18
19
ЭКСПЛОАТАЦИЯ ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ*_, к. ПАНШИНГ енераторный газ всегда содержит некоторое количество паров£%U*AOK£JZ.ми, а затем каким-либо плотным материалом. Во время продолжительной работы двигателя при сильном морозе часто наблюдается примерзание заслонок смесителя. В этом случае необходимо сделать из тонкого листового железа специальный кожух-обогреватель. На автомобиле ГАЗ-42 его обычно помещают на выхлопной трубе, идущей к глушителю, как схематически показано на рис. 1, а на автомобиле ЗПС-21 там зке, или на средней части выхлопного коллектора (рис. 2). При этом воздух, проходя через кожух и соприкасаясь с горячими стенками выхлопного трубопровода, подогревается и уже теплым поступает в смеситель. В автомобилях ГАЗ-42, а также ЗИС-21 последних выпусков выходной патрубок кожуха-обогревателя соединяется непосредственно с входным отверстием смесителя при помощи ясароупорного гибкого шланга или обычных металлических труб. В автомобилях ЗИС-21 первых выпусков приходится приваривать к трубе, идущей от раздувочного вентилятора, специальный отросток —-&p&M*SL^Статья 6-яводы. При работе в зимнее время года это заставляет принимать особые меры во избезкание неполадок в установке. В большие морозы температура газа, подводимого к смесителю, становится близкой к точке замерзания воды. На стенках подводящего газопровода, смесителя и всасывающего коллектора может замерзнуть сконденсированная влага, и появится лед. В результате примерзают и перестают действовать заслонки смесителя, уменьшается проходное сечение газопроводов и всасывающего коллектора, что нарушает движение газа и готовой рабочей смеси. Остановка двигателя при низкой температуре окружающего воздуха часто сопровождается образованием льда в тонком очистителе (заполненном кольцами Рашига), в слоях колец ив нижней части очистителя. В некоторых случаях кольца смерзаются в сплошную массу. При очень низких температурах возможно образование льда на кольцах Рашига даже во время работы двигателя, особенно при использовании топлива повышенной влажности. От этого температура в зоне горения газогенератора снижается, и газ получается более влажный и менее нагретый. Конденсат, собирающийся в отстойнике ив нижней части очистителей, также может замерзнуть, прекратив проход газа. Остановка двигателя по одной из указанных выше причин вызывает длительные простои автомобиля, так как продолжать работу можно только после полного оттаивания всего намерзшего льда. Водитель газогенераторного автомобиля должен принять меры к тому, чтобы температура газа, подводимого к смесителю, всегда была несколько выше температуры замерзания воды. Для этого вертикальный очиститель тонкой очистки газа нужно утеплить чехлом. Чехлы шьют из нескольких слоев материала примерно так же, как утеплительные чехлы для радиаторов автомобилей. Нарузкный слой делают из плотного материала, не пропускающего ветра, внутренний — из войлока, технического сукна или шерстяных очесов. Утеплять следует также газопроводы, идущие от вертикального тонкого очистителя к смесителю, отстойник (у ЗИС-21), а при температурах ниже 30° Ц, кроме того, последние секции грубых очистителей газа. Эти части установки сначала обертывают войлоком, шерстяными очесами или асбестовыми отходатройник и помещать в этом отростке заслонку, позволяющую выключать подогрев при раздувке. Для закрытия прохода воздуха от вентилятора при работе двигателя с подогревом следует ставить еще одну заслонку по пути к смесителю или плотно закрывать пыжом выходное отверстие трубы вентилятора. Колсух-обогреватель легко изготовить в любом гараже. Особое внимание нужно обращать на то, чтобы сечения для прохода воздуха были достаточными ив них не происходило чрезмерного тормозкения струи воздуха, так как это приводит к потере мощности двигателя. При продолжительной эксплоатации газогенераторных автомобилей в северных районах Союза для борьбы со смерзанием колец Рашига в тонком очистителе полезно подогревать его выхлопными газами двигателя. Приспособление для подогрева (см. схему на рис. 3) сделать нетрудно при помощи газовой или электрической сварки. Выхлопные газы двигателя пропускают по специальной обогревающей трубе 1, помещаемой внутри очистителя. Ее делают из обрезков обычных газовых или водопроводных труб (диаметром около двух дюймов), соединяемых угольниками на резьбе или сваркой. В решетке 2, поддерживающей верхний слой колец Рашига, пробивают отверстия, в которые вводят трубу 1. Концы трубы выводят из очистителя через отверстия, вырезанные в его стенках. В месте вывода патрубки обваривают электрической или газовой сваркой. После заполнения очистителя кольцами Рашига обогревающая труба получает достаточно надежную опору. Приемный патрубок 3 соединяют с трубой 5 жароупорным резиноасбестовым гибким шлангом 4. Трубу 5, в свою очередь, присоединяют таким же шлангом 6к специальноРис. 1. Схема устройства кожуха- му отростку — тройнику 7,8 сделанна выхлопной трубе двигаобогревателя на автомобилях ГАЗ-42 ному Перед входом трубы 8в глутеля. шитель 9 устанавливают заслонку 10. Ее укрепляют двумя стопорными болтиками в оси, пропускаемой через стенки трубы 8, предварительно утолщенные наваркой. Рычаг 11, открывающий заслонку, обычно приводится в действие из кабины шофера. При отсутствии указанных выше шлангов трубу 5 соединяют с тройником 7 водопроводной муфтой с контргайкой, а с патрубком 3 — самодельным шлангом, изготовленным путем вулканизации из корда старой негодной покрышки. Такие Рис. 2. Схема устройства кожуха- шланги, как показала практика, раобогревателя на автомобилях ЗИС-21ботают вполне удовлетворительно. (последних выпусков) , Выходной патрубок 12 обогреваю-18 здсй трубы снабжен пробкой 13 на !»ззьбе. Для пользования подогревом пробку 13 снимают и одновременно закрывают заслонку 10, прекращая доступ газа в глушитель. Выхлопные газы двигателя начинают проходить через трубу 1, нагревая кольца Рашига. В результате намерзший лед оттаивает, и генераторный газ свободно идет через очиститель и далее к двигателю. Величину подачи выхлопных газов в трубу 1, а следовательно, степень подогрева можно регулировать меньшим или большим открытием заслонки 10. Если нет необходимости пользоваться подогревом, пробку 13 ставят на свое место. В случаях, когда смерзание колец Рашига в очистителе обнаружено после длительной стоянки автомобиля в зимнее время вне гаража, нужно завести двигатель на бензине, закрыв заслонку 10 и открыв пробку 13. Лед будет таять, и через некоторое время двигатель можно будет свободно перевести с бензина на газ. Во время больших морозов на внутренних стенках тонких очистителей почти неизбежно образуется некоторый слой льда. Он не представляет опасности и дазке сам по себе служит некоторой тепловой изоляцией, так как плохо пропускает тепло наружу. Поэтому стремиться к полному уничтожению слоя льда в тонком очистителе бесцельно. Зимой количество влаги, конденсирующейся из газа, всегда значительно больше, чем в теплое летнее время. Если образующийся конденсат не спустить своевременно, то это моясет привести к ухудшению качества газа, уменьшению мощности двигателя, а в последующем даже к полной его остановке. Поэтому в зимнее время необходимо,, особенно внимательно следить за чистотой отверстий, через которые стекает избыток конденсата из очистителей, а также за своевременным спуском конденсата из отстойника (ЗИС-21). На стоянках при замерзании воды в нижней части тонких очистителей обычно никаких затруднений в розжиге газогенератора и запуске двигателя не встречается. Замерзание воды вредно только в том случае, если образовавшийся лед закупорит где-либо отверстие для прохода газа. В ряде районов СССР газогенераторные автомобили работают зачастую на мягких и, особенно, хвойных породах древесины, дающих много мелкой угольной пыли. В зимнее время вследствие большей конденсации влаги в очистителях угольная пыль быстро накапливается в последних секциях грубой очистки, обильно смачивается конденсатом и образует сплошную густую массу, постепенно перекрывающую проход газа. При использовании подобного топлива зимой чистку грубых очистителей следует производить чаще, чем в летнее время. Перед запуском двигателя газогенераторного автомобиля, стоявшего в •холодном помещении, необходимо залить в радиатор горячую воду, а в картер — подогретое масло. Во избезкание порчи батареи аккумулято2*ров и стартера холодный двигатель нуэкно несколько раз провернуть при помощи пусковой рукоятки. Стартером мозкно пользоваться только в том случае, когда двигатель провертывается рукояткой без чрезмерных усилий.Рис. 3. Схема приспособления для подогрева вертикального тонкого очистителя отработавшими выхлопными газами двигателя Хорошо отрегулированный и исправный двигатель обычно запускается от стартера на газе. Если двигатель вращается с трудом и стартером пользоваться нельзя, запуск следует производить на бензине с помощью пусковой рукоятки. Однако в большие холода вследствие значительной конденсации бензина на стенках всасывающего коллектора и недостаточно хорошего испарения его рабочая смесь часто оказывается слишком бедной. В таких случаях полезно перед пуском двигателя слегка отвернуть на несколько оборотов наружный колпачок трубки главного ясиклера пускового карбюратора. При этом некоторое дополнительное количество бензина будет подаваться в камеру смешения карбюратора через щель, образовавшуюся мезкду наружным колпачком и внутренней трубкой зкиклера, и рабочая смесь сильно обогатится. После того как двигатель заработает, колпачок жиклера необходимо завернуть до конца. Таким способом мояшо пользоваться в крайних случаях, так как при этом в цилиндры двигателя молсет быть засосано чрезмерно большое количество бензина, который будет смывать смазку со стенок цилиндров. Ни в коем случае нельзя давать нагрузку двигателю при отвернутом колпачке жиклера карбюратора. Иногда малоопытные водители и механики пытаются обогатить рабочую смесь при запуске двигателя на бензине, вынимая совсем внутреннюю трубку жиклера пускового карбюратора. При этом в цилиндры двигателя сразу после пуска засасывается большое избыточное количество бензина, что приводит к сильному износу двигателя. Запуск двигателя на бензине в зимних условиях часто сильно затруднен вследствие неплотного за- j крытия главного дросселя смесителя, происходящего из-за наличия бугорков замерзшей воды и грязи на стенках смесителя. Поэтому зимой нузкно возможно плотнее закрывать дроссель сразу после остановки двигателя, когда капли воды и грязь еще не успели замерзнуть. Пусковые качества двигателя зависят в значительной мере от исправности системы зазкигания и электрооборудования. Аккумуляторная батарея газогенераторного автомобиля вследствие наличия электромотора с раздувочным вентилятором и более длительного пользования стартером при запусках подверзкена большей разрядке, чем батарея бензинового автомобиля. Разрязкенный аккумулятор может замерзнуть значительно быстрее ипр? менее низкой температуре, чем зарязкенный. Это необходимо учитывать, систематически проверяя степень заряясенности аккумуляторов и плотность электролита.Газогенераторный автомобиль на проселочной дорогеФото М. П рехнера19