ЮрийДолматовскийI'lici/iiHiiВ.ЛрямоваМУЗЕЕ научно-исследовательского автомобильного института ( Н АМИ ) с обраны машины разных возрастов. Есть среди них и автомобиль конца прошлого столетия. Э то — в ысокая , г рубо сколоченная пролетка с деревянными колесами, на грузолентах, с вертикальной рулевой колонкойикрохотныммаховичком вместо рулевого колеса, с цепной передачей и двигателем под задним сидением. Появление такой про летки на улицах наших городов , н есом ненно, превратилось бы в веселое зре лище для прохожихи надолго застопорило бы движение , — настолько нелеп ымикажутся ныне формаиконструк ция автомобиля полувековой давности. Д олжно быть подобноеже чувство вызовут когда-нибудь у наших внуков и те автомобили, к оторые сейчас представляются нам верхом совершенства. Но как изменится конструкцияи внешний вид автомобиля черезнесколькоде сятков лет, к акие машины будут сходить тогда с заводских конвейеров? П опро б уем заглянуть вбудущее . Н овое не возникает из «ничего». Каждая следующая модель вбирает в себя все то лучшее, что уже осуществлено изакрепленов современных автомобилях. Анализ развития автомобильной техники за длительный период (а направление этого развития определилось в течение полувека от «механических пролеток» к машинам все более комфортабельным, обтекаемым, быстроходным, легким) позволяет с достаточной уверенностью наметить характеристику автомобиля будущего. Такой анализ допускает сделать вывод, что эти автомобили сохранят немало общих черт не только с машинами выпуска 1956 года, но ис первыми образцами Даймлера и Форда. Говоря об автомобилях будущего, п режде всего следует сказать, что им придется работать совсем в иных условиях. Основная масса машин сможет передвигаться по широким , у добным автомагистралям, п ересекающимся на разных уровнях. Скорость движения резк о возрастет. Поэтому будут предъявлены высокие требования кснижению веса автомобилей ик улучшению их обтекаемости. Это повысит экономичность: сократится расход энергии и топлива. Высокого уровня достигнет автоматиза-Вция управления. Труд водителя облегчится, более безопасным станет движение. Большое внимание будет уделено ор ганизации густой сети станций обслужи вания. Это позволит применять вкон струкции сравнительно сложныеи точные механизмы (в частности, автоматы), о б ходиться без таких обязательных для нынешних автомобилей предметов, как запасное колесо, инструмент, д омкрат , насос. В результате улучшения дорог подвеска колес значительно упростится. Но автомобилям иногда все же придется преодолевать и плохие дороги , в таких случаях недостаток эластичности подвески возместится автоматическим снижением давления в шинах, что уменьшит их удельное давление на грунт. Нет сомнения, что большая комфор табельность явится одной из важных особенностей новых автомобилей. О ни будут иметь просторные салоны при умеренных габаритах, х орошую вентиляц ию , отопление кузова зимой и охлаждение летом, обладать бесшумностью, отличным обзоромидругими удобствами. И хотя все это связано с дополнительным оборудованием , н о утяжеления машины не произойдет . Ш ирокое применение особо прочных легких материалов и, следовательно, иные конструктивные решения обеспечат максимальную производительность отдельных механизмов и автомобиля вцелом . Таким представляется нам облик будущего автомобиля. Интересно отметить, что среди современных машин наиболее полно удовлетворяют требованиям будущего автобусы, особенно междугородные . Двигатель у них установлен в задней обтекаемой половине кузова, сидение водителя — в самой передней, а основная площадь машины используется по прямому назначению — для пассажиров и багажа. В автобусах уже теперь применяются автоматы, гидравлические и пневматические приводыи усилители, р егулируе мые сидения, устройства для искусственного климата, остекленные крыши . Вес конструкции городского автобуса, приходящийся на одного пассажира, составляет 100—150 кг , в то время каку легковых автомобилей этот показатель находится в пределах 200—350 кг . Повид имому , автобусы ив дальнейшем будут развиваться по этому уже установившемуся пути, а некоторые принципы их конструкции распространятся на машины других категорий, в частности, легковые. Ф ормакузовалегкового автомобиля приблизится к идеально обтекаемой , каплеобразной. Чтобы использовать объем наиболее полно, без чрезмерного увеличения длины и веса машины, к он структору будущего автомобиля придется, очевидно, расположить сидение вширокойи высокой передней части «капли», а двигатель идругие механизм ы — в сужающейся хвостовой. Первые шаги в этом направлении уже сделаны вконструкции опытных, так называемых «вагонных» легковых автомобилей. О д нако в сегодняшних условиях всякому автомобилю, в том числе вагонному, н еобходимы сравнительно большие ко леса, чтобы обеспечить проходимость и плавность хода машины и разместить в колесе тормоз . Правда, диаметр автомобильных колес из года вгод уменьшается, но для создания вагонного автомобиля достигнутое снижение все еще недостаточно: относительно большие размеры колес ограничивают ши рину переднего сидения, затрудняют доступ вкузов . В автомобилях будущего следует ожи дать решения этой проблемыкак по линии уменьшения размеров колес, так и за счет изменения конструкций двер ей , к оторыемогут быть, н апример , выполнены в виде откидывающейся вперед на пружинах легкойкрышки . Д лясокра щения объема колесных кожухов подвеска значительно упростится, ход ее практически сведется кминимуму . К онечно , такая подвеска применима только придвижении по благоустроенным автомагистралям. В случае же перехода автомобиля на плохуюдорогу недостаточная эластичность подвески возместится снижением давления в шинах либо автоматически (в зависимости от скорости), либо по желанию водителя. Собственно колес ( к акимимы их привыкли видеть) не будет, во всяком случае переднего . Его заменит бескамерная шина большого объема с малым наруж н ымдиаметром , надетая на разъемную втулку-обод, смонтированную непосредственно на подшипниках оси. Здесь с внутренней стороны можно установить дисковый тормоз . В условиях хороших дорог , повсеместн ого технического обслуживания автомобилей и применения высококачественных бескамерных шин отпадет необходимость в их унификации. Поэтому задние колеса смогут быть большими, ч ем передние, а это весьма желательно как для повышения проходимости автомобилей придвижении по грунту, так и для устройства привода от двигателя кко лесам. К роме того, следует принять во внимание исоображения устойчивости (большие задние колеса положительно влияют на устойчивость автомобиля). По всей вероятности схема автомобиля будущего примет такой вид: двигатель сзади, р азныепередниеи задние< Слева фотомонтаж к статье — Г. Соловьева «Оборудование туристских автомобилей»: 1 — комбинированный походный домиктент; 2 — складной столик; 3 — вентилятор на рулевой колонке; 4 — сетка от москитов; 5 — струбцины для крепления тентаАвтомобиль конца прошлого века13 колеса, сидение водителя — над передними колесами. (Не замечаете ли вы, что подобная схема была иу описанной выше «механической пролетки»?) П ри так ом устройстве кузов можно практически распланировать какугодно : ставить сидения, к ак обычно, р ядами , в виде отдельных неподвижных переставных кре сел или же располагать их вокруг откидн ого или складного столика. Достаточно места остается и для багажного ящика, п риборов искусственного климата, р а диоустановки, вплоть до телевизора. Но вместе стемвозможна (в особен ности для малых машин) и другая схема — двухколесная, т. е. сочетание мо тоцикла с автомобилем. П ри двухколесной схеме (с приводом , вероятно, на оба колеса) механизмы расположатся не только сзади, но и вблизи продольной оси автомобиля, а пассажиры — п о стор онамобразующегося над механизмами вкузове силового «хребта». В обоих случаях сохранится характерная каплеобразная формакузова вагонного типа, к ороткая база. Этим достигается про сторность кузовапри малых габаритахмашины, соответственно небольшой вес ее, хорошая обзорность и маневренность. Недалек тот день, к огда во всем ма шиностроении, к акив авиации, п оршне вые двигатели вытеснятся более экономичными турбинами, сначала газовыми, и спользующими дешевые виды топ лива, а затем, в озможно , и атомными. Малые размерыи вес двигателя нового типа позволяют удобно разместить еговобтекаемом «хвосте» машины, а плавность работы турбины устранит даже малейшие вибрации кузова . Само собой разумеется, что применение атомного двигателя потребует защитной установк и от радиоактивных излучений. Не иск лючено использование атомной энергии для автомобиля ив иной форме : р езкое увеличение энергетических ресурсов и удешевление электроэнергии позволяет применять высокочастотные электромо били, несмотря на сравнительно низкий коэффициент полезного действия. Ток они будут получать от заложенногоподдорогой кабеля. ВЧ-мобиль будет иметь вместо двигателя токоприемники трансформатор. Высокие обороты турбины и специфическая для нее характеристика вызовут необходимость коренного пересмотра знакомойнам силовой передачи. М еха ническая связь между силовым агрегатом и ведущими колесами так или иначе изменится. Двигатель будет приводить в действие насос или генер атор тока, к оторые , в свою очередь, заставят работать соответственно турбины или электромоторы , установленные на колесах или на ведущем мосту. Трубопроводы или ^"т** э лектропроводка , идущие на смену валов и шестерен, дадут конструктору большую свободу: м ожно разместить механизм ы наиболее целесообразно. Предельно упростится и управление. Д ля регулирования передаваемогокколесам усилия потре буется одна педаль-акселератор иры ч ажок включения заднего хода. Возм ожно , что эта педаль смонтируется заоднос педалью тормоза . Таким обра з ом , все органы управления скоростью движения сведутся кодной педали: ее верхнее положение будет соответствовать «полному газу», а нижнее — м ак симальному торможению. Практически ш *у». ч ЧИКГ^-ййк водителю придется пользоваться «педалью скорости»только при произвольной остановке автомобиля. А варийноеторможение или необходимоепо условиям движения на данном участке дороги замедление хода автомобиля будет осуществляться автоматически, с помощью фотоэлементов ирадиолокаторов . Эти приборымогутре агировать на сигналы светофоров и нанесенных на мостовой знаков «участков медленной езды», а также на опасное приближение одной машины к другой машине или кпешеходам . Получив сигнал, т ормоза автомобиля немедленно придут в действие. М ожно предположить использование подобных автоматов и для изменения направления движ ения автомобиля. Немеханическая связь, применяемая на современных массовых автомобилях, главным образомв системе тормозов , распространится на все коммуникации : рулевой привод, управление двигателем и т. д . Это позволит располагать немно гие сохранившиеся органы управления сбольшимудобством для водителя илегко регулировать их положение , независимо от общейкомпоновки механизмов. Тяжелые и сравнительно недолговечные рессоры , п ружиныподвескииамор тизаторы уступят место резине , гидравл ическими пневматическим устройствам, на которыеможно будет воздействовать с места водителя (с целью изменения просвета между автомобилем идоро г ойи т. д.). Не вызывает сомнения замена в сам ом ближайшем будущем колодочных тормозовдисковыми , более компактны м и , л егкимии эффективными. Для механизмов, о которых мыго ворили, о сновным материалом останется металл. Где же будут применяться более легкие материалы? На этот вопрос ответ уже дан вряде опытных имелкосерий ных конструкций — кузов, например, изготовляется сейчас из пластмассы. Нек оторые виды пластмасс не уступают по прочности стали, обеспечивают хорош ую тепло- и шумоизоляцию , поддаются формовке , не требуютокраски и, что самое главное, и меютв пять размень ший объемный вес, ч ем сталь. Н етрудно заметить, что все или почти все названные элементы автомобилей будущегов той или иной формеосуще ствимы уже сегодня. Их «внедрение» в конструкцию автомобиля — к аждогов отдельности ивкомплексе — д ело врем ени , к огда будут перестроены технологические процессы , отработаны кон струкции механизмов, подготовлены условия для нормальногодвиженияи обслуживания машин нового типа. Неограниченные возможности дальнейшего совершенствования автомобиля — в руках творческих работников автомобильной промышленности, автотранспорта, д орожного дела, п риборострое ния, химии, металлургии, атомной физики.Сверху вниз: опытный автомобиль Шлер (Германия, 1940 г.); опытный советский автомобиль НАМИ-013, разработанный в 1949 г. и испытанный в 1952—1955 гг.; макет автомобиля «Турбокар», показанный в 1951 г. на Технической выставке в Англии; опытный советский малолитражный автомобиль «.Белка» (1955 г.); автомобиль Фиат-600-Мультипла