12
13
В помощь начинающему преподавателюПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙТЭАЖНЕЙШИМ условием правиль*-* ной, а отсюда высококачественной организации учебного процесса в автомобильных и мотоциклетных школах является тщательно продуманная методика работы преподавателя в классе. Руководств и пособий по этому важному вопросу нет. Преподавателям приходится работать, полагаясь только на свой, иногда очень недостаточный, опыт. Нередко они совершают ошибки и методические промахи и лишь с годами, выправляя и вырабатывая стиль, улучшают качество своей работы. Преподаватель авто-мотокурса выращивает технические кадры не только для транспортного хозяйства страны, но и для нашей доблестной Красной Армии. От качества его работы зависит прочность технических знаний его учеников. Естественно, что все это возлагает на преподавателя величайшую ответственность. В настоящей статье мы дадим несколько организационно-методических советов начинающему преподавателю авто-'Мотокурса, касающихся главным образом его работы в аудитория. Полагаем, что эти указания, подсказанные многолетним опытом, помогут начинающим педагогам правильно организовать свою работу и вызовут горячий отклик всех, кому вопросы методики преподавания автодела близки и небезразличны. Подготовка к аанятиям дает хорошие результаты, если ее правильно организовать и закончить составлением конспекта. Хорошо продуманный конспект, сясат-о излагающий конкретный материал, в определенной методической последовательности, организует работу преподавателя в аудитории, направляет содержание лекции, предупреждает возмояеные отклонения от темы и тем самым обеспечивает плановую отработку программы. Лучшей формой конспекта с точки зрения расположения материала является форма, принятая в РККА. В вводной части этого конспекта указывается целевая установка темы, метод, время и место проведения занятий, перечень необходимого для урока демонстрационного оборудования и подсобной литературы. Рабочая часть конспекта заканчивается контрольными вопросами и примерными заданиями на дом. Чтобы облегчить составление работай части конспекта, мы рекомендуем начать с подбора и просмотра всей имеющейся литературы на нулевую тему, подготовить ее для обработки, подчеркнуть необходимое, вложить закладки в нужных местах, подобрать наиболее удачный иллюстративный материал и т. д. Возьмем в качестве примера тему «Электрооборудование автомобиля». В план конспекта на эту тему придется включить следующие вопросы: элементы автомобильной электротехники, источники тока (аккумулятор, генератор с реле обратного тока, регуляторы напряжения и силы тока), приборы батарейного зажигания, заяшгание от магнето, приборы самопуска, звуковые сигналы, центральные переключатели, приборы освещения и важнейшие пути тока. Каждый пункт такого плана снабжается справочным материалом, включающим основные определения, подробные технические характеристики изучаемых приборов, материал деталей и процесс их обработки, характерные неисправности и порядок обслуживания. Конспект должен быть тщательно написан или отпечатан на машинке, с ярким выделением заголовков и наиболее важных мест. Небрежная запись вызовет нежелательные затруднения и лишние паузы во время урока. Успешное проведение занятий, их качественный результат и степень усвояемости зависят как от тщательности подготовки, так и от построения самого урока. Бот несколько практических советов, вытекающих из личного опыта автора этих строк. До начала занятий обратите внимание на рабочую обстановку, не забудьте о мелочах, позаботьтесь, чтобы все необходимые вам принадлелшости были на местах. Плакаты, чертелей, демонстрационные детали, разрезы, указка, классный циркуль, угольник, белый и цветной мел, наконец графин с водой и стакан, — все это вам может понадобиться во время урока. Сами делайте проверку присутствующих по классному лсурналу — скорее запомните фамилии своих слушателей. Положите прямо перед собой свой конспект — вам |некогда будет разыскивать его в портфеле в процессе урока. Если вы впервые знакомитесь с группой, обязательно поинтересуйтесь общеобразовательным и техническим уровнем слушателей, их специальностью, степенью знакомства с предметом и т. д. Это поможет вам установить глубину разбора темы, найти общий язык и доступную всем форму излолсения.На уроке тактики в Центральной технической школе ОсоавиахимаП В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ ОСОАВИАХИМАСейчас занимается четвертый набор Центральной технической школы Осоавиахима. Половину слушателей составляют начальники и политруки автоучебных пунктов и автошкол Осоавиахима. Приступая к работе с новым набором, руководство школы перестроило учебный процесс и программу, учтя допущенные ранее ошибки. Курс политподготовки был одинаковым для всех курсантов, несмотря на большое различие их общеобразовательного уровня. Сейчас программа строго диференцирована. Группы начальников и политруков автоучебных пунктов изучают Краткий курс истории ВКП(б), группы же инструкторов практической езды занимаются вопросами текущей политики. Соответственно изменены программы но автотехникэ и военным дисциплинам. Командирским группам отведено больше часов на тактику (общевойсковую и специальную), для Инструкторских Групп увеличено количество уроков по технике, хотя и для них программа по тактике значительно расширена. Большое внимание уделяется действиям автоколонны как самостоятельно, так ив составе пехоты. Впервые в программу включена связь. Курсанты будут изучать связь линейную, телеграфную и радиосвязь, упражняясь в работе на аппаратах различных систем. Мотоциклетное дело, которое раньше изучалось в порядке кружковой работы, теперь также включено в учебную программу. Значительно расширена и материальная база школы. Открыты классы сведя, класс газогенераторных машин, для которого школа приобрела машины ЗИС-21 и ГАЗ-42. Получены новые мотоциклы и велосипеды. Все это показывает, что учебный процесс в Центральной технической школе несомненно улучшается."ЭД.ЯШ, •" •Ж .: ••• ••В Центральной технической школе Осоавиахима. На занятиях по мотоделуПриступая к занятиям, разъяснит е цель урока, четко определите его задачу, сразу направляйте внимание .аудитории в нужное русло. Не стесняйтесь своего конспекта, он показывает только вашу организованность и серьезное отношение к делу. Соразмеряйте свой голос с размерами аудитории: не говорите слишком тихо, но и не оглушайте своих «слушателей криками. Следите за темпом речи, не говорите излишне быстро, но и не растягивайте 'слов. И •то и другое утомляет. Следите за своей речью. От четкости и ясности изложения зависит успех вашей лекции. Не упрощайте речь, но и не увлекайтесь иностранными неходовыми терминами. Не уродуйте свой родной язык нелепыми искажениями и не употребляйте выражений, значение которых вам -самому не вполне ясно. Боритесь с дурной привычкой вставлять в речь ненужные слова: «значит», «так сказать», «вообще», • т. д. — они отвлекают слушатеи лей. Не ослабляйте внимания к аудитории. Следите за тем, как вас слушают. Не давайте слушателям отвлекаться и переговариваться. Рассказывая об отдельных агрегат ахи механизмах, придерживайтесь методической последовательности излолсения. Мы рекомендуем такой порядок: название детали, ее назначение, устройство основных частей, материал и основные элементы обработки, работа и взаимодействие частей, крепление, место и система -расположения, разборка и сборка, регулировка, зазоры и допуски, обслуживание—смазка. хтанение, сро~ки осмотров и ремонтов. Чаще пользуйтесь доской, плакатом, макетом и механизмом. Помните, что зрительная память слушателя наиболее прочна. Обращайте серьезное внимание на вопросы слушателей. Будьте точны в ответах. Но не допускайте самотека и отклонений от темы. Берегите время. Если даже вопрос слушателя элементарно прост, не продуман, неудачен, отвечайте просто, серьезно и внимательно, не давая повода к смеху аудитории. Будьте особо внимательны к робкому слушателю. Его общительность, активность и работоспособность часто зависят от вашего такта и поддержки. Автору этих строк приходилось наблюдать, как грубость и бестактность преподавателя резко обрывали попытки слушателя разобраться в неясном вопросе. Такой слушатель и не пытался больше задать вопрос: он потерял уверенность в своих силах, растерялся, отстал и, не закончив курса, перестал являться на занятия. Никогда не раздражайтесь в классе. Резкость преподавателя вызывает ответную нервозность слушателей, ослабляет внимание и снижает результаты его работы. Диктуйте рабочую запись ясно и коротко, только важное и необходимое, не превращайте урок в сплошной диктант. Лучше диктовать в процессе лекции короткими фразами, не откладывая записи на конец занятий. Помните, что рабочая запись слушателя — его основной учебкик. Не диктуйте экспромтом. Заранее продумайте, что и как диктовать, составьте текст записи. А. СПИЦЫН, преподаватель Центральной технической школы Осоавиахима13