|
14
|
|
СТАРТЕРНЫЕАккумуляторная батарея—источник тока приборов зажигания, фар, сигнала, стартера—является весьма важной и ответственной частью автомобиля. Батареи вследствие сложности устройства нуждаются в особенно тщательном наблюдении и уходе со стороны водителей и электриков. В помощь водителям редакция начинает печатать серию статей о конструкции, эксплоатации а ремонте стартерных батарей.КОНСТРУКЦИЯ И ОСНОВНЫЕИнж. И. ХРАМЦОВСНОВНОЕ назначение автомобильных аккумуляторных батарей — питание стартера и поэтому они называются «етартерными». Конструкция их существенно отличается от других типов батарей, применяющихся в различных отраслях народного хозяйства, и должна отвечать следующим основным требованиям: 1) выдерживать большие краткоРис. 1. Положительные и отрица" тельные пластины: временные разрядные токи и тряску при езде автомобиля, 2) иметь малые габариты и вес. Отечественные батареи для автомобильного транспорта выпускаются главным образом Подольским аккумуляторным заводом, сокращенно ПАЗ (табл. 1), а таклсе Ленинградским и Саратовским заводами с несколько иной конструкцией сеток и рецептурой активной массы./—штырь, 2—баретка, 3—ушко, 4—отрицательная пластина, 5—сетка, б—положительная плаотянаОТаблица 1 Основные характеристики стартерных аккумуляторных батарей Подольского заводаиво си CN SсгаНаименование типа батарейДля каких машин предназначена батареяо.га SОоКоличество пластин и сепа раторов в одном коллекторе 3ЯX .и 3КЛКи о га ЧсокЧн си га нияч о. оГабаритные размеры (в мм)о о. нbail)£к о 5Ик | в Р. на!И Чна03ч га якО.К-" *О- хя о о.13 тга О.аа к oi-S нл ои 86789© ^ > « «и в- Ф о а>мsм. О 3W iЗ-СТ-65 З-СТ-80 З-СТ-100 З-СТ-112 З-СТ-126 З-СТ-142КИМ ГАЗ-АА М-1 ЗИС-5, 6, 10, 11, 12, ЗИС-101 ЗИС-8, 13, 16, 21, 31, ЯГ-565 80 100 112 126 1447 5678914 10 12 14 16 18232 176 196 251 |191 227 265 182 218 303 323 37212,5 16 191,50 2,10 2,46 2,76 3,15 3,39Сетки положительных и отрицательных пластин во всех типах батарей имеют одинаковую конструкцию и размеры и отличаются между собой лишь по толщине (толщина полояеительных пластин 3 мм, отрицательных — 2,6 мм). Они отливаются из сплава свинца (92°/») и сурьмы (8%). Сетки новых батарей для малолитражных автомобилей имеют смещенное к центру ушко и другие габаритные размеры. Активная масса изготовляется из окислов свинца — сурика и глета, замешиваемых на растворе серной кислоты. В пололеительной пластине преобладает глет, в отрицательной — сурик. Кроме того, в отрицательные пластины для получения большой пористости ВЕОДИТСЯ так называемый экспандер — «расширитель» из смеси хлопковых очесов, сажи и машинного масла. • Пластины в обработанном виде внешне отличаются друг от друга по цвету: положительные имеют ко-182 238 21,5 182 238 24,5 182 238 27,510Батареи ПАЗ различны по емкости, так как стартеры на автомобилях в зависимости от двигателя имеют различную мощность. Но вместе с тем напрялеение батарей одинаковое, так как большинство отечественных автомобилей имеет шестивольтовую систему электрооборудования. На автомобилях с двенадцативольтовой системой электрооборудования ставятся две последовательно соединенные шестивольтовые батареи.Основные детали аккумулятора — это пастированные отрицательные и пололсительные пластины. Они состоят из тонкой свинцовой сетки и активной массы, вмазанной в их ячейки (рис. 1). Пластины такой конструкции имеют малое внутреннее сопротивление и большое количество активной массы при малых габаритах. Вследствие их малой толщины доступ электролита в поры активной массы при больших разрядных токах значительно облегчается.Рис. 2. Разрез стартерной аккумуляторной батареи1—межэлемевтвое соединение, 2—крышка, 3 • — выводная клемма, 4—баретка, 6—бак, 6—блок пластин, 7—призматические выступы, 8—пробка, 9—мастика, 10—перегородка14