М. ПУШКИН/~\ГШМНОЕ поросшее кустарви^ ком поле. По краям его в тумане синеет лес. Это — стрельбищеНа исходном положении несколько танков. Старший лейтенант Чернышев подает команду: — По местам! Экипажи быстро занимают места. Затем снова раздается команда: — Заводи! Машины, вздрогнув и чуть клюнув носом, трогаются с места. В одной из них, -движущейся то'чно по огневой линии, экипаж младшего комвзвода Самогородского. 'Где-то справа должна показаться цель. Стрелок Бовт повернул .башню под углом 90° и прильнул' к окуляру, оптического прицела;. Водитель Шляпников, не снижая положенной скорости, плавно ведет машину., чтобы облегчить наводку пушки на цель. (Вот появился -быстро движущийся макет ташка. Расстояние — 1200 м. Через несколько секунд он скроется. Ловко работая механизмами пушки, Бовт лови* цель на перекрестие прицела и нажимает ногой' на педаль. В башне будто что-то со звовом лопается. Это выстрел. Там, где только что полз! макет, теперь облако' пыли и дыма да летящие вверх щепки. шш^ш Бовт поднимает голову от прицела. Тыльной стороной ладОнй обтирает выступивший на лбу пот. На его лице довольная улыбка. Еще бы, на поражение цели положено четыре .снаряда, а он использовал только одиц. Это куда выше, чем отлично. Танк -разворачивается и мчится на исходное положение. Место за пушкой занимает теперь командир. Снова поднялись облака пыли — грозная машина бежит по полю. Снова на несколько секунд пОяв1ляется цель, и после первого выстрела в воздух летят щепки. Старший лейтенант Чернышев, наблюдающий за стрельбой, восклицает: "— Вот это здорово! Молодцы, танкисты! Кто сейчас будет стрелять? — опрашивает он СамОгОродского. — Старший механик - водитель Шляпников, — сообщает тот. Теперь у рычагов башенный стрелок Бовт. Водить машину для него такое же привычное дело, как стрелять из пудики и пулемета. В этом эйипаЖе танкисты в любую минуту могут заменить друг друга. Мы видим, как привычно берется за рукоятки механизмов наводки механик-водитель Шляпников. ~~Ов усаживается поудобнее на подвесном круглом сидении, поправляет шлем. Таив в третий раз начинает свой бег. Он уходит в туман, быстро уменьшаясь, оставляя за сОбой в воздухе запах сгоревшего бензина. С вышки стрельбища хорошо видно все поле. Оно изрыто гусеницами тяжелых боевых машин. Их следы расходятся по разным направлениям, опускаются в овраги, пересекают небольшую речку, поднимаются на крутые .холмы. Недалеко от того места, где стоит одинокое дерево, появляется макет танка. Не успевает он (достигнуть вершины холма, как раздается выстрел. Разбитый макет валится набок. Наблюдавшие за стрельбой не могут удержать радостных .восклицаний: — И этот с первого снаряда поразил! — А'й да Шляпников! ; :! Этой осенью пошел уже третий' год о того Дня, когда- Шляпников переступил порог красноармейского общежития, стал танкистом. До этого — .школа младших командиров, где он изучал сложное устройство грозной 'боевой машины А еще раньше — город Тугаев Ярославской области, работа в качестве инструктора стрелкового спорта в местной организации Осоавиахима. Еще в ОсОавиа'химе он познакомился с Красной Армией, приучился к дисциплине и уже .тогда мечтал быть танкистом. Запоем читал Шляпников всю попадавшуюся в руки литературу о танках, начал самостоятельно изучать автомобиль и приступил к: созданию осоавиахимовского автомобильного кружка. Но пришло время призыва, и, простившись с родным городом, Шляпников, радостный от того, что, наконец, пополнилась его заветная мечта, едет служить родине в- танковую, часть. В полковой -школе он был одним из лучших курсантов, быстрее других усваивал 'специальные дисциплины. Сев за рычаги, он с первых же дней показал, что любит -.машину и хочет научиться водить ее, как виртуоз. " Дело подвигается быстро. В самых различных условиях водит•::>V::Л;.: ::Р:::»;*:>;»г• • . . .Форсирование реки танками на.маневрахС карины Ф. К. Л экт4 Шляпников машину — и в 'распутицу, когда гусеницы вязнут, в топкой глине, и по глубокому снегу, когда танк подстерегают укрытые белым покроВ'Ом ямы, пни и -другие препятствия. Как-то он вел зимой машину и вдруг левая гусеница провалилась. в снег, ушла в глубокую яму • Танк сильно накренился. Но Шляпников не растерялся от неожиданности. Он уверенно усилил газ, и машина благополучно выбралась из ловушки. А сколько раз ему. приходилось на танкодроме брать различные препятствия — эскарпы, контрэскарпы, противотанковые рвы, вертитлтш кальные стенки. Особенно трудно, когда тайн становится почти вертикально. Того и гляди, опрокинется назад. Но всегда по вождению Шляпников получал отличные оценки. Зимой, когда водителям не только боевых, но и транспортных машин запуск мотора доставляет 'Много хлопот, Шляпников одним -из первых выводит свой танк из пар'ка. Это не потому, что его машина была какОй-то исключительной. «Секрет» заключался в самом водителе. Он тщательно проверил зажигание, очищал от нагара контакты, и маТанки выходят наогневую позицию шина ни разу его не подвела. Ф ото Э. Г утгарца Таких, как Шляпников — замеча'Около года Смирнов работает мотельных танкистов, прошедших осоавиах'имовекую школу, много в чатоциклистом во взводе разведки, засти, которой командует подполков„тем его переводят на танк. Сам Смирнов говорит, что если бы он ник Хорьков. Вот, например, старший механе учился год в аэроклубе, освоить боевую было бы гораздо ник — водитель Смирнов. Еще до труднее:. машину Смирнов\— замечаТеперь службы в армии он глубоко интетельный мастер вояедения танков. ресовался техникой. Поступил в Его не- пугают никакая дорога, ниаэроклуб в г. Рыбинске. И когда какие препятствия. пришел в Красную Армию, уже знал мотор, были знакомы ому в Не так давно на тактических учеуставы. Понятно поэтому,: что он ниях танк Смирнова выполнял отперегнал своих товарищей, для коветственное задание. Нужно было торых танк и вообще военная техна большой скорости пройти в наника были делом совсем незнакоправлении к «противнику», развемым. дать переправу и противоположныйберег реки;. Мост;/-оказался взорванным. Смирнов решил выйти из танка и -поискать переправу, но, как. только бй высунул голову, -скрытая на другом берегу группа «•противника» открыла по. танку огонь. . • М'едлить было нельзя. Плотно' захлопнув люк, Смирнов повел машину вправо от моста- Берег реки оказался очень крутым. Он свернул влево ив узкую; щель стал внимательно осматривать реку. Противоположный берег, покрытый густой травой, был. относительно отлогим. «Свой» берег, хотя И", крутой, но сойти с него асе жеможно. Правда, действовать нужноочень осторожно, него завязнешь носом в иле. Смирнов полагался на' свой опыт, так как не раз, как говорят, «попадал в переплет». Танк плавно сполз в реку. Вода захлестнула люк, и холодные струи ее хлынули внутрь машины. Смирнов прибавил газ, и через несколько секунд танк «вылетел» на противоположный берег реки. Задание командования выполнено. Сейчас, вспоминая первые дни своей службы в армии, танкистыосоавиахимовцы говорят: «Осоавйахим многому, научил нас. Тот, кто окончил техническую школу, стал хорошим мехводителем, те, кто как Железов, Бовт,, Самогородский, изу- ' чил в оеоавиахимовоких кружка.ч. пулемет, стали отличными командирами танков, башенными стрелками, снайперами». Многие из них до сих пор не порывают связи о Осоавиахимом. Башенный стрелок Бовт руководит группой стрелков на соседнем заводеА а механик-водитель Шляпников помогает молодым рабочим изучать автомобиль, Так крепнет боевая дружба армии и народа, так Осоавиахим помогает славным патриотам стать верными защитниками матери-родины.Танки-амфибии в мореФото Э. Г утгарца5