21
22
23
Тшишшаш оёсмжийшиечёгжоёиляСмазкаЧтобы уменьшить расход анергии на преодоление трения между механизмами автомобилей и предохранить части машин от быстрого износа, между трущимися поверхностями вводят слой- смазочного вещества. Работа механизмов автомобиля сопровождается значительными -постоянными или переменными нагрузками, а в некоторых механизмах (двигатель) — высокими температурами. Поэтому к качеству смазочных материалов, применяемых для автомобиля, предъявляются очень высокие требования. Подбор масел зависит от конструктивных особенностей механизмов, условий их работы, а также от климата, класса дорог и времени года-. Для смазжи автомобильных двигателей наиболее распространенными являются четыре сорта минерального масла — автола, установленные общесоюзным стандартом: А-6, А-8, А-10 и А-18. Помимо указанных сортов масел, для двигателя автомобиля ЗИС-101 применяется бакинское экспортное масло — лубрикетинг, а для ГАЗ-М-1 — масло, изготовляемое по техническим условиям завода, - И-1716 Ли И-1716 3.автомобиляМасла для двигателей должны выдерживать высокие температуры, не терять свои первоначальные качества (стабильность), сгорать, не давая нагара, не выдавливаться из зазоров при больших давлениях, т. е. обладать хорошей вязкостью и маслянистостью. В масле не должно быть механических примесей (песка, металлической пыли), смол, способствующих явлению детонации и образованию кокса, а также кислот и щелочей. Если в автохозяйстве нет автолов, то они могут быть временно заменены другими маслами соответствующего качества. Автол-6 заменяется машинным маслом марки 2и 2В, моторным маслом М или компрессорным Л; автол-8 заменяется автолом-10, машинным маслом Т или моторным маслом Т; автол-10 заменяется автолом-8, компрессорным маслом М или цилиндровым 2. Для смазки трансмиссии, коробки передач, диференциала, карданных соединений и рулевого механизма применяют густы& масла — вискозин (3, 5 и 7), смеси автола или вискозина с консистентными мазями — солидол Л, М и Т. Коробки передач и диференциал в зависимости от времени года смазываются следующими маслами: дальным графитом (одна часть). Все сочленения рулевых тяг и шкворни смазываются солидолом М или Л, картер рулевого механизма—автолом пополам с солидолом, подшипники колес — солидолом или тугоплавкой смазкой И-1719, а также консталияом (ГАЗ-М-1). Смазка электрооборудования производится костяным маслом или его замените-Инж. В. ВИНОГРАДОВ и инж. М. ДЕРКОВСКИИРис. 1. РамочныйвискозиметрЛетом ГАЗ-М ГАЗ-АА ЗИС-5 ЗИС-101ЗимойСмазка И-1722 Л или вапор М Смазка И-1722 3 брайсток или смесь вискозина-7 (50%) (ОСТ 8847) или смесь вискозина-7 с автолом-10 (50%). (30%) и автола-10 (70%). Смесь автола-10 (50%) с соСмесь вискозина-7 (30%) с автолом-10 (70%). лидолом (50%). Смесь вискозина-7 (50%) с Автол-10 (50%). солидол (50%). солидолом (50%). Брайсток (ОСТ 8847) или ваБрайсток (ОСТ 8847) пор М (ОСТ 731)лем: веретенным маслом № 3, сепаратным — Л и маслом Вольта- — Л и Т. Для определения вязкости масел пользуются специальным прибором — рамочным вискозиметром (рис. 1). Прибор состоит из рамки с четырьмя трубками, в которые залиты автолы 6, 8, 10, 18 ииололсены одинаковые металлические шарики. Масло заливается в пятую свободную трубку, внутри которой также находится металлический шарик. Трубка закрывается пробкой и рамка ставится вертикально, так, чтобы все шарики опустились на дно. Затем рамку быстро переворачивают, и металлические шарики во всех трубках начинают опускаться. В менее вязких маслах это происходит быстрее, а в более вязких — медленнее. Когда шарик пройдет в трубке более половины пути, рамку Отавят горизонтально. Полоясение этого шарика относительно других эталонных шариков показывает вязкость испытуемого масла. Если, например, положение этого шарика соответствует положению шарика в трубке с обозначением 8, то вязкостьПреимущество густых и полугустых смазок заключается в том, что они дают толстую масляную пленку, удерживающуюся на трущихся поверхностях. Утечка- таких смазок через неплотности и зазоры весьма незначительна. Недостатком (особенно смесей) является повышенный коэфициент внутреннего трения, что увеличивает -потери энергии на его преодоление. Смазка тавотниц шасси автомобили производится консистентными мазями: солидол Л, М и Т. Для смазки рессор применяется графитовая мазь (солидол — 25°/о, графит — 25%, нигрол — 50%>) или смесь вискозина-7 (две части) с коллон-21 Рис. 2. Ручной тавотонабивательиспытуемого масла при 50° С равна 8° Энглера. Наличие в масле механических примесей определяется по прозрачности и цвету масла, а более наглядно путем фильтрации через фильтровальную бумагу. Для определения кислот и щелочей в масле берут 50 куб. см масла, подогревают и взбалтывают его с равным объемом кипяченой .воды (лучше дистиллированной). Смесь сливают в воронку с краном, дают ей отстояться, после чего слой воды спускают через кран в две пробирки, и в одну из них добавляют каплю метилоранл^а. При наличии в масле кислоты водный раствор окрашивается в розовый цвет, а при отсутствии ее — сохраняется желто-оранжевый цвет. Во вторую пробирку добавляют каплю фенолфталеина. Если в масле имеется щелочь, водный раствор также окрашивается в розовый цвет. Наличие воды определяется подогревом масла в пробирке над пламенем спиртовой или газовой горелки до 120—150° С.tУХОД ЗА СМАЗКОЙ В процессе работы смазочные материалы теряют свои первоначальные качества. В масле увеличизает•ся количество механических приме-сей: минеральной пыли, попадающей извне, н металлических частиц от трущихся поверхностей. Под действием кислорода, находящегося в воздухе, высокой температуры и давления происходит частичное разложение и окисление масла. В нем появляются нерастворимые вещества — аофальты, растворимые — смолы и органические кислоты. Это приводит к закупорке маслопроводов, пригоравию колец, отложению кокса в камере сгорания двигателя и, наконец, появлению детонации. Если в двигателе масло выгорает, то в остальных агрегатах и деталях автомобиля оно частично выдавливается и вытекает. Таким образом, количество смазки в автомобиле ©о время его работы уменьшается, а качество смазочных материалов все время ухудшаотся. Поэтому время от времени требуется добавлять масло и периодически менять его. При добавлении масла и его смене нужно помнить, что вреден не только недостаток масла, но в некоторых случаях и его избыток. Избыток масла в двигателе вызывает забрасывание свечей, что приводит к перебоям в работе двигателя, т. е. потере мощности, увеличению нагара и т. д. Избыток масла в коробке передач, заднем мосту вызывает усиленный нагрев их и потерю некоторых качеств масла (особенно вязкости), что ведет к выдавливанию его через сальники и усиленным износам шестерен. Более жидкое масло в картере диференциала легко проникает к тормозным колодкам, замасливая их и тем самым выводя из строя тормоза. При проведении смазки автомобиля необходимо соблюдать следующие условия: 1. Производить проверку уровня масла в картере двигателя через 100—150 км и доливать до нормы (отметка на указателе), а в картерах заднего моста и коробки передач — примерно через 1000—2000 км пробега автомобиля. 2. Менять масло в двигателе, когда он еще теплый (по приезде). При смене масла обязательно промывать картер подогретым маслом. Смена масла без промывки картера не дает полного эффекта, так как до 25°/о старого масла остается в системе смазки. Более эффективна промывка картера керосином, но при этом необходимо вторично промывать его чистым маслом. Промывку керосином (при работающем двигателе) надо производить очень осторояшо, чтобы не расплавить подшипники. Периодичность смены масла для ГАЗ-М-1 и ГАЗАА — 75(0-900 Км, для ЗИС-101, ЗИС-5 и ЯГ -1200-1500 км. 3. Смена масла в картерах заднего моста, коробки передач производится с обязательной промывкой их керосином. Периодичность смены для ГАЗ-М-1, ГАЗ-АА—6000 км, для ЗИС-5 и ЯГ-7500 км и ЗИС-101 15000 км. 4. При смазке тавотниц шасси солидолом необходимо вводить шприцем смазку до тех пор, пока из зазоров не покажется свежее масло. Периодичность смазки в зависимости от времени года и климатических условий — 300—500 км и более. 5. Производить смазку следует по установленному графику. 6. Масло, оборудование и приборы, которыми производится смазка, долясны содерясаться в чистоте. При смазке коробок передач и диферевциала ни в коем случае не рекомендуется применять в качестве смазочного смесь солидола с отработанным автолом. Автол, слитый из двигателя, теряет свою маслянистость и вязкость, а солидол этих качеств не имеет. При таком смазочном материале будет происходить повышенный износ шестерен. ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ ДЛЯ СМАЗКИ Для повышения производительности труда, обеспечения хорошего качества смазки, уменьшения потерь смазочных материалов применяется специальное оборудование: эстакады, подъемники или канавы. Простейшим прибором для смазки автомобиля солидолом является ручнойРис. 3. ТавотобакРис. 4. Пневматический тавотонабиватель с пистолетом22t тавотонабиватель или шприц, изображенный на рис. 2. •Схема работы тавотонабивателя следующая. Наконечник 1 прижимается к тавотнице, подлежащей смазкв', при этом смазчик левой рукой удерживает тавотонабиватель за корпус 10, а правой производитЗаполнение ручного тавотонабивателя рекомендуется производить при помощи специального тавотобака (рис. 3), через пустотелую рукоятку и шток поршня. Пользование тавотобаком при заполнении шприца (тавотонабивателя) в два раза сокращает время нанажим на ручку 12, насаясенную на пустотелый шток 11 поршня 9. При этом ствол 3, упирающийся в неподвижную диафрагму 8, входит внутрь конической части корпуса тавотонабивателя 7, преодолевая натяжение пружины 6. Одновременно плунжер 5 входит внутрь ствола, отнимает шариковый клапан 2и выдавливает масло через наконечник в тавотницу. Как только прекращается нажим на [ручку 12, ствол 3 под действием пружины 6 возвращается в первоначальное крайнее положение, а шариковый клапан 2 плотно закрывает выходное отверстие ствола. При этом в канале ствола создается разрежение, под действием которого масло из корпуса тавотонабивателя будет поступать в канал ствола через отверстия в диафрагме 8, а также через отверстие 4, Поршень 9в данной конструкции тавотонабивателя предназначается для уплотнения солидола и сдвигания его по мере расходования в сторону плунясара. Емкость тавотонабивателя—0,25 кг; подача за полный ход плунжера — 0,5 г солидола. Давление при выходе из сопла наконечника практически достигает 75—80 атмосфер.эту операцию по сравнению с ручной заправкой, уменьшает потери смазочного материала, увеличивает на Ю > загрузку корпуса тавотона% бивателя и обеспечивает чистоту смазочного материала.Рис. 7. Маслораздаточная колонка Устройство и действие тавотобака следующее. Внутри бачка 1 имеется поршневой насос 2. Поршень насоса приводится в действие при помощи шестеренки 3, насалсенной на валик с рукояткой 4и соединенной зубчатой рейкой 5. При повороте рукоятки вправо или влево рейка вместе с поршнем 6 будет двигаться вверх и вниз, производя всасывание масла из бака и нагнетая его через клапан поршня- 7 в корпус насоса и далее по трубо 8в корпус тавотонабивателя. Та.вотобак с успехом молсет быть использован для наполнения смазкой картеров заднего моста и коробки передач. Для этого на трубку 8 нулено надеть резиновый шланг. Кроме ручного тавотонабивателя, в гараясах может применяться пневматический тавотонабиватель, выпускаемый Трестом гаражного оборудования (ГАРЮ), изображенный на рис. 4.Пневматический тавотонабиватель состоит из резервуара 1, заполняемого через крышку 2 смесью, и пневматического пистолета 3. В резервуаре имеется поршень, шток которого 4 виден на рис. 4. В верхнюю часть резервуара над поршнем воздух подводится по резиновому шлангу от компрессора с давлением не нилсе 4—5 атмосфер. Под давлением воздуха масло" из резервуара подается ио шлангу 1к пистолету 3, изображенному отдельно на рис. 5. По шлангу 2 подводится к пистолету слитый воздух под давлением 7—10 атмосфер. Внутри корпуса пистолета заключен воздушный цилиндрик, шток поршня которого слулсит плунясером, выдавливающим смазку через наконечник пистолета 3. При налсиме на кнопку пускового клапана 4 сясатый воздух поступает в воздушный цилиндр и приводит в двюкенио поршень и шток, выталкивая под высоким давлением смазку через наконечник. При отпускании кнопки пускового клапана СЛИТЫЙ воздух выходит через зазор между стержнем клапана и футоркой, а пружина возвращает поршень и плунжер в первоначальное положение. Канал плунжера вновь заполняется маслом, и действие пистолета молсет быть повторено. При нормальных условиях работы пистолет дает до 50 подач в минуту, подавая за один ход плунжера 1 г. Развиваемое давление при выходе масла из наконечника — 150—250 атмосфер. Простейшим приспособлением для раздачи автола слулсит насос (рис. 6), изготовляемый ГАРО. Насос молсет устанавливаться непосредственно на бочке. Специальный дозатор позволяет производить выдачу масла точными порциями—0,25, 0,5, 1,0 литр. Маслораздаточная колонка емкостью в 300 литров изображена на рис. 7. Для смазки рессор применяется пульверизатор (рис. 8). Пульверизация или распыление смазки производится сжатым воздухом, подаваемым по шлангу к прибору.=о1И1Рис. 8. Пульверизатор рессор для смазки4Рис. 6. Выдача масла насосом из бочкиПрежде чем производить смазку рессор, нуясно ослабить затялску гаек, хомутиков и стремянок и разгрузить рессору, вывесив машину за раму. Если на рессоре имеются чехлы, то смазку производят через специальные отверстия в них, при помощи особых .струбцинок и шприца.23