МОТОЦИКЛ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ Западногерманская фирма «Виктория> выпустила новую модель мотоцикла, в котором переключение передач производится не рычагом или педалью, а с помощью кнопок, управляющих работой электромагнитного переключателя коробки передач. Переключатель передач, располагающийся у рукоятки, имеет четыре кнопки — 1. II, III и IV передачи (рис. 1). От него ведут раздельные провода к электрической катушке переключения, являющейся частью коробки передачэтом случае заходят в соответствующие пазы той или другой шестерни. Сдвиг шариков и осуществляется с помощью тягового поводка 5. Когда нажимают на одну из кнопок, в соответствующем отсеке катушки возбуждается магнитное силовое поле, и оно притягивает магнитную головку, являющуюся частью тяги. Перемещаясь, тяга своим другим концом, т. е. поводком, сдвигает шарик в паз соответствующей шестерни и обеспечивает таким образом силовой контакт между этой шестерней и валом коробки передач. Управление коробкой очень несложно и состоит лишь в выключении сцепления и нажатии одной из кнопок. Коробка имеет автоматическую синхронизацию передач т. е. шестерни включаются лишь тогда, когда выравниваются скорости их вращения. Кроме того, на включателе передач предусмотрена кнопка холостого хода. Большим преимуществом описанной конструкции является возможность очень быстро, почти без обычных пауз, производить переключение передач. Инж. П. НелькинНОВЫЙ ШАРНИР На рисунке показан новый универсальный шарнир, выпускаемый английской фирмой «Гарринтонгс». Передача крутящего момента осуществляется через три пары поворотных плоских поНОВЕЙШИЙ СПОСОБ ЗАМЕРА ИЗНОСА ЦИЛИНДРОВ Определение износа цилиндров .автомобильного двигателя имеет весьма важное значение в эксплуатации автомоби(рис. 2). Собственно катушка состоит из лей. Однако замерить износ обычными четырех отсеков 1, между которыми наметодами возможно лишь после довольно ходятся диски 2, выполненные из мягдлительного пробега автомобиля. кого железа. Начало обмотки каждого В настоящее время в Англии произвоотсека соединено с плюсовым контактом дятся испытания нового способа замера батареи, а концы выведены к кнопочизносов. Способ этот основан на испольному включателю; при нажатии одной зовании радиоактивных изотопов. из кнопок происходит соединение соотНа каждый поршень испытуемого двиветствующего отсека на массу и цепь гателя ставится одно радиоактивное замыкается. поршневое кольцо, предварительно подДругой частью коробки передач яввергнутое специальной обработке (бомляется набор шестерен. Между катушкой бардировке) При трении кольца о стенки и картером шестерен свободно перемецилиндра радиоактивные изотопы попащается в продольном направлении тяга 3. дают в масло, циркулирующее в двигакоторая является единственной подвижтеле. Количество радиоактивных чаной деталью всего агрегата. На одном стиц, измеряемое при помощи специальконце тяги имеется магнитная головка 4, ного счетчика, показывает степень иза на другом конце сидит тяговая гоноса поршневого кольца, а на основаловка 5, представляющая собой поводок нии данных об износе кольца судят об переключения шестерен. Конструкция меизносе цилиндра, так как между этими ханической части коробки (картера с шевеличинами существует определенная стернями) не представляет собой новинки зависимость. и известна в машиностроении давно. Кроме простого подсчета импульсов, Принцип ее работы основан на том, что можно, синхронизируя счетчик со спешестерни, вращающиеся на валу 7 вхоциальной аппаратурой, производить лостую, можно соединить с валом, раавтоматическую запись средних велидиально сдвигая шарики 8, которые в чин износа, в зависимости от сроков работы двигателя. Рис. 2 — Коробка передач Испытания показывают, что новый 1 — отсеки катушки переключения, 2 — способ намного продуктивнее всех, •диски катушки переключения, 3 — тяга, известных до сих пор. На работу, требовавшую ранее не менее 200 часов, 4 — магнитная головка тяги, 5 — поводфирма Шелл затрачивает сейчас приковая головка тяги, 6 — шестерни комерно 5 часов. .робки передач, 7 — полый вал коробки передач, 8 — шарик. 1 — цилиндр, 2 — картер, 3 — шатун, 4 — поршень, 5 — передвижная гильза, — опорный стакан, 7 — шток, 8 — головка цилиндра, 6 — маховик.Рис. 1—Кнопочный включатель передач •а — вращающаяся рукоятка мотоцикла, Ь — включатель с кнопками, с — провода, ведущие к катушке коробки передач.душек, свободно установленных в полукруглых пазах. Весь шарнир имеет одинаковую угловую скорость. Максимально допустимый угол между ведущим и ведомым валами — 38°. Потеря крутящего момента с увеличением угла относительно невелика. Так, если при нулевом угле шарнир передает крутящий момент 830 кг. м то при угле в 35° крутящий момент будет 373 кг. м. ДИЗЕЛЬНЫЙ МОТОВЕЛОСИПЕД В Италии фирмой «Галлимберти> создан двигатель для мотовелосипедов, работающий по циклу дизеля, т. е. с самовоспламенением горючей смеси от сжатия. Алюминиевый картер двигателя выполнен в одном блоке с цилиндром и имеет горизонтальный разъем. С помощью троса, ведущего от вращающейся рукоятки на руле, гильзу цилиндра можно перемещать, изменяя таким образом степень сжатия. В зоне между холостым ходом и полной нагрузкой степень сжатия может изменяться от 8 : 1 до 18 : 1. Двигатель работает на керосине, дизельном топливе или на смеси бензина с дизельным топливом ( 1 : 1 ) с добавлением 3—4°/о смазочного масла, необходимого в двухтактных двигателях.Двигатель развивает мощность 2,1 л. с. при 7000 об/мин. Рабочий объем его — 42 см 1 (диаметр цилиндра — 36,5 мм, ход поршня — 40 мм). Привод на колесо осуществляется роликовой цепью. Максимальная скорость мотовелосипеда достигает 60 км/час; он способен преодолевать 12-процентные подъемы. Вес двигателя равен 6 кг. Он расходует 1 литр керосина на 100 км пробега.