ДОРОЖНЫЙмотоциклМ-53главныйМ. А. Поздняков, конструктор Киевского заводамотоциклетногоВСКОРОМ времени на дорогах нашей Родины появится новый мотоцикл М-53, созданный коллективом конструкторов Киевского мотоциклетного завода. Этот мотоцикл рассчитан на массового потребителя. Двухцилиндровый оппозитный двигатель мотоцикла3 (рис. 1) имеет рабочий объем 496 см (диаметр цилиндра — 72 мм, ход поршня — 61 мм) и развивает мощность в 28 л. с. при 5600 об/мин. Охлаждение двигателя — воздушное. Степень сжатия — 6,4. Двигатели первых выпусков будут иметь чугунные цилиндры, в дальнейшем их заменят алюминиевые, без гильз, с хромированными рабочими поверхностями (зеркалами), что обеспечит отличное охлаждение, большую износоустойчивость и возможность применения более высокой степени сжатия при том же октановом числе топлива. Крышки головок цилиндров, сами головки, картер двигателя и поршни отливаются из алюминиевого сплава. Оригинальными в двигателе являются шатуны. Они штампуются из дюралюминия и имеют разъемные нижние головки, в которые установлены подшипники скольжения. Коленчатый вал — цельнокованный, неразъемный. Распределительный вал по конструкции такой же, как и на двигателе М-72. В двигателе применена комбинированная система смазки с мокрым картером; очистка масла производится центрифугой. Газораспределение в двигателе осуществляется верхнеклапанным механизмом. Усилие от распределительного вала передается на толкатель, от которого через штангу и коромысло — на клапан. Каждый клапан прижимается к седлу при помощи двух пружин. Питание двигателя обеспечивается двумя карбюраторами К-52. Очисткавоздуха производится двухступенчатым воздухоочистителем с инерционно-масляной и контактно-масляной системой. Для лучшей фильтрации воздухоочиститель установлен в бензобаке мотоцикла, так как запыленность воздуха на уровне бензобака в два раза меньше, чем на уровне коробки передач и соединен с двигателем при помощи воздушных каналов, расположенных между верхними трубами рамы. Электрооборудование предусматривается по двум схемам. Вначале мотоциклы будут выпускаться с генераторами постоянного тока типа Г-НА, двухискровой индукционной катушкой зажигания и прерывателем с автоматом опережения зажигания. В дальнейшем предусматривается переход на иную схему, включающую два генератора переменного тока, один из которых предназначен специально для зажигания и имеет муфту опережения зажигания, а другой, предназначенный только для освещения, будет спарен с аккумуляторной батареей. Таким образом, в системе зажигания аккумуляторная батарея не используется. Мотоцикл имеет двухдисковое, сухое сцепление. Коробка передач двухходовая, четырехступенчатая, ее шестерни первичного вала выполнены заодно с валом, а шестерни вторичного вала свободно вращаются на валу. В отличие от коробки передач мотоцикла М-72 включение шестерен производится не кулачками, а шлицами. Передаточные числа: I—3,8, II—2,4, III—1,5 и IV—1,1. Главная передача мотоцикла однотипна с мотоциклом М-72. Ее передаточное число — 4,62. Ходовая часть состоит из рамы с седлами, задней подвески, передней вилки и колес с шинами.Рама мотоцикла изготавливается из труб;. ее отдельные узлы свариваются и во время эксплуатации не разбираются. В отверстиях подмоторных брусьев рамы на специальных шпильках устанавливается двигатель с коробкой передач. Седло — двойное, подушечного типа. Задняя подвеска (рис. 2) — состоит из вилки, двух упругих элементов и шарнирного крепления. Вилка представляет собой сварную конструкцию: к поперечной трубе (1) привариваются продольные трубы (2) с наконечниками (3), в которых устанавливается главная передача. Поперечная труба имеет выемку (4) для карданного вала. Вся вилка при помощи цапф шарнирно укреплена в двух корпусах подшипников на сайлентблоках резиновых втулок (5), вставленных в обоймы (6). Конуса подшипников приварены к раме мотоцикла. Цапфы предохраняются от бокового смещения торцовыми болтами (7) и закрываются колпачками (8). Между опорами рамы вилки устанавливается упругий элемент телескопического типа. Он состоит из спиральных пружин и двухстороннего гидравлического амортизатора. Пружины имеют регулировку жесткости, осуществляемую вращением втулки, которая изменяет предварительное сжатие пружин. При полном сжатии пружин включаются в работу резиновые буфера. При наезде на препятствие цилиндр амортизатора движется вверх, обратный клапан при этом закрывается и масло с трудом, через щели и перепускной клапан, проходит из полости под поршнем в полость над поршнем. За счет гидравлических амортизаторов достигается высокая плавность хода мотоцикла. Передняя вилка — рычажного типа, крепится шарнирно к головке рамы наРис. 1. Двигатель мотоцикла М-53.Рис. 2. Задняя подвеска мотоцикла М-53.SS16