Ф. А. Реппих,заместитель главного конструктора Ирбитского завода.\Л РБИТСКИМ мотоциклетным заводом , ' в содружестве с Центральным конструкторско-экспериментальным бюро мотоциклостроения создан новый дорожный мотоцикл М-52 3с рабочим объемом двигателя 492 см . В настоящее время уже изготовлена партия этих мотоциклов, являющаяся установочной для перехода к серийному производству. Наша промышленность до сих пор не выпускала мотоциклов класса 500 см 3 . Поэтому организацию производства их в первом же году шестой пятилетки нельзя не расценивать как достижение советского мотоциклостроения. В целях максимально быстрого перехода к серийному производству конструкторы стремились при проектировании мотоцикла М-52 к максимальной унификации деталей и узлов нового мотоцикла с выпускаемым уже мотоциклом М-72. Это обстоятельство позволило не только использовать накопленный опыт технологии производства, но и, что особенно важно, сохранить уверенность в конструктивной надежности и совершенстве ряда основных узлов, проверенных длительной эксплуатацией на мотоциклах М-72. Двигатель мотоцикла М-52 (рис. 1) — .верхнеклапанный двухцилиндровый соппозитными цилиндрами, укрепленными к картеру четырьмя анкерными шпильками через головки. Цилиндры алюминиевые, с хорошо развитым оребрением. В них запрессованы тонкостенные чугунные гильзы. Рубашка цилиндра снабжена направляющими для штанг толкателей. Диаметр цилиндра 68 мм, ход поршня также 68 мм, рабочий объем одного 3 цилиндра 246 см . Алюминиевые головки цилиндров имеют полусферическую камеру сгорания. Механизм газораспределения — верхнеклапанный, привод клапанов осуществляется дюралюминиевыми штангами, которые, получая усилие от кулачкового вала через толкатели, приводят в движение коромысло; отношение плеча коромысла — 1 : 1,3. Фазы газораспределения выбраны с таким расчетом, чтобы обеспечить как хорошие динамические и экономические показатели работы двигателя, так и спокойную и надежную работу всего механизма газораспределения при 6500—6800 об/мин. Высота подъема клапана 8 мм, диаметр клапанов 32 мм. Значительно удалось снизить вес возвратно движущихся деталей привода к клапанам (толкатели, штанги и др.), что позволило уменьшить нагрузки на клапанные пружины и повысить надежность механизмаРис. 3.Колеса мотоцикла М-52 слева и справа).(видэн21 26 Ч 24 %22 щ §20rIS%Я£§250%.--*M-.f?!«1 61«Я №UUUI/ tUUt/ UUUU UUI/IJЧисло оборотов Зало двигателя 8 минРис.!.Характеристики М-52 и М-72.двигателейРис.1.Разрездвигателя М-52.мотоциклав целом. Седла клапанов и направляющие втулки выполнены из легированного чугуна. Оси коромысел, втулки осей и сами коромысла стальные, вся система выполнена без применения цветного металла и, как показали испытания, обеспечивает достаточную надежность и долговечность. Картер и кривошип по конструкции аналогичны соответствующим деталям двигателя мотоцикла М-72; система смазки — комбинированная, система зажигания динамо-батарейная, такая же, как на мотоцикле М-72. Произведено лишь некоторое уменьшение размеров, снижение веса ив отдельных случаях деталям придана лучшая форма. На рис. 2 приведены характеристики двигателей М-52 и М-72. Кривые мощности крутящего момента и удельного расхода топлива показывают, насколько конструктивные изменения, предпринятые в двигателе М-52, позволили улучшить его динамические и экономиче-ские качества по сравнению с двигателем М-72, имеющим больший рабочий объем цилиндров. На мотоциклах М-52 установлены сцепление и коробка передач (за исключением механизма ножного переключения), аналогичные агрегатам мотоцикла М-72. Передача к заднему колесу — карданного типа, конструктивно улучшена, но ее принципиальная схема не отличается от схемы М-72. На мотоцикле сохранена конструкция свечной подвески заднего колеса, но улучшена амортизация. Величина перемещения заднего колеса от крайнего нижнего до крайнего верхнего положения составляет 70 мм. Передняя вилка — телескопического типа, имеет усиленные и конструктивно улучшенные масляные амортизаторы, поглощающие реактивные удары. Улучшена амортизация передней вилки благодаря замене коротких спиральных пружин на более длинные и эластичные, расположенные внутри труб. Ход вилки увеличен, что позволяет перемещаться переднему колесу до 100 мм. Одним из наиболее слабых мест мотоцикла М-72 были колеса. Частый . обрыв спиц и плохая грязезащита ступиц и тормозных колодок приводили к быстрому износу фрикционных колодок. На мотоцикле М-52 установлены колеса новой конструкции (рис. 3), которые в значительной степени устранили этот недостаток; при разработке конструкции колес удалось достигнуть большей их механической прочности при одновременном снижении веса. Достигнута хорошая грязезащита тормозов. Колеса снабжены шинами 3,50—19". Снижение веса мотоцикла получено также за счет уменьшения объема бензинового бака, облегчения рамы, изменения конструкции руля. На мотоциклах М-52 первых выпусков сохранена та же система электрообору-Рис.4.Экспериментальная мотоцикла М-52.коляска4-