КАК ПОДГОТОВИТЬ мотоциклК ШЕСТИДНЕВНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМО УСЛОВИЯМ шестидневных мото циклетных соревнований на ди станции 2000—2500 километровза п рещено производить замену, р е м онтирегулировку основных деталей, узлов имеханизмовмотоцикла . Следовательно, п одготовкамашиныперед сор евнованием имеет особенно большое значение. В шестидневных соревнованиях спортс менымогут выступать как на новых, так и на бывших ужев эксплуатации машинах. Если предстоит выступать на нов оммотоцикле , то до соревнования егонеобходимо обкатать в соответствии суказаниями завода-изготовителя. М ото ц икл , бывший в эксплуатации, должен быть подобрансзапасом хода не менее чем на 5000 километров . Производить повышение мощности двигателя за счет увеличения степени сжатия нежелательно, так как это приведет ксокращениюсрокаегослужбы . П овышениямощности следует добиваться путемуменьшения гидравлических потерь внутри двигателя ив каналах. С этой цельюв цилиндрах двигателя «ИЖ-49» и «К-125» н еобходимопроиз вести шлифовку всех каналов (но безизмененияформыокон ) и обязательно проверить совпадение перепускных каналов цилиндра с каналами картера. Д ляэтого надо примерить цилиндр ккаждойполовинекартераипри несовпадении каналов произвести необходимуюприпиловкукартера или цилиндра. К ро м етого , следует произвести шлифовкумаховиковколенчатого вала, тела шатуна и внутренней поверхности картера . При сборкекартера двигателей мото циклов «ИЖ-49» и «К-125» н еобходимомежду его половинами проложить бум ажнуюпрокладкуи смазать все посад очные плоскости бакелитовым лаком или нитрокраской . П роверка качества сборки картера и годности сальников коленчатого вала осуществляется заливк ой бензина или керосина : если в течение 10—15 минут уровень его не пони зится, то сборкапроизведена правильно, а сальники пригодны для дальнейшей эксплуатации. Стандартные асбестовые прокладки подголовку цилиндра необходимо заменить алюминиевыми . Х орошопоказа ли себя в работе такжепрокладки из латунной или медной фольги толщиной 0,2—0,3 мм (по 3 — 4 штуки на цилиндр). П ередустановкойголовки полезно произвести притирку наждаком посадочных поверхностей цилиндра иголовки на плите или зеркальном стекле. Внутренн юю поверхность головкии поверхность днища поршнянеобходимо тщательно отшлифовать — это уменьшаетнагаро образование. В двигателях «ИЖ-49» о собое внимамание надо уделить проверкенадеж ности креплениястопоров поршневых колец . Если стопоры установлены недо статочно прочно , их необходимо удалить, з атем нарезать в гнездах резьбуи ввернуть другиестопоры . К ольцевые выточки вбобышкахпорш Пня подстопорные кольца поршневого пальца необходимо углубить. Штампованные стопорныекольца следует заме нить кольцами , изготовленными из стальной проволоки . При подгонкепоршне вых колец надо особое внимание уде лить припиловкезазорав замках колеци плотному прилеганиюколецкзеркалу цилиндра. В двигателе «М-72» внутренняя по верхность картера не обрабатывается. Д ля уменьшения гидравлических потерь производится шлифовка впускных и выпускных каналов, внутренних поверхностей головок цилиндров, а такжепорш ней и клапанов. После всех этих работ необходимо проверить, как притерты клапаны и достаточно ли плотно они прилегают к своим гнездам . Электрооборудование мотоцикла на шестидневных соревнованиях должнора ботать длительное время без регулиров к и . Поэтому необходимо произвести ряд работ, к оторые обеспечат егобезотказ ность. П режде всего надо проверить состояние контактов прерывателя и установить максимально допустимыйзазор (0,60,7 мм ) . Во время продолжительной работы двигателя он несколькоумень шится и будет обеспечивать вполне нор мальную работу двигателя. На преры вателях зажигания двигателей мотоцик лов «ИЖ-49» и «К-125» т оккподвиж н ому контакту ( м олоточку ) подводится по латунной шинке, которая часто ломается. Для большей надежности необходимо дублировать подводкутон ким многожильным проводом. Следует обратить внимание на состояние резьбы винтов крепления прерывателя. После установки зазоравпреры вателе головки винтов рекомендуется промазать нитрокраской — это предотвратит их самопроизвольное отвертывание. Места ввода проводовтокавысокогонапряжениявкатушкузажигания надо хорошо изолировать от влаги резиновы ми колпачками. Проводники щеток генератора должны быть соединены над ежно , а сами щетки плотно прилегать кколлектору . П олезно дублировать про водники щеток многожильным проводом. П роводку освещения рекомендуется упростить, оставив лишь основную сеть для питания лампы большого света, лампы заднего фонаря извукового электросигнала. Тщательно проверив состояние изоляции проводови надежность креп ления концовпроводовпод винтовыми стопорами , н еобходимо подтянуть стоп орыипрокрасить их нитрокраской . Желательно внутри корпусапереднейфарыи заднего фонаря изготовить специальные зажимы для запасных электри ческих ламп, так как перевозить их совместно с запасными частями рисковано , м ожно повредить. При проверке системы питания необходимо промыть бензобак, бензопровода икарбюратор .Д ля более надежной очистки бензина иногда напаивают дополнительный сетчатый фильтр на бензокраник , а также фильтр в виде мешочка в горловину бензобака. Для мотоциклов «К-125» и «ИЖ-49» р азмеры этого фильтра должны быть такими , ч тобывнегосвободномог войти стаканчик пробкибензобака . Наиболее надежными воздухофильтрами являются масляные фильтры. П риподготовкеходовой части все соединения узлов рамы, передней вилки, щ итков , седла и т. п. следует за шплинтовать — это обеспечит надежность крепления и избавит спортсмена от необходимости тратить время на под т яжку болтов и гаек в пути. При подгонке руля, седла иподножекнеобходимо их расположить так, чтобы посадка спортсмена была свободной , ненапряженной и удобной. Хорошо подобранная посадка играет большую роль в соревнованиях на большуюдистанцию . Следует заметить, что значительные преимуществаи удобства езды дает установка (взамен стандартного седла) длинной губчатой подушки , з аключеннойвкожаный или текстовинитовый чехол. В случае же использования седла необ х одимо изготовить чехол из дерматина или текстовинита, внутрь вложить про к ладку из губчатой резины толщиной 20—30 мм , в ырезанную по форме седла. Спортивное седло мотоцикла «ИЖ-49» к использованию вмногодневныхсорев нованиях малопригодно . Д ля увеличения прочностирулянеоб х одимо соединить егопередние выступаю щиезагибыпоперечной тягой из стальн ого прута или трубки . Тяга крепится на руле спомощью сварки или болтов кушкам , специально привареннымквыги б ам руля. Необходимо предусмотреть защиту ручки газа от попадания грязи , пыли и влаги. С этой целью зазорприкрываетсясвободно надетым кольцом из губчатой резины.w%mРис. 1. Защита ручки газа от загрязнения: / — кольцо из губчатой резины; 2 — обмотка изоляционной лентой15