16
17
отоцинл ИЖ-9В. РОГОЖИН, главный конструктор Ижевского мотозаводаТЛЖЕВСКИИ мотоциклетный завод "'* приступил к серийному производству мотоциклов ИЖ-9. Новый мотоцикл, в отличие от ИЖ-8, имеет более мощный двигатель, новую переднюю вилку, увеличенные тормозные барабаны и ряд других мелких конструктивных улучшений. Большая мощность двигателя достигнута в результате некоторого изменения продувки и введения двух раздельных друг от друга выхлопов. Охлаждение цилиндра улучшено за счет увеличения ребристой поверхности цилиндра и его головки. Роликовый подшипник нижней головки шатуна заменен игольчатым. Конструкция предусматривает установку на двигателе карбюратора К-29 типа «Амал», осваиваемого Ленинградским карбюраторным заводом. Временно на мотоциклах первого выпуска будет устанавливатьоя карбюратор ЛКЗ-22 типа «Фрамо», что несколько снизит экономические и эксплоатационные показатели двигателя. В связи с тем, что двигатель имеет два самостоятельных выхлопа, мотоцикл ИЖ-9 снабжен двумя глушителями, способствующими значительному уменьшению звука выхлопа. Взамен нерегулируемой передней вилки ИЖ-8 ставится вилка новой конструкции, позволяющая производить регулировку торцевого зазора шарниров по мере их износа. Конструкция боковых амортизаторов изменена. Это значительно содействовало повышению эластичности работы вилки на различных профилях дорог. Для улучшения действия тормозов у мотоцикла ИЖ-9 увеличены тормозные" барабаны. Диаметр барабана 170 мм против 139 мм на мотоцикле ИЖ-8. Нояшая тормозная педаль перенесена на левую сторону под пятку водителя. К другим незначительным изменениям относятся: раздельное от седла крепление бака, жесткое крепление к баку планки рулевого демпфера и т. п. Конструктивные усовершенствования повысили эксплоатационные технические показатели машины. В прошлом году опытные образцы мотоцикла ИЖ-9 прошли пробеговые испытания на 8 000 км пол/IS >ЬУралу и Удмуртии в самых 'различных дорожных условиях и по бездорожью, а также всесторонние государственные испытания, в результате которых окончательно определилась характеристика мотоцикла.ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕДВИГАТЕЛЬ Тип двигателя — одноцилиндровый, двухтактный с двухсторонней продувкой и бездефлекторным поршнем. Диаметр цилиндра — 74 мм. Ход поршня — 68 мм. Рабочий объем цилиндра — 293 см3. Степень сжатия — 5,6—5,8. Мощность — 9,5 л- с. Число оборотов при максимальной мощности — 3 800. Смазка — примесью жидкого масла к горючему. Охлаждение — воздушное. Материал цилиндра — чугун. Головка цилиндра — съемная, отлитая из алюминиевого сплава. Форма камеры сжатия полусферическая с центральным расположением свечи. Поршень — из алюминиевого сплава, имеет три компрессионных кольца. Поршневой палец — плавающего типа. Коленчатый вал — собран с шатуном путем запрессовки кривошипного и коренных пальцев в противовесы. Конструкция неразъемная. Крепление колончатого вала в картере — на двух шарикоподшипниках 62 X 25 X 17. ФАЗЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Открытие 20 мм, т. е. Закрытие 20 мм, т. е. Открытие 18 мм, т. е. Закрытие всасывающих окон 58° до ВМТ. всасывающих окон 58° после ВМТ. выхлопных окон 70° до НМТ. выхлопных окон 18 мм, т. е. 70° после НМТ. Открытие продувочных окон — 12 мМ, т. е. 56,5° до НМТ. Закрытие продувочных окон — 12 мм, т. е. 56,5° после НМТ. Фазы распределения симметричны относительно мертвых точек. Налоговая мощность — 1 л. с. КАРБЮРАЦИЯ Карбюратор — К-29 типа «Амал». Диаметр проходного сечения диффузора — 22 мм. Емкость бензобака — 14 л Фильтрация горючего — два сетчатых фильтра: один в заливном отверстии бака, другой — на выпускном кранике бензобака. Фильтрация воздуха — фильтр о набивкой из медной стружки, смоченной в масле. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ •Зажигание — маховичное магнето. Опережение зажигания — 7 мм, т. е. 33° до ВМТ. Изменение момента вспышки на ходу не предусмотрено. Прерыватель — ПМ-4754 производства Электрозавода им. Куйбышева. Кулачок прерывателя укреплен на конце коленчатого вала- Зазор между контактами 0,4—0,5 мм. Свеча — зазор между электродами 0,5-0,6 мм. Резьба - 18 X 1,5. Генератор тока для освещения — динамомашина постоянного тока тип Г10 производства Электрозавода им. Куйбышева. Рабочее напряжение 6 вольт, мощность 36 ватт. Регулировка напряжения осуществляет-mmHIВид мотоцикла ИЖ-9 справаВид мотоцикла ИЖ-9 слева16• _ • : ':. • . ' " -•" - : ' .• ся третьей щеткой и добавочным сопротивлением в цепи обмотки возбуждения. Привод генератора — резиновый ремень трапецеидального сечения. Батарея аккумулятора — свинцовая; рабочее напряжение — 6 вольт; тип ЗМТ-16 (емкость 16 амперчасов). Реле обратного тока — ЦБ-4118 или ЦБ-120 производства АТЭ.Передаточные числа коробки передач: 1-я передача — 3,13, 2-я » -1,6, 3-я » —1 Общие передаточные числа от двигателя к заднему колесу: 1-я передача —18,78, 2-я » — 9,6, 3-я » — 6. Размер цепей — 4s." X 5/1»"-ОБЩИЕ ДАННЫЕ Вес мотоцикла с инструментом, без горючего — 137 кг. Вес мотоцикла с полным бензобаком — 149 кг. Длина — 2150 мм. Ширина — 820 мм. База (расстояние между осями) — 1370 мм. Максимальная скорость — 90 км в час. Средний расход горючего на 100 им — 4,5 л. Запас хода на одном баке — около 300 км. 'Максимальный угол подъема — 24°. В настоящее время конструкторский коллектив Ижевского мотоциклетного завода разрабатывает новую модель — мотоцикл ИЖ-10,, в котором намечено осуществить дальнейшее усовершенствование конструкции мотоцикла ИЖ-9. нотКак разбирать карбюратор МКЗ-6Более совершенный в работе карбюратор МКЗ-6 уступает карбюратору МААЗ-5 в отношении удобства и быстроты монтажа и демонтали. Для того чтобы отнять нилшюю половину карбюратора для очистки поплавковой камеры и продувки жиклеров, приходится тратить почти 15 минут. Для сокращения времени разборки карбюратора МКЗ-6 предлагается следующий порядок: 1) вывинтить стяжной болт хомута шланга воздухоочистителя, снять хомут и отъединить шланг от воздухоприомного патрубка »карбюратора; 2) вывинтить стопорный винт зажима оболочки подсоса; 3) вывернуть стопорный винт троса подсоса в рычаге воздушной заслонки и отъединить трос от рычага, вынув оболочку из' зажима; 4) отвернуть 3 винта крепления нижней паповины ^карбюратора, расположенных на крышке поплавковой камеры, после чего нижняя половина снимается свободно. Оборку, производят в обратном порядке. При разборке и сборке необходимо соблюдать осторолшость, чтобы сохранить цельность пластмассовой прокладки и диффузора. А. ПетровДвигатель мотоцикла ИЖ-9Управление электрооборудованием — центральный переключатель П-134 с добавочным сопротивлением для регулировки напряжения генератора. Переключатель малого и большого света выполнен совместно с кнопкой звукового сигнала. Сигнализация — звуковой электроеишал производства Электрозавода им. Куйбышева или завода «Автомотор». Прочие приборы — фара о двухнитевой лампой 32 X 21 свечи и лампой стояночного света 3 свечи; переносный фонарик, освещающий задний номер, с лампой в3 свечи; амперметр. ТРАНСМИССИЯ Коробка передач — трехступенчатая со скользящей парой шестерен постоянного зацепления. Включение первой и третьей передач производится торцевыми кулачками, переключение — ручным рычагом без кулисы. Сцепление — многодисковое, сухое, с вкладышами из пробки или прессованной асбестовой массы; одна центральная пружина.2 За рулем Л» 15—16ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Рама — штампованная. Передняя вилка — параллелограм с центральной пружиной и штампованными щеками. Фрикционный амортизатор в нижнем шарнире. Колеса — невзаимозаменяемые. Шины — 26 X 3,25, клинчерные.УПРАВЛЕНИЕОцепление — левый рычаг на руле. Передний тормоз — правый рычаг на руле. Задний тормоз — ножная педаль под пяткой левой ноги. Дроссельная заслонка карбюратора — правая вращающаяся рукоятка. Воздушный корректор — манетка на правой стороне руля. Руль — трубчатый; положение ©го регулируется по яселанию водителя. Для смягчения боковых ударов на переднее колесо служит фрикционный демпфер.17