10
11
БОРЬБА ЗА СКОРОСТНОЙ РЕКОРДИнж. А. КОРОСТЕЛИНРВЫ абсолютный реП Е корд Йскорости автомобиляс хода зарегистрирован в 1898 году. Он равнялся 63,14 км/час и установлен французом" Шасселу-Лоба. Рекорд 1940 года — 594,8 вм/чае установлен англичанином Коббом. Таким образом, за 41 год скорость автомобиля возросла в 9,4 раза. Шасселу-Лоба имел двигатель мощностью не более 40 л. с , а Кобб — 2 500 л. с. Первый совершал свой рекордный заезд на обычной лишь хорошо утрамбованной дороге, приспособленной для движения конных экипажей, а второй — на лучшем в мире естественном треке Бонневилл. Все современные абсолютные рекорды скорости устанавливаются на естественных сверхскоростных треках, образованных высохшими солеными озерами. Поверхность каясдого такого трека (Даллас, Бонневилл, Мюрок в США) имеет вид ледяного зеркала с трещинами, усыпанного мелкими зернами соли. Подготовка треков к рекордному заезду автомобиля сводится к очистке беговой дорожки механическим скребком и выравниванию бугорков соли на трещинах, а также нанесению на очищенную поверхность краской широкой полосы для лучшей ориентировки гонщика. Треки опоясаны кольцом гор, так что вредное действие случайного ветра на машину исключается. На них легко выбрать и разбить дорожку длиною до 20 км, что вполне достаточно для разгона, рекордного заезда и торможения автомобиля. .Выпуск гоночных автомобилей и стремление достигнуть на них новых рекордных скоростей диктуются следующими факторами. 1- Гонки являются лучшим средством испытания отдельных механизмов автомобиля. Они дают конструкторам много ценнейших материалов для модернизации и улучшения нормальных автомобилей массового производства. Сегодняшний гоночный автомобиль превращается (конструктивно) в дальнейшем в нормальную дорожную машину.Джон Кобб выступил на очень оригинальной машине (рис. 1), главным конструктором которой является известный инженер Рейд-Рейлтон. На машине Кобба установлены два 12-цилиндровых двигателя Непир-Лион с двумя компрессорами. Диаметр цилиндров 139,7 км, ход поршня130,2 мм. Суммарный литраж двигателей — 47,872 л, мощность — 2 500 л. с. Рамы в собственном смысле слова автомобиль не имеет. Вместо рам применена специально изогнутая балка прямоугольного сечения (рис. 2), за-1 ванчивающаяся вилками (раз• ветвлениями). На балке, примерно на ее середине (рис. 3), установлены Рис. 1. Общий вид гоночного автомобиля в обратном друг к другу поКобба (прорези колес еще не закрыты) ложении два двигателя. Калсдый двигатель (рис. 4) состоит из трех блоков по четыре цилиндра. Все блоки укреплены на об2. Гонки способствуют воспитанию щем картере. Кулачковых валиков в искуснейших кадров водителей макаждом блоке по два и они распошин. ложены на головках цилиндра. Кла3. Победа на гонках является для изготовителей автомюбилей наиболее паны — двухсторонние, вертикальные. Кулачки действуют непосредэффективной рекламой. ственно на клапаны. Шатуны имеют АвтомобилыЙле гонки сами по себе являются одним из наиболее инподшипники скольжения, а коренные коленчатого вала — тересных и захватывающих видов подшипники роликовые. Блоки цилиндров и спорта. До 1929 года обладателями абсолютного рекорда скоростей быпоршней отлиты из легкого сплава; ли различные страны, но с 1929 г. в цилиндры запрессованы стальные рекордом крепко завладели англичагильзы. не. На двигателе установлен мощный К установлению нового рекорда в центробежный компрессор для на1939 году готовились три гонщика: гнетания рабочей смеси в цилиндры, американец Аб-Дженкинс, англичаделающий примерно 30 тыс. оборонин Кобб и обладатель последнего тов в минуту. рекорда Эйстон. Зажигание производится от двух Осенью 1939 года на высохшем сомагнето, причем в каясдом цилиндре леном озере Бонневилл в штате Ута имеется по две свечи. Смазка осуСеверной Америки очередной рекорд ществляется по типу сухого картебыл установлен англичанином Дясора. ном Коббом, показавшим скорость От каждого двигателя к коробке пе594,8 км/час *. редач отходит универсальное соединение (шарнир Лайкок), а далее рас1 По существующим правилам исположен карданный вал. Коробка передач — трехскоростчисляется средняя скорость, поканая. Передаточное отношение на занная машиной в двух заездах по высшей передаче — 1,35:1. Сзади прямо противоположным направлекоробки передач расположен тормозниям на дистанцию в1 км.Рис. 2. Основная балка шасси автомобиля Кобба с кронштейнами крепления аэротормоза и независимой передней подвескойРис. 3. План размещения основных механизмов в гоночном автомобиле Кобба10 Рис. 4. Устройство автомобиля Кобба:1—задняя ось, 2—аэротормоз, 8—задний двигатель, приводящий передние колеса, 4—передний дг.игатоль, приводящий за шие колеса, 5—водяной бак со льдом, 6—наклонный вал, приводящий передние колеса, 7—независимая подвеска, 8—козырек для защиты головы водителя, 9—кресло водителя, 10—спиральные пружины подвески, 11—вакуумцилиндры привода аэротормоза, 12—поддержка кузова, 13—тормозной барабан е водяным охлаждением, 14—масляный бак, 15—коробка передач, 16—бензобак, 17—впуск- воздуха, 18—поддержка кузова, 19—основная балка шасси, 20рычаг тормоза, 21—рычаг переключения передачной барабан, охватываемый снаружи лентой ферродо. Лента действует от гидравлического привода Локхид. Ленточный тормоз охлаждается водой, которая подается из бака внутрь барабана при налсатии тормозной педали и выливается наружу через специальное отверстие. Позади тормозного барабана раеполоясен карданный вал с двумя универсальными шарнирами Лайкок. У левого двигателя (на передней оси) картер главной передачи скреплен с рамой. Все четыре колеса автомобиля являются ведущими. Правый двигатель приводит задние колеса, а левый — передние. Передняя ось снабжена независимой подвеской. В крепления ступиц вставлены резиновые втулки.подвески, и карданный вал является нормальным. Главная передача не имеет диференциала и такясе выполнена коническими шестернями со спиральными зубьями. Картер передачи укреплен в ответвлении балки и снизу.' Через середину картера проходит стальная труба, образующая ведомую ось. К картеру передачи приделаны специальные поперечины для крепления подвески. Подвеска состоит из сильных спиральных пруясин и резиновых дисков. Колея задних колес равна 1,05 м, т. е. значительно' меньше, чем у передних колес. На автомобилях установлены гигантские дисковые колеса Денлоп. Шины — специального типа, очень маленького поперечного сечения; практически они не имеют протектора; диаметр их — 44". Опыт поПодвеска имеет диагональные тяказал, что такие шины лучше проги, заключенные на части своей длитивостоят действию громадных центны в цилиндры со спиральными пруробеясных сил. Гайки крепления кожинами и резиновыми дисками. лес имеют фибровые кольца, препятГлавная передача имеет диференствующие их самоотвертыванию. циал с коническими шестернями со Водитель располагается в передспиральными зубьями. Колея передней части автомобиля (рис. 5). Руних колес — 1,65 м. левое управление действует на передние колеса нормально. Рулевой Задняя ось не имеет независимой механизм с передачей - -..-,„ коническими шестернями действует на горизонтальный вал в трубе и от вала — на рулевые тяги. Учитывая короткое время, в течение которого автомобиль проходит рекордную дистанцию, машина снабясаетея малым количеством топлива и масла. Бензобак вмещает всего 72 л, масляный бак — 68 л. Важно отметить, что машина Кобба не имеет радиатора. Двигатели охлаждаются непосредственно водой от специального бака емкостью в 340 л. Внутри водяного бака Рис. 5. Передний вид шасси гоночного автомобиля отгорожено пространКоббаство, заполненное льдом. Температура воды, поступающей в двигатели, регулируется автоматически при помощи термостатов. Большое внимание уделено форме и конструкции кузова.. Выхлопные газы отходят через короткие трубы сверху, с боков и снизу кузова, причем газы от ниясних труб отходят назад по ходу машины. Управление машиной относительно простое: одна педаль для дроссельных клапанов, одна — для гидравлических и воздушпых тормозов и один рычаг — для управления обеими коробками передач. С правой стороны водителя расположен тормозной рычаг, соединенный с тормозной педалью. Воздушный тормоз," или аэротормоз, в виде вертикального щита располоясен в поперечном вырезе кузова близ задних колес. Подъем щита производится при помощи вакуумцилиндров, управляемых от тормозной педали. При включении вакуума в цилиндрах щит выходит из прорези кузова и создает мощный тормозящий эффект. На щите управления машиной имеются два счетчика оборотов — по одному на каждый двигатель. База автомобиля равна 4,05 м, длина — 8,6 м, ширина — 2,4 м, высота —1,275 м. Общий вес машины — 3 000 кг, что составляет 1,2 кг на 1 л. с. Расчетная скорость автомобиля 640 км/час. Однако на практике такая скорость далеко не достигнута, повидимому, из-за чрезмерного износа шин. Для установления мировых рекордов скорости не существует ограничений ни в конструкции и весе автомобилей, нд в литраже двигателей. ' Советский Союз имеет все данные для быстрого развития строительства гоночных автомобилей, массового внедрения автоспорта и подготовки искусных водителей машин, способных завоевать мировые рекорды.И