клапанов (4), установленных впоршнях , и двух возвратных пружин . При сильных и быстрых толчках поршневые клапаны автоматически открываются, преодолевая сопротивление тарированных пружин , что приводиткпадению давления масла вамортизато рах, смягчает их работу и устраняет перегрузку деталей. В это времязад ние поршниследуют за поводкамиподдействиемпоршневыхпружин (5), с о вершая холостой ход всасывания. П рипрямомходе ( п одъемерычагов ) вначале вступают вработунесущиепру ж ины амортизатора, затем резиновые буферы. Герметичность вилки обеспечивается тщательнымуплотнением всех разъемов бакелитовым лаком, фибровыми шайбамиузаглушекрабочих цилиндров амортизаторов и маслостойкими резиновыми сальниками, установленн ыми на осях рычагов . Колеса мотоцикла М-72 имели ряд конструктивных недостатков (частый об рыв спиц, б ыстрый износ шарикопод шипников, тормозов и шлицевого соединения, неравномерная жесткость обода , значительный вес). В новоммо т оцикле М-53 эти недостатки устранены. К онструкция колеса проста (рис. 4). К орпусего (1) отливается под давлен ием из алюминиевого сплава вместе со ступицей (2) и тормозным бараба* н ом (4). В ободах делаются отверстия под ниппели спиц. Н адежнаяфиксацияступицывлитомкорпусе обеспечивается штампованнымзубчатымманжетом (3), п ривареннымк ступице точечной сваркой. Спицы выполнены более ко р откими , что устранило частые их об р ывыв местах соединениясалюминие в ыми фланцами колеса. Л юфт колес, п оявляющийсяприиз носе шарикоподшипников, устранен введением конических регулируемых роликоподшипников (5). К роме того, применены двухступенчатые резиновые сальники (6) и защит ные колпачки (7), п редохраняющие от попадания грязи . Это значительно повы сило долговечностьшлицевогосоеди нения (8). Т ормозавновомколесе значительно усилены по эффективности действия и износостойкости. Ширина тормозных накладок увеличена на 8мм , п ричем специальное устройство обеспечивает одновременноприлегание их крабо чей поверхноститормозного барабана икомпенсируетнеравномерный износ накладок . Радиус качения колеса М-53 меньше ( 4 , 0 0 — 1 7 " вместо 3,75—19"), а передаточноеотношениев системе ры чажного управления больше. Для более быстрого внедрения в производство нового мотоцикла без остановки производства проектирование его производилось с таким расчетом, чтобы новые узлыи агрегаты можнобыло установить не только на мотоцик лах М-53, но и на серийный — М-72. Т акимобразом , п редполагается вначале постепенно заменять отдельные узлы и агрегаты мотоцикла М-72, а затем полностью перейти к выпуску мотоцикла М-53.У РИЖСКИХ МОДЕЛИСТОВСЕКЦИЯ автомоделизма Латвийского республиканского комитета ДОСААФ регулярно проводит соревнования моделистов, На опубликованных здесь фотографиях запечатлено несколько эпизодов из состоявшихся летом этого года вторых Рижских городских соревнований автомобильных итракторных моделей. На фото 1 мы видим ученика средней школы № 49 Дзелме Улдиса, проверяющего перед запуском свою модель колесного трактора с приводом от миниатюрного электромотора. А на другом снимке (фото 2) одна из подобных моделей показана в условиях «эксплуатации»: гусен ичныйтрактор С-80, построенный коллективом кружковцеврижского Дворца пионеров, тянет на буксире — к о всеобщему удовольствию зрителей — настоящ ий (в натуральную величину!) детский трехколесный велосипед спассажиром . Эта же модель трактора легко преодолевает крутые подъемы (фото 3). А вот стартует модель автомобиля, сделанная учеником 5-го класса средней школы № 24 Юрисом Цуцурсом (фото 4). На снимке можно различить отметки служащие для определения расстояния, пройденного моделями. Простейшая модель Юриса Цуцурса прошла 23 метра и заняла в своем классе первое место.Рис. 3. Передняя вилка мотоцикла М-53.двух упорныхшарикоподшипниках . По сравнению с передней вилкой мотоцикла М-72 она мягчепримернов два раза. Н адежность ее работыповышена за счет применения более совершенных двухступенчатых гидравлическихамор тизаторов. Одновременно устранена часто возникающаявмотоциклах неисправность — затирание кожухов телес копических вилок. Передняя вилка мотоцикла М-53 (рис. 3) состоит из двух стальных трубовального сечения, с оединенных стальн ыммостиком . На нижнихконцахтрубукреплены стальные наконечники, а в верхней части — к онические овалы сцилиндрическимишейками для соеди нения салюминиевойтраверсойобыч н ого типа. О синаружныхрычагов устанавливаются в отверстиях нижних нак онечников на игольчатых подшипниках. На шлицевой части оси внутри нако н ечника ставятся двухплечныерычаги , а вторцах на оси — о граничительные шайбы. Двухплечные рычаги одним шаровым концом упираются в сферическую поверхность подпятника несущей пруж ины (1), а другим связаны спорш нями гидравлическихамортизаторов (2). Н аружныерычаги (3) на концахимеют отверстия, в которыепроходит ось ко леса. Гидравлические амортизаторы — т ак ж едвухстороннего действия. О ни служ ат для гашения резкихколебанийпе р едней вилки и состоят из двух пар одинаковыхпоршней , двух ступенчатыхФото Л. Либермана.Рис. 4. Колесо мотоцикла М-53.17