P. POT EHБЕРГ,•аоенинженер 3-го рангаМОТОРИЗАЦИЯ-^эiлшШ^^^^Щ^Ж/Крайняя пестрота типов и марок автомобилей в условиях военноговремени усложняет. снабжение, аюсшгоагацию и восстановление автотранспорта. Между т#м, в начале 1939 г. германские заводы производили огромное количество -моделей: легковых автомобилей — 55, грузовиков — 113, тягачей — 105, мотоциклов — 150. Это заставило германские правящие. круги от общих ограничений перейти к бол-ее жестким мерам. И в середине 1939 г. был опубликован план, согласно которому с 1940 г. промышленность должна была резко сократить число - 'моделей, предназначенных для гражданских нужд, а именно: легковых моделей — 30, грузовых — 18, мотоциклов — 30, транспортных тягачей — 18. На производстве оставлялись испытанные и надежные конструкции, пригодные для армии, с тем, чтобы в нужный момент можно, было использовать весь автопарк страны. Однако, судя по экспонатам последней автомобильной выставки в Вене, германская промышленность не достигла заметных успехов в нормализации выпускаемых типов автомобилей. На выставке -демонстрировалось .всего одно новое двухосное грузовое шасси со всеми ведущими колесами, а общее число показанных грузовых моделей превышало тридцать. Это объясняется, невидимому, войной, мешающей перестройке автопромышленности. Серьезное внимание уделяется здесь повышению экономичности автотранспорта. Известный интерес представляют следующие направления. 1. Экономный подбор мощности двигателя и создание небольших машин. Так, например, транспортер •заводов Штейр для мотопехоты, пулеметных и •минометных установок, буксировки легких орудий и т. п. снабжен .двигателем мощностью всего в 12 л. с. Он может Двигаться на гусеничном, полугусеничном и колесном ходу, давая в последнем случае максимальную скорость 40 км/час. Грузоподъемность его — 800—1 000 кг, или 8 чел. в походномПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕЧАТИ D ОЕННЫЕ действия • Германии *-* против Польши, Норвегии-, Голландии, Бельгии и франции .показали лишний раз, насколько великозначение .моторизации армии и автомобильного транспорта 'вообще. Бронеавтомобили участвовали в стремительных маршах бронетанковых дивизий, осуществляли разведку в связь. На автомобилях и транспортерах двигались по автострадам и дорогам, изрытым снарядами, 1мотопе'хота и штабы, пулеметы и мизгометы, прожекторы и звукоулавливатели. Автотранспорт снабжал вой•ска, действовавшие в отрыве от сво•вх . баз,' боеприпасами, горючим, запасными частями и ремонтными ^средствами. . Готовясь к войне, военные круги Германии учли уроки прошлого. После- мобилизации транспорта в 1914 г. германская -армия 'насчитывала 4 тыс. автомобилей, что составляло 6,25% всего автопарка страны. К концу мировой войны, в 1918 г., она имела уже 60 тыс. автомобилей, или 80°/« мобилизованного автопарка. Эти цифры наглядно подтвердили, что (Наряду с моторизацией армии нужно еще в -мирное время перестроить всю автопромышленность сообразно с потребностями -военного времени, • В современной войне первенствующая роль в перевозках войск и' снабжении наступающих армий •принадлежит, по мнению германских военных кругов, не железным доро-' гам, а автомобильному транспор-,' ту, — таков другой вывод из опыта' мировой и особенно последующих войн.. . Автотранспорт должен быть приспособлен как для длительных скоростных маршей по автострадам, так и для движения по дорогам, поврежденным бомбардировкой. -Про-. пускная .способность хорошей доро-' ги при движении только в одну сторону, как показали пробные перевозки, составляет 72 000 человек за 1 час. Учитывая это, в Германии уделили исключительное внимание развитию автопромышленности. В результате за 6—7 лет, предшествовавших началу войны с союзниками, число легковых автомашин возросло примерно в 3,5 раза, а число грузовиков — в 5,5 раза. К началу 1940 года Германия располагала, по официальным данным, автопарком в1 951 789 единиц. Около четвертой части этого парка приходилось на долю грузовых автомобилей, из которых -примерно 30% составляли грузовики среднего тоннажа (в 3—4 т). Кроме того, в Германии насчитывалось 1850 722 мотоцикла, или свыше 2/з от общего числа их- в Европе.Транспортер „Штейр" преодолевает заболоченную местностьSafflЛегкий армейский грузовик повышенной, проходимостиНа фото вверху: полугусеничный тягач-транспортер на снежной равнине6 снаряжении. Кроме того, транспортер может работать с прицепам весом до 1000 кг как по дорогам, так и по местности. 2. Увеличение числа ступеней в коробке передач, что обеспечивает хорошие тяговые качества автомобиля на плохих дорогах, улучшает экономичность и позволяет насколько снизить мощность двигателя. Автомобили армейского типа имеют 5—8 передач вперед. На трехосном тягаче и четырехосном бронеавтомобиле заводов Штейр установлены. -автоматические гидравлические коробки передач. 3. Широкое применение большегрузных прицепов и быстроходных тягачей с дизельными, газогенераторными и газовыми двигателями. Они необходимы для различных целей ив том числе для перевозки транспортных и 'боевых машин на гусеничном: ходу, которые обладают хорошей проходимостью по Местности, но недостаточно быстроходны.: и экономичны при дальних лереходах по дорогам. Переброска этих машин на прицепах совершается достаточно быстро, дает экономию бензина и сохраняет их боеготовность. Заметное - усиление производства тягачей и прицепов началось (примерно о 193-8 г. Они строились 'Грузоподъемностью до 11—15 т, а отдельные шестиОсные образцы — до 40 т. Программа,, о которой упоминалось выше, предусматривает также выпуск довольно мощных транспортных тягачей с двигателями в 100, 135, 160 л. е., работающими на тяжелом топливе. 4. Повышение полезной грузоподъемности за счет уменьшения собственного веса шасси путем использования легких сплавов. ПрИ этом «общий вес нагруженного автомобил я почти не изменяется, удельное давление колес на грунт Остается почти прежним, и, следовательно, проходимость автомобиля не ухудшаатсяи Применение силумина и электрона в опытных образцах позволило для автомобиля грузоподъемностью в 6,5 т строить шасси весом все-. го 3,65 т. Значительно облегчен также вес двигателей, что видно на примере дизель-моторов для гр(узовиков завода' Авегро-Зауер. Шестицилиндровая модель при мощности в 105 я. с. имела удельный вес в5 кг на 1 л. с , а восьмццилиндровая при (мощности в 140 л. с. — 4.5 кг на 1 л. с. При этом расход топлива, по данным печати, составлял лишь 160—165 г на 1 л. -с. в чае. Это Очень высокие показатели и их следует рассматривать как цифры недалекого будущего. В настоящее же время задача повышения полезной нагрузки транспортных машин за счет уменьшения веса шасси еще далеко не решена германской автопромышленностью-. 5. Необычные схемы трансмиссии. Интересной, хотя и единственной попыткой .является установка1 двух двигателей на легковом автомобиле «Темпо», имеющем повышенную проходимость, независимую подвеску и четыре ведущих колеса.. Передняя и задняя Оси этой машины располагают каждая своей еиловой_ груп-Автомобиль „Темпо" с четырьмя ведущими колесами. Слева—общий вид; справа—передний блок, включающий в себя двигатель и силовую передачу пой, состоящей из двигателя, сцепления, коробки передач, главной передачи и диференциаша. Мощность каждого из двигателей —19 л. с. кий, трехосный, грузоподъемностью в При езде -по местности включаются оба двигателя, при езде по дорогам 3 500 кг, другой — средний, четырехможно включать только один из осный, грузоподъемностью в5 000 кг. них, что при скорости движения в Все указанные автомобили имеют 50 км? в чао дает 28°/о экономии бен5—8 передач вперед, что позволяет зина. им приспосабливаться к различным Наряду с перечисленными мероусловиям движения. Их минимальприятиями в автопромышленности, ная скорость — 3—5 км в час — дает работающей для гражданских нужд, возможность '.совершать длительные по заданию военного, ведомства бымарши в составе пехотных колонн. ли созданы пять типов .колесных Максимальная скорость — 70—90 км машин и целая серия полугусеничв час — обеспечивает быструю переных тягачей — транспортеров для броску войск или грузов .по доронепосредственного использования в гам. армии. Пассажирские автомобили легкого Армейские колесные автомобили и тяжелого типа .имеют четыре спроектированы по единому плану и имеют ряд характерных особенноуправляемых колеса, минимальный стей. Конструкция их предусматридиаметр поворота — 7 м. Пассажирвает максимальное увеличение проский автомобиль тяжелого типа с двигателя ходимости по местности. С этой цезадним расположением особенно удобен для бронирования. лью автомобили снабжены незавиНа шасси машин устанавливаются симой подвеской колес' на винтовых пружинах, приводом ко всем осям, различные кузова — для перевозки войск, грузов, специально оборудоодинарными скатами, блокируемыванные мастерские и др. ми диференциалами между осями и колесами. При проектировании автомобилей учитывался весь имеющийся опыт 'Первые три автомобиля так -назыповышения проходимости и все изваемого пассажирского типа (легший, -средний и тяжелый) — двухосвестные конструктивные усовершенные и обладают грузоподъемностью ствования. Особое внимание было в 800, 1500, 1800 кг. Два других уделено максимальной взаимозамеавтомобиля — так называемого' груняемости отдельных частей и мехазового типа. Один из них — легнизмов.Четырехосный автомобиль „Мерседес-Бенц" со всеми ведущими осями7