозов в различных условиях эксплоатации. 3. Отсутствие заедания и заклиниваний после прекращения действия тормозов. Перед каждой регулировкой тормозов, независимо от марки автомобиля, необходимо проверить, нет лизаеданий в механизмах тормозного привода и механических повреждений тормозов (обрывов тросов, погнутая тяг, вмятин и трещин в тормозных барабанах и т. д.); выяснить, каково давление воздуха в шинах, отпущен ли рычаг ручного тормоза, не нагреты ли тормозные барабаны (проверяются /рукой !|наощупь). 'Кроме того, 'нужно проверить отсутствие замасливания или -замачивания тормозов водой (проверяется по подтекам у краев барабанов и защитных дисков) и наличие «наката», т. е. отсутствие заеданий в трансмиссии и ходовой части автомобиля. Накат проверяется испытанием автомобиля на ходу. После разгона автомобиля на ровной дороге рычаг коробки передач ставят в нейтральное положение и следят за тем, на каком расстоянии будет продолжаться свободное качение. После окончания регулировки необходимо испытать действие ножного и ручного тормозов на ходу путем разгона автомобиля до скорости 20—30 км в час, и ряда последовательных коротких торможений до окончательной остановки автомобиля. Тормоза должны давать полный эффект при нажиме педали на 3Л ее хода. Попутно обязательно проверяется сохранение «наката» и отсутствие нагрева тормозных барабанов (если рука не выдерживает их температуры, то регулировка забраковывается). Основные правила ухода за тормозными механизмами сводятся к систематической смазке деталей привода,' имеющих масленки {через 300—500 км пробега), и к предохранению механизмов от загрязнения. При углубленном техническом осмотре и при съемке ступиц с тормозными барабанами производят полную очистку всех деталей тормоза и смазку трущихся сочленений тонким слоем графитовой мази или солидола.а.ЦТ РадиоЯ действующая (мла веса автомобиля I — Стоящий без движения на ров ной дороге и — При торможении во время дви -ия э*сениь Рис. 1. Схема действия сил веса и инерции на автомобильОсобенности регулировки тормозовАвтомобиль М-19Перед началом регулировки тормозов автомобиля М-1, кроме перечисленных выше предварительных проверочных операций, необходимо отпустить регулировочные конусы у всех четырех колес и проверить правильность установки начального положения поперечного тормозного вала 1 '(рис. 2). Расстояние от центра верхнего отверстия на концевых рычагах до вертикальной линии, проходящей через центр вращения вала, должно быть равно22 мм, т. е. ось концевого рычага должна составлять с вертикальной линией угол в 20°. Если поперечный тормозной вал 1 не становится в требуемое положение, то следует отъединить тягу 3 от тормозной педали 2 и, регулируя упорный болт 4 планки 5, упирающейся в ролик рычага! 7, ручного тормоза, установить поперечный вал точно в требуемое положение. Текущая регулировка тормозов автомобиля М-1 обычно ограничивается подвертыванием (по часовой стрелке) регулирующих конусов 11G (рис. 3), стержни которых 2 выведены с внутренней стороны диска крепления колодок тормозов. Регулирующие конусы одноименных колес подвертываются на одинаковое число оборотов, контролируемых ва звук щелчками. При за-бнизу рычага и фиксируемого контргайкой. Конструкция тормозов автомобиля ГАЗ-АА имеет много общего с тормозами автомобиля М-1, что, естественно, приводит к общим приемам регулировки- Поэтому, не раз-Рис. 2. Схема системы тормозов автомобиля М-1 тормаживании одного из колес раньше или сильнее другого нужно отвернуть регулирующий конус этого колеса на 1—2 щелчка и снова проверить действие тормозов. Если с помощью указанной регулировки нельзя добиться хорошей работы тормозов, нужно произвести полную регулировку тормозной системы. Для этого тросы 8 (рйс. 2) передних тормозов и тяги, 6 задних разъединяются и укорачиваются на одинаковую длину при помощи вилкообразных наконечников, навертываемых по часовой стрелке. Укорочение тяг и тросов возможно лишь при полностью отпущенных регулировочных конусах. Ручной тормозной рычаг М-1, действуя на ту же тормозную систему, что и ножная педаль, должен обеспечивать полную затяжку тормозов при перемещении его назад на Va хода. Регулировка рычага ручного тормоза осуществляется поворотом регулировочного болта, расположенного бирая детально регулировки тормозов ГАЗ-АА, мы укажем лишь на особенность регулировки ручного тормоза. Она осуществляется путем перестановки соединения тяги от рычага ручного тормоза к поперечному тормозному, валу. Автомобиль ЗИС-101Конструкция тормозного механизма ЗИС-101 с самозатормаживающимися колодками, снабженная вакуумным усилителем <бустером), требует тачной и тщательной регулировки. Текущая регулировка тормозов автомобиля ЗИС-101 ограничивается устранением появляющихся люфтов (мертвого хода). Тормозная педаль должна касаться резинового упора^ на нижней ^стороне педального пола: " БеЛюфт выбирается При укорочении тяги от педали к коромыслу клапана бустера подвертыванием вилкообразного наконечника, Люфт рычага ручного тормоза устраняется при навертывании наконечника на тягу, идущую от рычага к поперечному тормозному валу. Если обнаруживается запаздывание в начале работы цилиндра бустера, то необходимо выбрать люфт в тяге бустера, идущей от штока поршня к поперечному тормозному •валу. При этом следует вытянуть доогказа поршень бустера ив таком положении соединить его шток с предварительно укороченной тягой. Если работа тормозов после указанной регулировки не улучшилась, необходимо произвести полную регулировку в следующей последовательности: 1. Вывесить автомобиль и снять все колеса. 2. Отъединить все четыре троса от рычагов поперечного тормозного вала. 3. Снять крышки, закрывающие контрольные отверстия в тормозном барабане ив защитном диске регулируемого тормоза4. Центрировать тормозные колодки по отношению к барабану. Это достигается регулировкой пололсения эксцентрика 1 (рис. 4), который после ослабления контргайки имеет возмояшость при повороте эксцентрично смещать тормозные колодки. Правильность центровки колодок проверяется через контрольное отверстие барабана щупом толщиной 0,25 мм. Щуп вставляется между обшивкой тормозной колодки у ее конца и барабаном, а эксцентрик 1 поворачивают в направлении движения автомобиля вперед до тех пор, пока щуп не будет плотно зажат колодкой. Вынув щуп, проверяют зазор у остальных концов тор-Рис. 3. Механизм тормоза автомобиля М-12 «За рулем> Jfi 13—14Рис. 4. Схема тормоза автомобиля ЗИС-10117 мозных обшивок, после neiro затягивают контргайку эксцентрика 1. Подобная операция производится для тормозов всех четырех колес. Разница между величинами зазора на противоположных концах колодки не должна превышать 0,10,15 мм. Если не удаетс.я свести зазор к этому пределу, необходимо добавочно отрегулировать опорный палец 2 тормозных колодок. 5. 6 заключение необходимо отрегулировать рабочий зазор между обшивками колодок и тормозным барабаном, обеспечивающий равномерность износа обеих обшивок. Для этого через отверстие защитного диска вставляют •отвертку. Упирая конец отвертки в выступ регулировочной зубчатки 3, поворачивают ее до начала легкого притормаживания при провертывании барабана рукой. Затем нужно провернуть зубчатку в обратную сторону, пока не прекратится притормаясивание. После того как подобным образом отрегулированы все четыре тормоза, их тросы присоединяют к рычагам поперечного тормозного вала. Чтобы проверить одновременность начала торможения, затягивают ручной тормоз до тех пор, пока есть еще возможность провернуть»тормозные барабаны от руки или на особом приборе. При обнаружении более затянутых тормозов их отпускают путем повертывания регулировочной зубчатки 3. Таким образом достигается одновременность' начала торможения у всех колес. После окончания регулировки при торможении на ходу максимальный эффект действия тормозов должен наступать в пределах от Уз до % хода тормозной педали. Если указанные методы регулировки не дали улучшения в работе тормозов ЗИС-101 или если в зазорах между концами тоомозных обшивок и барабаном имеется чрезмерное расхождение, нужно' произвести еще одну регулировку — установки опорного пальца 2. Опорный палец является эксцентричным и при повороте, после ослабления его контргайки, дает возможность перемещать концы колодок. Головка пальца 2, выступающая наружу с внутренней стороны опорного диска, имеет разрез для отвертки. Высота выступов около прорези различна. Более высокий выступ пальца соответствует его эксцентричной части. Регулировка опорного пальца производится при отъединенных тросах после регулировочной операции 5, описанной выше. Она состоит в повертывании опорного пальца в сторону переднего хода автомобиля до тех пор, пока колодки не зажмут щупа толщиной 0,25 мм. Удер-i живая палец отверткой в отрегулированном положении, затягивают намертво его контргайку.3. Ослабить гайки опорных пальТекущая регулировка тормозов цев 3 колодок. сводится к следующему. 4. Разжать тормозные колодки до Начало действия тормозов двух передних колее .должно быть одинаполного торможения путем поворота ковым. У приподнятого от земли корегулировочной зубчатки 2. 5. Затянуть намертво гайки опорлеса предварительно ослабляют ных пальцев 3. контргайку, поворачивают головку 6. Ослабить затяжку колодок, отэксцентрика 1 (рис. 5) в сторону переднего хода автомобиля и довопуская регулировочную зубчатку до дят обшивку верхней тормозной колегкого притормаживания. 7. Отпустить контргайку эксцентлодки до легкого касания о тормозной барабан. Затем отпускают эксрика .1 и ослабить его затяжку до центрик до начала легкого вращеначала легкого вращения барабана. 8. Проверить зазор между обшивния барабана. > колодки В барабаном Открыв контрольное •отверстие в кой тормознойшупа,' вставленного в при помощи защитном диске, упирают конец отспециальное отверстие тормозного вертки в выступ регулировочной барабана. На концах колодок, близубчатки 2и поворачивают ее до же к регулировочной зубчатке 2, наступления легкого притормаживазазор должен быть в пределах ния. Опускают зубчатку назад до начала легкого вращения барабана. 0,30—0,45 мм, а на противолежащих Регулируют равномерный натяг концах 0,15—0,30 мм. 9. Присоединить тросы к тормозтросов тормозного привода, что достигается путем перестановки соным рычагам, предварительно выединительного пальца рычага передбрав люфт во всех сочленениях пенего тормоза в одно из трех отверреднего тормозного привода. Проместий, имеющихся в переднем вилкожуточные рычаги должны иметь наобразном наконечнике тормозного клон от вертикали на 12—15° в стотроса. Задние тормоза — ножной и рону переднего хода автомобиля. Полную регулировку задних торручной — регулируют поворотом мозов (ножного и ручного) .нужно барашков, расположенных на концах тяг, идущих от поперечных .валипроизводить одновременно с регуликов задних тормозов к колесу. Подровкой передних в следующем потяжка тормоза происходит при порядке: вороте соответствующего барашка 1. Разъединить все тяги, идущие • о часовой стрелке. п от поперечных тормозных валов. 2. Выбрать люфты в сочленениях При неодинаковом торможении отдельных колес следует после регупривода путем подвертывания виллировки отпустить тормоза, дейсткообразных наконечников тяг при вующие более сильно, не допуская полностью отпущенных регулировочных барашках. подтяжки более слабых. Полную регулировку передних 3. Соединить и поставить все тятормозов нужно производить при ги на место. вывешенных колесах в следующей 4. Затянуть регулировочные бапоследовательности: рашки до начала торможения бара1. Отъединить тормозные тросы банов, а затем отпустить назад на Автомобиль ЗИС-5 от рычагов переднего тормоза. У* оборота. • Ввиду различной конструкции пе2. Произвести регулировку экс5. Проверить одновременность наредних и задних тормозов ЗИС-5 центрика 1, описанную в текущей чала торможения обоих задних комы рассмотрим их регулировку отрегулировке, и, не изменяя ее, затялес и отсутствие заеданий при ©paдельно. нуть контргайку. щении барабанов без торможения. 18