12
13
Инж. К. ПАНЮТИНСтатья3-яРозжиг газогенератораГ~] ОСЛЕ окончания заправки газоге- закрыта воздушная заслонка сме* * нерагора топливом моясно присителя. С этой целью рычажок 2 на ступать к розжигу. руле автомобиля ЗИС-21 или правый верхний рычажок 2 под рулем автоВ большинстве случаев газогенемобиля ГАЗ-42 (рис- 2) передвигают раторы разжигаются принудительв самое верхнее положение. ной тягой, создаваемой раздувочным вентилятором. При этом в ав"Для того чтобы сырой газ не потомобилях ЗИС-21 первых выпусков, падал во всасывающий коллектор, где раздувочный вентилятор уста- .- рекомендуется при раздувке газогеиовлен под брызговиком правой под- £ нератора вентилятором плотно заножки, следует полностью открыть ^ ^ р Ывать дроссельную заслонку смезаслонку воздухосмесителя, пересителя. Для этого в автомобилях двинув в верхнее полоясение левый ЗИС-21 нужно передвинуть правый рычажок (манетку) на руле- В авторычажок 3 (рис. 1) в самое нижнее мобилях ЗИС-21 последних выпусположение, а в ГАЗ-42 перевести в ков, где вентилятор установлен на самое верхнее положение нижний левой поднояске, а такясе в автоморычажок 3. билях ГАЗ-42 следует полностью После закрытия одних и открытия открыть заслонку вентилятора. раздувочОткрытие этих заслонок производругих заслонок пускают включения дится вытягиванием кнопки 1, соеный вентилятор путем Включатель его электромотора. диненной с гибким тросом. Кнопка электромотора 4 автомобилях 1в автомобилях ЗИС-21 расположеЗИС-21 расположен ввнутри кабины на на переднем щитке кабины воводителя слева от рулевой колонки дителя (рис. 1), а в автомобилях (рис. 1), а в автомобилях ГАЗ-42 — ГАЗ-42 — на специальном кронштейне правой боковой стенки кабисправа от рулевой колонки (рис. 2). ны (рис. 2). С момента.пуска вентилятора возВ последних выпусках автомобидух поступает в газогенератор через воздушный обратный клапан, футорлей ЗИС-21 ив автомобилях ГАЗ-42 должна быть одновременно плотно ку и кольцевой пояс вокруг камеры горения, а затем через фурмы внутрь камеры. Далее воздух просасывается через все очистители установки и соединительные газопроводы вплоть до выкидного патрубка вентилятора. При работающем вентиляторе к входному отверстию газогенератора (отверстию, закрываемому воздушным обратным клапаном) подносят горящий факел (рис- 3), помещающийся в особом вертикально укрепленном на автомобиле корпусе — стакане 1. Стакан имеет снизу глухое дно, а сверху крышку 2с рукояткой 3. В крышке укрепляется факел 4, сделанный из проволоки, обмотанной асбестовым шнуром. Преясде чем пользоваться факелом, в стакан 1 наливают керосин или смесь керосина с бензином. Розжиг газогенератора происходит следующим образом. Вентилятор просасывает воздух через всю установку, создавая для этого необходимое разрежение и захватывая одновременно языки пламени от факела, что при наличии в камере горения достаточно сухого древесного угля обеспечивает его быстрый рознсиг. Ни в коем случае нельзя начинать раздувку газогенератора вентилятором или заводить двигательв?-:.мштт»*"Y' -Рис. 1. Органы управленияv'W к.газогенераторным автомобилем ЗИС-21: -Рис. 2. Органы управления газогенераторным автомобилем ГАЗ-42:1—кнопка управления заслонкой отключения раздувочного вентилятора, 2—рычажок управления воздушной заслонкой смесителя, 3—рычажок ручного управления главным дросселем смесителя, 4—включатель электромотора раздувочного вентилятора, 5—кнопка управления дроссельной заслонкой пускового бензинового карбюратора, 6—кнопка управления воздушной заслонкой пускового беазинового карбюратора1—кнопка привода заслонки вентилятора (в первых выпусках автомобилей не ставилась), 2рычажок ручного управления воздушной заелоккзй смесителя, 8—рычажок управления главным дросселем смесителя, 4 — включатель электромотора раздувочаого вентилятора, 5—масляный манометр, 6—кнопка управления опережением зажигания магнето, 7—переключатель зажигания и освещения, 8щитковая лампочка для освещения приборов, 9—амперметр, 10—кнопка управления дроооельной заолонкой пускового бензинового карбюратора, 11 -спидометр, 12кнопка управления воздушной заслонкой пускового карбюратора12 при вставленном, но не зажженном факеле 1 , чтобы не допустить всасывания в газогенератор и другие части установки паров жидкого топлива, могущих привести к взрыву. Через некоторое время после начала розжига (0,5 мин.) нужно проверить, разгорелся ли уголь в топливнике. Для этого вынимают фа-3таш^ '< -'Рис. 3. Схема факела для розжига газогенератора:1—корпус факела, изготовленный в виде железного стакана с глухим дном, 2—крышка, 3—рукоятка,4—факел из проволоки, обмотанной асбестовым шнуром, о—вилка ограждения факелакел, длинным прутом приподнимают воздушный обратный клапан и заглядывают через его отверстие. При такой проверке необходимо соблюдать крайнюю осторожность и не держать лицо близко к отверстию входа воздуха, так как внутри установки молсет произойти вспышка газа с выбрасыванием пламени наружу. Об интенсивности горения при розжиге можно судить по температуре наружного кожуха газогенератора, а такясе по цвету струи га'За, выходящей из вентилятора. При хорошем розжиге поверхность газогенератора должна быть теплой; струя газа в начале розясига будет молочного цвета с большим количеством водяных паров, затем цвет струи светлеет, а под конец раздувки становится почти бесцветным пли слегка сероватым. На розжиг газогенератора, в котором оставалось топливо от предыдущей работы, обычно тратят от 5 до 10 мин., в зависимости от погоды и влажности применяемого топливаОкончание розясига газогенератора можно проверить путем осторожного поджигания струи газа у выхода из вентилятора (рис. 5). Газ должен гореть длинным, ровным, непрерывным пламенем красновато-синего оттенка, хорошо видимым в теки или Факел вставляется в отверстие входа воздуха в газогенератор (рис. 4).1в темноте. Днем, особенно при ярком солнечном освещении, пламя почти бесцветно и плохо заметно. Если установлено, что газ хорошего качасгва, нужно закрыть заслонку вентилятора, а затем выключить его мотор. В автомобилях ГАЗ-42 и ЗИС-21 последних выпусков закрывают специальную заслонку, отключающую вентилятор от системы газопроводов, а в автомобилях ЗИС-21 первых выпусков — воздушную заслонку смесителя. При неисправном раздувочном вентиляторе или разряженных аккумуляторах принудительную тягу (разрежение) в установке молено создать с помощью самого двигателя автомобиля, предварительно заведенного на бензине. В этих, случаях факел вставляют в отверстие для входа воздуха в газогенератор после того, как заведен двигатель. Водитель, поддерживая работу двигателя на средних оборотах, несколько приоткрывает дроссельную заслонку смесителя при полностью прикрытой воздушной заслонке. Это приводит к частичному подсосу продуктов горения топлива из газогенератора в цилиндры двигателя и обеспечивает тягу за счет разрежения во всасывающем коллекторе. Дроссельную заслонку смесителя открывают настолько, чтобы не нарушить устойчивой работы двигателя. Для ускорения розжига следует периодически несколько разгонять двигатель, а затем резко прикрывать дроссельную заслонку карбюратора. При этом разрежение во всасывающем коллекторе возрастает, увеличивается отбор газа из газогенератора, а следовательно, и приток воздуха в него, т. е. ускоряется розжиг. Эту. операцию повторяют несколько раз, что обеспечивает хороший розжиг топлива и достаточно быстрый (3—5. мин-) перевод двигателя с бензина на газ. При раэдувке газогенератора двигателем последний сильно изнашивается и загрязняется, поэтому такой способ следует применять только в крайних случаях, следя за тем, чтобы топливо в зоне горенияРис. 4. Розжиг газогенератора факелом. Внизу показано отдельно подсасывание языков пламени в топливник при розжиге (топливник в разрезе):1—факел, 2—обратный клапан, 8—стенка топливника, 4—кольцевой пояс подвода воздуха к Фурмам, 5—фурмане имело в своем составе необугленной древесины. Иногда газогенератор нельзя разжечь принудительной тягой, созданной при помощи раздувочногоРис. 5. Проба готовности газа поджиганием его струи.1 —выходное отверстие трубы вентилятора, 2—горящий факел13