А.Нн ивКафановк реплениябензобака . Приходилось все времяпридерживать бак рукойКогда на двадцать третьемкругеспортсмены вышли из за поворота «Кальмисту», п ервыммимо главной трибуныпромчалсямотоциклсномером4 — А. Маслов. Затем Н. Севостьянов оказался на третьем месте. Но армейскийспортс м ен не сдался. С огромнымнапряжением управляя маши ной, он нашел в себе силы продолжатьборьбуи закончить соревнования вторым (1 : 55.16,2), на 1минуту 51,2 секундьп позже победителя. Третьим был Э. Валла («Трудовые ре зервы»). Таким образом , А. Маслов стал впервые чемпионом. И успех его — з акономерен . Пять раз оспаривал А. М аслоз это звание. В 1953 году он совсем было приблизился кза ветному рубежу (пришел вторым после Е. Грингаута), а теперь, н аконец , добился заслуженнойпобеды . Заезд чемпионов Заезд на мотоциклахсрабочимобъемом до 750 сммог быть по праву назван заездомчемпионов . На старте выстроились лучшиегонщики страны. С реди них — ч емпион 1949 года мастер спорта Ю. Степанов («Буревестник»), ч емпион 1950 года заслуженный мастер спорта В. Пылаев («Динамо»), ч емпион 1951 и 1955 годовзаслуженный мастер спорта В. Кулаков (ЦСК МО ) , его одноклубникчемпион 1952 и 1954 годовмастер спорта Г. Ф омин и, наконец, д вухкрат ный чемпионв классе до 350 см3заслуженный мастер спорта Е. Грингаут («Трудовые резервы » ) . Если к этому ещедоба вить таких известных мотоциклистов , к ак мастера спорта С. Сергеев (ЦСК МО ) , В. Туулас («Калев»), В. Качурин («Динамо»), то станет ясным, п очему зрители стакиминтере с ом следили за развернувшейсяборьбой . Старт. О крестный лес оглашается ревоммощныхдвига телей. М ашины стремительно берутразгон , и вот ужедиктор1 объявляет по радиопорядок , в которомгонщикипроследо вали через поворот «Румми». Впереди — Е. Грингаут, за ним В. Туулас, п отом С. Сергеев, В. Пылаев и только пятый В. К улаков . Быстро, очень быстро идут гонщики . После второгокруга на первоеместа выдвигается В. К у лаков, и вскоре за ним закрепляется Г. Ф омин . Его долгоевремя пытался «достать» В. Пылаев, последовательно обо ш едший С. Сергеева, Е. Грингаута и В. Тууласа, но армеец оказался на редкость неуступчивым. Е. Грингаут несколькокруговподряд следовал шестым , с методической настойчивостью « п оджимая » С. С ергеева , и тот вконцеконцов не выдержал . Теперь перед Е. Грингаут ом встала новая задача — обойти В. Тууласа. Сделать это было не так-то просто, п отому что разрывмежду ними равнялся минуте. Но недаром Е. Грингаут показал на контроль н омзаезделучший результат. На предфинишнойпрямойонобошелэстонскогогонщика . О дновременно Е. Грингаут установил абсолютный рекорд трассы, п ройдя лучший кругсоскоростью 115,258 км/час. Победил В. Кулаков (1 : 48.25,6), так и не уступившийни к ому лидерства. В торым был Г. Ф омин (1 : 49.12,3) и третьи м — В . Пылаев (1 : 4936,6). На трехколесных мотоциклах Когда был дан старт трехколесныммотоциклам , с редизрителей началось волнение. Большинство из них устреми лось кповоротам , так какименно там, на виражах, надо наблюдать за работой колясочников . Действительно, л юбой человек, хоть однаждыувидевшийкрасивую , в иртуозную , п ол н уюнапряженнойдинамикииточного расчета «игру» к оля сочника, навсегда становится « б олельщиком » э того вида со ревнований. Первенство выиграли торпедовцы мастер спорта В. Губин сколясочником Г. Б ородиным , п рошедшие 30 круговсре к орднойсреднейскоростью 103,991 км/час (1 : 56.53,8). На второеместо вышли А. О букаки И. Хермасте («Трудовые резервы » ) , на третье — мастер спорта А. Петров иЮ . М ель хов (ЦСК МО ) . Общекомандное первое место завоевали спортсмены Центральногоспортивного клуба Министерства Обороны Союза ССР.3ЭТИ Д Таллине проводилсярозыгрышочередного , д евятого , первенства СоветскогоСоюза по шоссейнокольцевойгонке * . Право надеть алые майкичемпионов страны оспаривали свыше двухсот сильнейших гонщиков . Пятикратный победитель На старте — ж енщины , в ыступающие на мотоциклахсрабо 3 чимобъемом двигателей до 125 см . И м предстоит пройти пятнадцать кругов (101,33 км ) . Г онщицызанимают места в соответствии с итогами предварительных заездов . Возглавл яютколонну И. О золина ( Ц СКМО ) , Н. Сусова (ЦСК МО ) и Э. Нугис («Трудовые резервы » ) . И как только вспыхнул зеленый сигнал — в этомгоду старт впервые давался с помощью светофоров , — взревели моторы. • Н. Сусова сразу вырывается вперед . М ежду Н. О золинойи Э. Нугис начинается напряженныйпоединок . Ровно пройдя всю дистанцию за 1 : 05.34,2 при среднейскорости 92,723 км/час, мастер спорта Н. Сусова уверенно завоевала — в пятый раз ! — п очетное звание чемпиона СССР. Результат заслуженного мастера спорта И. О золиной — 1 : 07.19,3. М астер спорта Э. Нугис, п ришедшая третьей, п о казала время1 : 08.27,8. Техника и мастерство Трудно рассчитывать на успех, у ходя со старта в числе последних. В заезде мужчин на мотоциклах класса до 125 см3опытныйгонщик мастер спорта Н. Михайлов, после досаднойзаминкис двигателем, начал набирать скоростьивключилсявборьбу лишь тогда, к огдабольшинствогонщиков давно скрылось за ближайшимповоротом . Г руппулидеров возглавлял, значительно опередив всех, представитель команды «Буревестник» Б. Панферов. За ним , соревнуясь другсдругом , шли АОлейникови Н. Селиванов (оба — Ц СКМО ) , далее динамовцы В. Генералов и А. Кафаров. После пятого круга Н. Михайлов находился только на четырнадцатом месте. Еще круг , е ще . И вдруг , к удивлению всех, Н. Михайлов начинает легко оставлять позади одного за другим своих конкурентов ; вот он уже идет шестым , четвертым, затем вплотную приближается к лидеру. Этому несомненно помогли высокиединамические качества новогомотоцикла ( э кспери ментальный мотоцикл ЦКБ Серпуховского завода), на кото р ом выступал Н. Михайлов. Но вместе стем нельзя не отдать должное мастерству спортсмена , е гоисключительнойвыдержкеи настойчивости. Четырнадцать кругов неотступно следовал Н. Михайлов за Б. П анферовым , терпеливо выжидаяудобногомомента , к огдаможно будет без риска произвести обгон . Л ишь окончательно убедившись , что машина работает безотказно , он резко прибавил скорость , и... мастеру спорта Б. П анферовупришлось довольствоваться тольковторымме с том . Третье удалось отстоять А. О лейникову , к оторый , кстати, п ри этом еще и выполнил норму мастера. Время победи телей соответственно: 2:08.49,2; 2:09.20,0 и 2:11.55,9. И эта победа не случайна! На старте — м отоциклысрабочимобъемом до 350 см3 . Право начинать гонкувпервомряду получили по контролькому заезду заслуженный мастер спорта Н. Севостьянов (ЦСК МО ) и мастер спорта А. Маслов («Трудовые резервы»)Было ясно, что между этими старыми соперникамииразвер нется восновномборьба за первенство. Так онои оказалось. К руг за кругомпроходилигонщики , но порядок их следования оставался неизменным . Н аблюдая за спортивнойборь б ой , зрители ужепривычно отмечали в своих программах : 9 (Севостьянов), 4 (Маслов), 3 1 , 32... 9, 4, 32, 3 1 . . . И опять: 9, 4, 32... Разрыв между Н. С евостьяновыми остальными гонщиками увеличивался ивскоре составил почти сорок пять секунд . S ^ e начали поговаривать отом , что наконец-то Н. Севостьянов будет чемпионом : е му ведь остается продержаться каких-нибудь семь-восемь кругов . . . Но большинству зрителей былоневдомек , к акойгорький смысл в этот моментприо бретало для Н. Севостьянова слово « п родержаться » . Д еловтом , что ещев начале гонок на егомотоцикле лопнул болт * См. также фотографии на вкладке.11