Автомобиль МАЗ-501 на лесовывозкеМеждуведомственная комиссия, в состав которой входил автор этих строк, произвела тщательные и разносторонние испытания опытных образцов автомобиля МАЗ-501. Испытания показали, что по своей грузоподъемности, проходимости, тяговым качествам и скоростному режиму новый автомобиль вполне отвечает современным требованиям эксплуатации на лесозаготовках, а по производительности и топливной экономичности значительно превосходит все автомобили, применявшиеся в лесной промышленности до сих пор. Благодаря своим высоким тяговым качествам автомобиль МАЗ-501 вполне может заменить на ледяных дорогах тракторы С-80. Эффективность использования автомобиля МАЗ-501 зависит от величины расстояния вывозки и объема перевозок, поэтому новый лесовозный автомобиль МАЗ-501 направляется на крупные лесозаготовительные предприятия, имеющие большой лесосечный фонд. Следует иметь в виду, что эксплуатация на одной и той же лежневой или грунтовой лесовозной дороге автомобилей МАЗ-501 и ЗИС-151 из-за разной ширины колеи затруднена. В то же время, разумеется, автомобили МАЗ-501 и ЗИС-151 рационально дополняют друг друга. Новый высокопроизводительный и экономичный автомобиль МАЗ-501 поможет работникам лесной промышленности успешно выполнить Директивы XX съезда партии по шестой пятилетке.И на/с. Д>Флеровлей, так и на обычном дизельном автотракторном топливе. Для смазки двигателя употребляется дизельное масло. На автомобиле устанавливается ко робка перемены передач, конструктивно ничем не отличающаяся от коробки автомобиля МАЗ-200, т. е. трехходовая, пятиступенчатая, с уравнителями оборотов и постоянным зацеплением шестерен второй, третьей, четвертой и пятой (ускоряющей) передач. Ножные тормоза машины выполнены с воздушным приводом; на передних колесах имеются тормозные цилиндры, а на задних — тормозные камеры с резиновыми диафрагмами. Центральный ручной тормоз ленточного типа расположен на валу раздаточной коробки, привод ручного тормоза осуществляется механическим путем. Подвеска автомобиля — на четырех продольных полуэллиптических рессорах; передние рессоры покоятся на резиновых подушках, зажатых в кронштейны рамы и работающих совместно с рычажными гидравлическими амортизаторами; задние рессоры снабжены дополнительной амортизацией. Колеса автомобиля — штампованные, диск сварен заодно с ободом. Шины — низкого давления (размер 12.00—20) с рисунком протектора повышенной проходимости. Давление воздуха в шинах передних и задних колес должно быть в пределах 4,5 кг/см 2 . Колея передних колес (по грунту) — 1950 мм, задних (между серединами двойных скатов) — 1920 мм. Низшей точкой автомобиля является передний мост: при полной нагрузке он находится на расстоянии 290 мм от уровня проезжей части дороги (клиренс). Кабина автомобиля закрытая, трехместная, деревянная; в кабине установлен отопитель, питающийся горячей водой из системы охлаждения двигателя. Отопитель предназначается для обогрева не только кабины, но и ветровых стекол, для чего установлен специальный вентилятор с электромотором и направляющими патрубками. В теплую погоду отопление может быть выключено и тогда вся система превращается в вентиляционную установку. Кабина огорожена специальной рамой, защищающей ее от ударов при погрузке и продольном сдвиге хлыстов. Автомобиль МАЗ-501 оборудуется коником и тяговой балкой для крестообразной сцепки с прицепом.ШИНЫ ДЛЯ СПОРТИВНЫХ МОТОЦИКЛОВДля кроссов На Ленинградском шинном заводе спроектированы и изготовлены из реМотоциклетные кроссы проводятся зины повышенного качества новые мообычно по сложным трассам, проледели шин, предназначенных специально гающим по проселочным дорогам, тродля спортивных мотоциклов. пам, через броды и заболоченные участки, а порой и по бездорожью. На трассе часты повороты, подъемы и спуски различной крутизны. Полевые, а такДля шоссейно-кольцевых гонок же- лесные дороги и тропы могут иметь Трасса шоссейно-кольцевых гонок, как глубокие выбоины. Особенно усложнено •правило, изобилует подъемами, спускадвижение в дождливую погоду. ми и крутыми поворотами. Это заставТакие тяжелые условия соревнований ляет постоянно изменять скорость во определяют повышенные требования к время гонок. Снижение скорости зачакроссовым покрышкам. Они должны стую осуществляется резким торможеобеспечивать хорошее сцепление с донием, при котором происходит сильное рогой, самоочищаемость протектора, истирание протектора покрышки. Круиметь прочный каркас, противостоять, тые повороты гонщики проводят при сильным ударным нагрузкам. значительном наклоне мотоцикла. Этим требованиям в значительной С учетом всех этих особенностей мере отвечают опытные образцы спеспроектировано семь моделей шин. циальных кроссовых шин пяти размеров (2.50—19, 3.00—19, 3.25—19, 3.50—19 и Для мотоциклов с рабочим объемом 3 3.75—19), изготовленные для мотоцикдвигателя до 125 см — две модели лов всех классов. размером 2.50—19; до 350 см 3 — две Рисунок протектора на беговой его модели размером 3.00—19 и 3.25—19; части представляет собой чередование до 750 см 3 — две модели размером двух и трех квадратных шашек, а с бо3.50—19 и одна модель размером ковых сторон — по одному ряду рези3.75—19. новых шипов (усеченных конусов). Рисунок протектора шин, предназнаВ результате испытаний, проведенных ченных для переднего колеса мотоцикв ходе многочисленных соревнований ла, имеет продольные канавки, которые 1954—1955 годов, выявилось значительслужат направляющими при качении колеса. В поперечном разрезе эти поное превосходство новых кроссовых шин перед стандартными. Одновременно крышки имеют круглую форму, что были отмечены и недостатки, над устрапозволяет гонщикам на поворотах принением которых завод работает в надавать больший наклон мотоциклу. стоящее время. Кроссовые шины новых Протектор шин заднего колеса имеет моделей готовятся к выпуску. шашки пониженной высоты. Для рекордных заездов Одна из моделей покрышек (для мотоцикла с рабочим объемом двигаОт шин, предназначенных для рекорд3 теля до 750 см ) создана с протектором но-скоростных заездов, требуется прочв косую шашку, который обеспечивает ность и легкость. Эти качества придает хорошее сцепление с дорогой и не докорд «капрон», применяемый для карпускает на виражах боковых заносов каса покрышки. На заводе изготовлено мотоцикла. две модели: одна, размером 3.00—21, Уменьшенный калибр рисунка протекимеет рисунок протектора шины в виде тора, применение более тонкого хлоппродольных канавок, а другая, размечато-бумажного корда и корда «капрон» ром 3,25—21, — косые шашки. для каркаса значительно снижает вес Инок. Я. Хариту покрышек, в сравнении со стандартными. Ленинград10