Выполним Директивы XX съезда КПСС!АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В ШЕСТОЙ ПЯТИЛЕТКЕВ. Д. Майборода,заместитель Министра автомобильной промышленности СССРДИРЕКТИВАМИ XX съезда КПССпошестому пятилетнему плану раз вития народного хозяйства СССР намечен большойобъем работ в области производстваисовершенство вания конструкций советских автомоби лей. А втомобильная промышленность должна увеличить выпускгрузовых автом обилейпримерно на 32 процентапо количеству и на 45 процентовпообщей грузоподъемности; выпуск автобусов должен быть увеличен на 88 процентов , л егковых автомобилей на 86 процентов , автомобильных и тракторных прицепов — в 4,3 разаи запасных частей кавтомобилям — в 2,2 раза. О бъемпро дукции автомобильной промышленности на 1960 год — последний год пятилетк и — установлен в 650 тысяч автомоби лей, ч то составляет 146 процентовкобъемупроизводствав 1955 году . Съезд партии обязал работников автомобильной промышленности заменить устаревшиемоделиавтомобилей , автобусов и двигателей новымимоделямис более высокими эксплуатационными показателями . В шестой пятилетке долж но быть организованопроизводство автомобилей-самосвалов грузоподъемн остьюдо 40—50 тонн , увеличено произ водство автомобилейвысокойпроходи м ости , специализированных грузовых авт омобилей , у совершенствованных автоприцепов и полуприцепов различного назначения. Все это выдвигает огромныеислож ные задачи перед автомобилестроителям и . О нидолжныв течение шестой пяти летки почти полностью обновить всюно менклатуру выпускаемых автомобилей, активно наращивая год за годомтемпы производства. Социалистический, плановый характернародного хозяйства СССР обеспечивает возможность наиболее целесообразного развития автомобильной промышленности, наиболее полного соответствия конструкций автомобилей требованиям иусловиям их эксплуатации. Н овые авт омобилипо своей конструкциииос н овнымпараметрамдолжны не только соответствовать современномууровню мировой автомобильной техники, но и сохранять потенциальные возможности дальнейшегоулучшения основных технико-эксплуатационных показателей. П о этому одним из важнейших мероприятийпо реализации Директив XX съезда о развитии автомобильнойпромышленно сти явилась тщательная разработкапер с пективноготипажаавтомобилей . Работа эта была проведенаМинистерствомавтомобильнойпромышленности СССР сучастием представителей ряда вед омствипрежде всего работников автомобильного транспорта. За последнеевремя автомобильной промышленностью создан ряд образцовновых автомобилей. Начиная с 1956 го да, эти автомобили будут постепенно вытеснять из автомобильного парка страны конструктивно устаревшие мо дели. О собое внимание проектировщикино вых автомобилей обратили на повыше ние антикоррозийной устойчивости кузо вов, п овышениеизносостойкости деталей иузлов , соответствие их конструкцииусловиям эксплуатации автомобилей на различных дорогах и климатическим особенностям отдельных районов страны. П роектирование деталей и узлов велось сприменениемметодов расчета, максимально учитывающих реальные условия работы . Д ирективы XX съезда КПССтребуют от машиностроителей «снизить удельный расход металла всреднем не менеечем на 22 процентапутем улучшения конструкциймашин , у меньшения их га баритов и веса, р асширенияприменениялегированныхинизколегированных сталей, л егких сплавов, пластмасс, э коно м ичныхпрофилейпрокатаи внедрения современныхметодов получения точных отливок икузнечныхзаготовок » . Разумеется, что все это вполноймереотно сится кпроектированиюипроизводству автомобилей. К аковыжебудут автомобили шестой пятилетки ичемони отличаются от автом обилей , в ыпускаемых сейчас? Типаж советских легковыхавтомоби лей ужевтекущем году пополнится двумя новыми марками — малолитражным четырехместным автомобилем « М о сквич-402» и пятиместнымавтомобилемсреднеголитража М-21 «Волга», к ото рые обладаютповышенными эксплуатац ионными качествами и предоставляют больше комфорта для пассажиров . Это достигается различными путями, в частности, за счет применения двигателей увеличенной мощности , оригинальных механизмов и кузовов обтекаемой форм ысбольшойплощадью остекления и увеличенными пассажирскими помещениями. Новые автомобили рассчитаны на дли тельные поездки , в ключаяи туристские, и могут эксплуатироваться каквюж ных, так ив северных районах страны. Д ля этого машиныоборудованыотопи тельными ивентиляционнымиустройст вами, а такжеудобнымисидениями , к о т орыеприжеланиимогут быть превра щ еныв спальные места. К рометого , авт омобилиимеют портативные радиопри емники. На базе новогомалолитражного автомобиля «Москвич» в текущем году будет организованопроизводство автом обиля со всеми ведущими колесами (модель 410), к оторый , обеспечивая не о бходимые условия комфортабельной езды , будет одновременно обладать высокой проходимостью, способностью преодолевать тяжелыеподъемы . Этот автомобиль предназначен для эксплуатации в сельской местности. К числу оригинальных конструкций относится и новый легковой автомобиль ЗИС-111, к оторыйещепока находится в стадии экспериментальных разработок . Этот семиместный автомобиль высшего класса будет отличаться от автомобиля ЗИС-110 внешнимиформамии более совершенным мощным V-образным 8-цилиндровым двигателем, п озволяю щ им развивать скорость свыше 150 ки л ометровв час. А втомобильоборудует ся автоматической коробкойпередач , электрогидравлическими подъемниками стекол, г идроусилителем руля, установк ой для обмываветрового стекла, р а д иоприемникомидругими устройствам и , с оздающимимаксимум удобств для пассажиров . П редусмотренатакже специальная установка кондиционирования воздуха, чтобы внутри кузовапостоянно поддерживалась нормальная темпера тура, а воздух был влажными чистым. На Горьковскомавтомобильномзаво д е имени Молотова начата работапокоренноймодернизациилегкового автом обиля типа « З ИМ » , в конструкциюуз лов имеханизмовкоторого будут внесены весьма существенные изменения . Намечена такжеиразработкаконст р укциимикролитражного автомобиля. Растущее из годавгод количество магистральных и шоссейных дорог , связывающих различные города Советского Союза, открывает широкие возможности эксплуатации автобусов, специально предназначенных для междугородныхсообщений . Выпуск таких автобусов уже начался на Московскомавтомобильном заводе*. О дновременно ведется большая рабо та посозданию новых образцовгород ских автобусов. Таких автобусов, в зависимости от количества мест для сидения, намечается три типа: м алойвместимо сти — на 22—24 места, с редней вместимости — на 30—32 места и большой вместимости — на 40 мест. На все автобусы будут установлены экономичные двигатели, н екоторые из моделейобо р удуются автоматической трансмиссией . Первая партия автобусов среднейвме стимости будет выпущенавэтомгоду на Львовском автобусном заводе. В настоящее время автомобильная промышленность выпускает грузовые авт омобилисгрузоподъемностью от двух тонн и выше. Отсутствие автомобилей малоготоннажа ведет, к ак правило, к* С м . в этомномережурнала статью «Новые советские автобусы», с тр . 5. (Ред.).31* непроизводительному использованию автомобилей средней грузоподъемности . П оэтомубольшое значение придается сейчас ведущимся на Горьковском автозаводе имени Молотова работам по созданию семьи автомобилей грузоподъемностью в 0,5 тонн, 1 тонну и 1,5 тонны . Наряду савтомобилями малой грузо п одъемности будет расширенаномен клатура выпускаемых грузовых автомобилей среднего и большого литража. Так, на Минскомавтомобильном заводе проектируется автомобиль-самосвал гру з оподъемностьюв 40 тонн, М осковский автозавод закончилмодернизациюкон струкции автомобилей ЗИС-150 и ЗИС-151. На Уральском автозаводе начато производствотрехтонногоавтомоби ля «Урал» ЗИС-355 (в дальнейшем этот завод будет выпускать новый гру зовой автомобиль с 6-цилиндровым V - о бразным двигателем). Кутаисский завод переходит на производство самосвалов сбоковымопрокидыванием платф ормы . К роме того, в 1956 году начат выпуск лесовозных автомобилей МАЗ - 5 01 * и специально приспособленных для работв арктических условиях автомобилей ГАЗ-47. В шестой пятилетке намечается заме нить автомобили ГАЗ-51 и ГАЗ-63 более совершенными автомобилями , обладающими высокими технико-эксплуатац ионнымипоказателями . Над этими новыми моделями автомобилей в настоящее время трудится коллектив конструкторов Горьковского автозавода. Разработана такжеиобширнаяпрограм ма дальнейшего развития конструкций грузовиковЗИС , к оторая будет осуще ствлена в шестой пятилетке. П овышениегрузоподъемности автомобильного паркаиснижение стоимости перевозок будет обеспеченов шестой пятилетке не только за счет возрастаю щего выпуска автомобилей большого тоннажа, но такжеблагодарягораздо более широкому применению прицепов иполуприцепов . Развитие автопоездов даст возможность значительно увеличить грузоподъемность автомобильного парка. В 1956 году будут выпускаться седельные автотягачи сполуприцепамигрузо п одъемностьюв 4, 7 и 12 тонн. Н еко т орые из них будут иметь самосвальные кузова . Ш ироко ведется также работа по созданию целой серии новых автоп рицепов самой различнойгрузоподъ емности, часть которыхуже принята на производство ( н апример , двух-, трех- и шеститонные прицепыс самосвальными кузовами , п редназначенные для работывсельском хозяйстве, н изкорамныепри цепы и др.). О собоеместов деятельности конструкторских отделов автомобильных заводов занимает разработкаконструк ций специализированного автомобильн ого транспорта, п редназначенного для перевозки промышленных и продовольственных товаров. Так, на базе существ ующихи новых автомобилей создают ся образцыавтофургонов , тягачей сполуприцепамииприцепами для пере в озкиготового платья, обуви, м ебели , п редметов галантереи, х лебобулочных * С м . в этом номережурнала «МАЗ-501», стр. 9. (Ред). статьюизделий, мясных продуктовидругих товаров. С оздаются новые образцы автоцистерн различнойемкостииразлич н ого назначения — для перевозкижи вой рыбы , вина, к еросина , бензина. С проектированыи изготовлены образцы автолавок и лавок, с монтированных на двухосных прицепах. О ни предназначены для снабжения населения предме тами широкогопотребления , о беспече ния питанием жителей дачных и сельских местностей. О громныйобъемработ по увеличен ию выпуска, м одернизацииисозда н ию новых конструкций автомобилей может быть выполнен толькопри условии решительногоулучшения всей ор ганизации и техники производства в автомобильной промышленности. Достаточно сказать, что только за счет лучшей организациипроизводстваи использования имеющихсяпроизводствен ных мощностей , автомобильная промышленность должна , согласно Дирек тивам XX съезда КПСС, получить 55 процентовнамеченного выпуска авт омобилей . К рометого , будут осуще ствлены вшироких масштабах мероприятия поповышению технического уровня производства на основе дальн ейшего внедрения комплексной механизации и автоматизации, п рименения новейшего высокопроизводительного оборудованияипередовой технологии, ш ирокойзаменыимодернизации устаревшего оборудования. Директивами XX съезда КПСС намечается значительно расширить механизациюи автоматизацию производственных процессов в машиностроении, причем в первую очередь в литейном и кузнечно-прессовом производстве, а также осуществить полную автоматизацию тепловых режимовтермических печей вкрупно серийном и массовом производстве, создать комплексные механизированные цехи литья, ввести в действие новые автоматические и полуавтоматические линии и цеха. В шестой пятилетке в этом направлении предстоит проделать большую работу, активно мобилизуя внутренние резервыпроизводстваи вводя новые мощности. Задачи постоянного совершенствования конструкции автомобилей имакси м альногоприближения их ктребова ниям наиболее эффективной эксплуатации могут быть решенытольков тесн омсодружествеработников автомобильной промышленностисработникамиавтомобильного транспорта исмежных производств. Для того чтобы автомобильная техника двигалась вперед, требуется, в своюочередь , поднять на соответствующий уровеньсмежные отрасли промышленности , и зготовляющиеипоставляющие металл, р езиновыеиз делия, текстиль, к раскиидругие материалы, н еобходимые для производства автомобилей. М аксимальноеулучшение весовых и качественных показателей деталей, у з лов и всей конструкции автомобиля зависит во многом от применения новых видов материалов, л егированныхи низк олегированных сталей, в ысокопрочного чугуна, облегченных пустотелых игну тых профилей , неметаллических (пластмассовых) деталей взамен черногои цветного металла и т. д.В то жевремябольшую роль играет качество топлива и различных материалов, необходимых для нормальной эксплуатации автомобилей . Снабжение автомобильногопаркабензинами низк ого качества, н апример , наносит не только значительный ущербэкономике автотранспорта (вследствие регулировки двигателей на работуспоздним зажиганием, недобора мощности, перерасхода топлива, быстрого износа и т. д.), но и ограничивает технические возможностиавтомобилейужепри их проектировании . Только за счет дальн ейшего повышения степени сжатия у двигателей (которое возможно лишь при расчете на использование автобензина ссоответствующимоктановым числ ом ) м огут быть получены такие значительные результаты, к акповышение литровой мощности двигателя на 20 — 25 процентов , с нижение удельных расходов топлива на 15—20 процентов , у меньшение габаритных размеров двигателей и их веса и т. д. Д ляснижения стоимости выпускаемых автомобилей, п овышения их рентабельности в эксплуатации и увеличения сро ка службынеобходимо , чтобы отрасли промышленности , с межныес автомобильной, у лучшили качество своей про д укции . Так, в шестой пятилетке мы ожидаем от работников нефтяной про м ышленностиповышения качества топ лива и масел, освоения производства бензина сповышеннымоктановым числ ом , что позволит обеспечить надеж н уюработу двигателей какпринизких , так ипри высоких температурахнаруж н ого воздуха. Резиновая промышленность должна освоить выпуск новых автомобильных резинотехнических изделий и, в частности, шин низкогои сверхн изкого давления, бескамерных шин и т. д. От текстильной промышленностимы рассчитываем получить недорогие обивочные материалы различных расцветок и тонов из искусственного вол окна (найлон, п ерлон , к апрон ) , более широкий ассортимент хлопчатобумажных тканей для комбинированнойобив ки автомобилей . Большие задачи стоят перед химической промышленностью в области улучшения качества и увеличения ассортимента автомобильных лаков икрасок , а также изделий из пластмасс различных расцветок . От тогокакбыстрои качественно стекольная про мышленность освоит производство сфер ическихи гнутых стекол увеличенных размеров , в большоймере зависит вып уск красивых легковых автомобилей современнойформы . И, н аконец , больш ую роль вработеподальнейшемусо вершенствованию конструкции и качества автомобилей играет, р азумеется , металлургическая промышленность . Ее успехи в освоении производстванизко л егированной листовой стали цветногоичерногопрокатаразного сечения во многом определяет возможности автомобильной промышленности. Автомобилестроители с воодушевлен ием восприняли Директивы XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану. Они приложат все свои силы к тому, ч тобыс честью выполнить их и дать стране новые, с овершенныеавтомобили , п олностьюотвечающиезапросам советских людейирастущимпотребностямнародного хозяйства.4