,SS\VN*?MCN>N$.-Инж. И. ЩУКИНГТ РАВИЛЬНО поставленный учет * расхода бензина имеет исключительно большое значение. -Пережог или экономия жидкого топлива обычно определяются сопоставлением суточного километража .пробега с израсходованным за это время количеством бензина. -Но чтобы точно учесть, сколько бензина израсходовано в течение суток, нужно знать его остатбк в бензобаке как до начала, так и после окончания работы. Бензоуказатели завода «Автоприбор», которыми Оборудованы наши легковые автомобили, и указатели поплавкового типа автомобилей ГАЗ-АА не дают точного замера бензина в бензо-баке. Между тем, в практике работы автохозяйств ив частности в 12.-м парке Управления таксомоторного транспорта Моссовета в течение ряда лет применяются три типа приборов, которые оправдали себя в эксплоатации. Это мерная линейка, клапанный бензоизмеритель и поплавковый бензоизмеритель. Мерная линейка (рис. 1) — наиболее простой и доступный для каждого автохозяйства измеритель уровня бензина в баке. / На рисунке слева показана линейка с нанесенными на пей делениями, выполненная из полосы фибры или эбонита толщиной в 1,0—1,5 мм и заключенная в каркас из жести толщиной 0,7—0,8 мм. В. другом конструктивном выполнении фибровая полоска '(рис. 1 справа) вставляется заподлицо в плоский металлический1стержень, снабженный рукояткой. В верхней части этой линейки укреплена пробка бензобака для точной и постоянной фиксации стержня в горловине бака. Зазор между, концом вставленной линейки и дном бензобака должен быть в пределах 2—3 мм. При тарировке линейки автомобиль устанавливают на ровной горизонтальной площадке, бензобак наполняют водой или лучше бензином. Затем спускают бензин в мерную посуду по 0,5—1,0 л, погружая каждый раз линейку в 'бак и нанося отметки по линии смоченной поверхности. Для замера наличия бензина в баке линейку вставляют в его горловину и по границе смоченной поверхности, соответствующей какому-либо из делений шкалы, определяют количество бензина. Способ _определения уровня бензина при" помощи мерной линейки имеет некоторые недостатки, влияющие на точность показаний, например: отекание бензина ад линейки при промерах, наклонное положение автомобиля, а талике зависимость показаний от колебания бензина в баке. Все же в мелких .автохозяйствах подобного типа линейки нашли широкое применение. Шкалы мерной линейки могут быть нанесены и на двух ее сторонах (например для бензобаков автомобилей ГАЗ-АА и 3HCj5) и даже на* четырех — для четырех бензобаков разной вместимости (в этом¥Ж щtilH iМт-32 ~,•>_О1iSи Ш-ЬШT~J.S 51ю—65 =30*»i fcитt),f-5(Н Рис. 1. Линейка для замера бензина. Слева—разметка шкалы линейки для автомобилей ГАЗ-ААHH^Jслучае мерная, линейка -должна бытьквадратного сечения). Клапанный б'енз'оизмеритель (рис. 2) представляет собой конструкцию более совершенную. Для замера бензина в баке нажимают кнопку стержня 1, опускаютбронзовый клапан 2, который открывает доступ бензину внутрь стеклянной трубки 3. Клапан остается открытым, пока уровень бензина в баке и внутри трубки не сравняется. Когда нажим на кнопку прекращается, клапан силой пружины 4возвращается в первоначальное положение и не дает выливаться бензину из трубки 3. Прибор вынимают из бака и отмечают, против ка кого деления, нанесенного на плоскости алюминиевого кожуха 5, виден уровень бензина. После промера бензин из прибора выливают обратно в бензобак. Клапанный бензоизмеритель имеет" следующие недостатки: продолжиийльность нажатия -кнопки влияет на точность показаний; расстояниедо клапанного отверстия — около40 мм и до этого уровня прибор работает, жак линейка, определяя наличие бензина по смоченной поверхности; непосредственное соприкосновение! бензина too стенками стеклянных трубок затемняет видимостьотложениями на стекле; возможна неплотная посадка клапана в гнезде. Учитывая эти недостатки, применение подобного прибора выгодно» лишь -для бензобаков с горловиной, расположенной под углом (например у автомобилей М-1). Поплавковый бензоизмеритель (рис. 3), .конструктивно разработанный автором статьи, показал наиболее удовлетворительные результаты. Прибор состоит из двух трубок — нижней алюминиевой или латунной 1и верхней стеклянной 2, соединенных посредством штуцера 3и алюминиевого кожуха 4. В нижней трубке, погружаемой при промерах в бензин,, перемещается пробковый: поплавок 5/со стержнем 6. Конец; стержня выходит в верхнюю стеклянную трубку 2и имеет указатель 7, одинаково хорошо видимый с двух сторон. Кожух 4 выполнен с двумя долевыми прорезями. Деления могутнаноситься на стеклянной трубке или на срезанных плоскостях трубки кожуха. Для фиксации Прибора в одном определенном положении к нему прикреплена пробка бензобака. 8.. При замере производится отсчет количества бензина в бензобаке по указателю 7. Описанный прибор гарантирует14