КТЖ^л-^^та?'^^тЗ&бшчаткой повертываются в обратном •направлении. Таким способом осуществляется притирка клапанов. Этот прибор осваивается в СССР впервые. Вес его 650 г. герметичности установки присоса), манометра 3и резиновой груши 4. Кольца изготовляются трех размеров для разных диаметров клапанных головок. Для проверки плотности прилегания клапана к гнезду над ним устанавливают стакан прибора. Затем, нажав на днище левой рукой, создают грушей давление внутри стакана- Давление доводится до 0,7—0,8 атмосферы (избыточное). Если стрелка манометра в течение одной минуты остается на этом давлении, то это значит, что клапан притерт достаточно хорошо. Если же стрелка быстро отклоняется к нулевому делению или не отклоняется, то притирку клапана необходимо продолжить. Такой прибор можно изготовить силами мастерских автохозяйств, использовав для этого масляный манометр и резиновую грушу.ПРИТИРКА КЛАПАНОВРабочую поверхность клапана (фаску) -перед притиркой смазывают специальным притирочным составом, состоящим из порошкообразного наждака и масла. После этого клапан вращают в гнезде в обе стороны, причем каждый раз при перемене направления вращения клапан приподнимают, чтобы притирочный состав лучше распределялся по поверхности) гнезда и клапана. Вращение клапана осуществляется специальными приборами с электрическим, пневматическим или ручным приводом. На рис. 1 представлен общий вид прибора с пневматическим приводом для притирки клапанов всех систем как а автомобильных, так и трак-СТЕТОСКОПШум и стук в двигателе можно исследовать с помощью специального прибора — стетоскопа'. Стетоскоп состоит из слухового стержня 1, корпуса с мембраной 2, двух резиновых трубок 3и двух металлических наконечников для ушей 4. Наконечники соединены между собой плоской пружиной 5 для плотного прилегания их к ушам (см. чертеж).Рис. 1. Общий вид пневматического притираоояоттмторных двигателей. Конец штока прибора снабжается отверткой, вилкой и резиновым присосом для клапанов двигателей ГАЗ и М-1. Пневматический притир работает по следующей схеме (рис-2): воздух, поступающий из шланга 1, проходит через толкатель 2в рубашку (полость) 3 корпуса 4. Толкатель 2 открывается штоком 5 при нажатии на клапан двигателя. Поступивший в полость воздух через входной клапан 6 переходит в цилиндр 7. Внутри цилиндра расположена крыльчатка 8, разделяющая вою полость цилиндра на три сектора. В зависимости от положения входного клапана 6 воздух поступает либо в сектор, расположенный вправо от перегородки 9, либо в левый сектор. Сила давления воздуха сдвигает крыльчатку 8, соединенную со штоком 5, и тем самым заставляет его вращать то в одну, то в другую сторону. При этом увеличивается объем сектора, в который поступает воздух. При крайнем положении крыльчатка соединяет полость сектора с выходным отверстием 10. через которое выходит воздух. В то же время крыльчатка 8 передвигает клапан 6, и процесс Повторяется в другом секторе. Шток о крыльРис. 2. Схема пневматического притира После притирки клапана требуется проверить плотность прилегания клапанной тарелки к гнезду на герметичность. Для этого служит специальный прибор (рис. 3), состоящий из* металлического цилиндра (стакана) 1, резинового кольца 2 (дляРис.3. Проверка качества притирки:1 — стакан; 2 — резиповая прокладка; 3 — мапо.метр; 4 — резиновая груша ,Прибор для выслушивания стуков в двигателе Стетоскоп очень чувствителен и настолько правильно передает стуки и шумы, что позволяет не только механику, но и каждому водителю безошибочно определять причины их появления. Инж. В. БЕРЕЗКИН24