зумеется, р озыгрыш первого из упомян утых призов. Проходил он весьма драматически. Со старта вырвался вперед Стирлинг Мосс, шедший на автомобиле «Астон — Мартин», но ужев конце первого круга его обходит на «Ягуаре» Майк Гауторн, л идирующий затем в течение двух часов; повреждение в машине Гауторна, а также происшедшая авария еще двух «Ягуаров» позволяют выйти вперед Флокарту , идущему на «Ягуаре», не принадлежащем какой-либо фирме (и, следовательно, не участвующем врозыгрыше «Кубка конструкторов»), За ним устремляются Мосс на «Астон — Мартине» и Гендебьен на «Феррари». К исходу первых шести часов гонки эти три автомобиля проходят 73 круга , оторвавшись от других на цел ыхтрикруга . Дальше гонка проходит с переменным успехом , причем Питер Коллинз, сменивший Мосса за рулем «Астон — Мартина», выходит вперед и удерживает лидерство в течение нескольких часов. После 12 часов почти непрерывной гонки (остановки для заправки и смены водителей отнимают считанные секунды) эти два автомобиля прошли 146 кругов , в то время как выдвинувшийся на третье место автомобиль «Феррари» (под управлением Гендебьена и Тринтиньяна) заканчивал только 142-й круг. Уже под утро, за несколько часов до окончания гонки (в которой к тому времени осталось лишь 27 участников) Сандерсон, сменивший Флокарта за рулем «Ягуара», вновь выходит вперед иуже больше никому не уступает лидерства. Победа этих двух гонщиков , выступавш их не на «фирменной» машине, является беспрецендентной в истории автомобильных гонок в Ле-Мане, проводящихся с 1923 года. Ф локарти Сандерсон прошли на «Ягуаре» за 24 часа дистанцию 4034 км , показав среднюю скорость 168 км/час. Мосс и Коллинз («Астон — Мартин») остались на втором месте (166.5 км/час); третье место сохранили за собой Гендебьен и Тринтиньян на «Феррари» (163 км/час). Приз «За преимущество» был присужден французским гонщикам Лоро и Арманьяку, сумевшим на автомобиле «Панар» с рабочим объемом двигателя 747 см1 пройти за 24 часа 3100 км , т . е. со средней скоростью 129 кмчас . Любопытно, что в классификации на этот приз победители гонкиФлокарти Сандерсон остались на... 9 месте, т. к., с учетом рабочего объема двигателя их автомобиля (3442 см 1 ), они прошли дистанцию схудшим зачетным коэфициентом Во время этих гонок в Ле-Мане тоже не обошлось без катастроф. Кроме упомянутых выше аварий двух «Ягуаров», имело место столкновение автомобилей «Порше» и «Феррари»; несколько водителей были дисквалифицированы за преждевременную заправку. (Соб. инф.).ЗАЕЗДЫ НА ПОБИТИЕ РЕКОРДОВВОКТЯБРЕ с. г. на участке шоссе под Симферополем были проведены заезды на побитие рекордов скорости для автомобилей и мотоциклов. Сюда съехались известные в стране гонщики — мастера высоких скоростей: мотоциклис ты — заслуженный мастер спорта мос квич А. Новиков («Крылья Советов») и мастер спорта Э. Эрманис (Рига, «Спартак»), автомобилисты — мастера спорта А. Амбросенков и Ю. Чвиров (оба Мос ква , «Торпедо»), харьковчане Э. Лорент («Трудовые резервы»), В. Н икитин («Буревестник») и И. Помогайбо (ДОСААФ) и спортсмен 1-го разряда москвич Т. Подкутов (ДОСААФ). Несколько позжек ним присоединился прогрессирующий гонщ ик мастер спорта Б. Панферов (Мос ква , «Буревестник»), впервые решивш ий попытать свои силы в заездах на побитие рекордов. 8 первый день, 7 октября , проводились заезды на дистанции 1 км со стартом с хода К сожалению, вначале учас тникам мешал сильный юго-западный ветер. Но вот старт взял мастер спорта Э. Лорент на автомобиле Л-500 (в классе до 500 см 3 ). Отлично пройдя дистанцию в обоих направлениях, он показал скорость 227,992 км/час. Это новый рекорд СССР! Прежний рекорд принадлежал ему жеи равнялся 222,085 км/час. На другой день гонщики пытались изменить таблицу рекордов на дистанции 5км со стартом с хода, но удалось это только Э. Эрманису, показавшему на трехколесном мотоцикле класса до 500 см1 время 1.21,0 (средняя скорость 222,222 км/час). Его результат превышает норматив для регистрации республ иканского рекорда Латвийской ССР и лишь немногим хуже всесоюзного рекорда (1.19.94), установленного заслуженным мастером спорта Н. Ш умил киным 9 октября гонщики стартовали на дистанции 10 км , причем автомобилисты — с хода в двух направлениях, а мотоцик листы — с места в одном направлении. Заслуженный мастер спорта А. Новиков, выступавший на мотоцикле класса до 100 см 3 , у лучшил рекорд СССР, развив среднюю скорость 144,694 км/час. П режний рекорд был установлен им жеи равнялся 138,712 кмчас . Результат, п ревышающий норматив для регистрации республиканского рекорда, показал и Э. Эрманис, прошедший дистанцию со скоростью 185,567 км час. Среди автомобилистов лишь Э. Лорент и Ю. Чвиров закончили дистанцию, причем Э. Лорент показал среднюю скорость 230,917 км/час, превысив нормат ив для регистрации рекорда СССР, равный 220 км/час.НОВЫЕ МИРОВЫЕ РЕКОРДЫУСТАНОВЛЕННЫЕ в прошлом году анг лийскимигонщиками Расселом, Оуэном и Найтом на треке в Монтлери международные ракорды скорости для автомобилей класса G (до 1100 см 1 ) на дистанциях 50 км (206,43 км/час) и 50 миль (205,1 км/час) со стартом с места были улучшены недавно на автодроме Монца известным английскимгонщиком Стирл ингом Моссом, прошедшим обе дистанции на автомобиле «Лотус-Климакс» со скоростью соответственно 216,1 км/час и 213,9 км час. Рекорды Мосса продержались, однако, не долго Вскоре на том же автодроме (и на том же рекордном автомобиле «Лотус-Климакс») а мериканскийгонщик Макэй Фрезер не только улучшил оба его достижения, но и побил прошлогодний рекорд Рассела, Оуэна и Найта на дистанции 100 км (204,9 км час). Фрезер прошел 50 км за 13.49,3 (т. е. со скоростью 217.5 кмчас ) , 50 миль за 22.10,9 (217,98 км'час) и 100 километров за 27.31,5 (217,98 км/час). Обращает на себя внимание высокая устойчивость татов на всех дистанциях. резульАбсолютный мировой рекорд скорости на трехколесных мотоциклах, принадлежавший немецкому гонщику Ноллу (280 км/час), был недавно побит 45-летним новозеландцем Бобом Бернсом, прошедшим 1 на мотоцикле «Винцент» (1000 см ) 1 км со стартом с хода со скоростью 284 км/час. Рекорд установлен на Соленых озерах в штате Юта (США) и был сначала признан Международной федерацией мотоциклистов, но аннулирован на осеннем конгрессе ФИМв Париже из-за появившихся сомнений в точности проведенных замеров. Утверждение рекорда (так же , к ак известного рекорда Джона Аллена, прошедшего 1км со скоростью 344,9 км/час) перенесено на следующую сессию ФИМ , которая состоится в Милане.Низкая облачность, туман и изморозь долго не давали на следующий день провести заезды на 50 и 100 км . Однако, когда прояснилось, на трассу выехал Ю. Чвиров на автомобиле МЗМА-П в классе до 1100 см3 . Через полчаса мы увидели его на финише. 100 км он прошел за 31.11,3 (192,380 кмчас ) , значительно превысив норматив для регистрации рекорда СССР. Попутно был зафиксирован его результат и на 50 км . Эту дистанцию он прошел за 15.14,5 (196,828 км/час), что тоже является новым рекордом Еще дважды , 13 и 14 октября , гонщ ики пытались установить новые рекорды на различных дистанциях; из-за технических неполадок в двигателях и силовых передачах Никитин , Подкутов, Помогайбо и Амбросенков не смогли показать высокие результаты. Зато вновь добились успехов Лорент и Новиков. Стартовав на 1кмс хода, А. Новиков прошел дистанцию за 20,84 со скорос тью 173,744 км/час и установил новый рекорд СССР. Э. Лорент на автомобиле с двигателем класса до 350 см3улучшил рекорд СССР на 1км со стартом с хода, развив скорость 222,444 км'час. Этот результат выше официального мирового рекорда, установленного итальянцем Таруфи в 1951 году (213,040 кмчас ) . В заездах на дистанции 1км со стартом с3 места на мотоцикле класса до 125 см выступил Б. Панферов. Уже первая его попытка показала, что норматив для регистрации рекорда СССР (100 км.час) будет перекрыт. На третьей попытке его время — 35,33, скорость 101,896 км/час. Вслед за ним А. Новиков установил еще один новый рекорд СССР, пройдя 1кмс места на мотоцикле класса до 100 см 3 со скоростью 100,586 км/час (35,79). Интересно отметить, что официальный мировой рекорд скорости в этом классе, установленный в 1954 году гонщ иком Гиро, равен 93 км/час. Вторично стартовал Новиков, на этот раз с места на 10 кми снова внес поп равкув таблицу рекордов СССР. Дистанция пройдена за 4.08,8 (скорость 144,694 км/час). Последние старты принесли наиболее выдающийся успех Э. Лоренту. 10 кмс хода на автомобиле в классе до 350 см ' он прошел за 2.33,32 при средней ско ­ рости 234,796 кмчас . Этот результат превышает прежний рекорд СССР и официальный мировой рекорд немецкого гонщ ика Опеля (193 км/час). Следует отметить успешную работу по подготовке рекордных автомобилей и мотоциклов проведенную А. Новиковым, Э. Лорентом, Б. Панферовым и Ю. Чвировым; их успехи объясняются, безусловно, тем, что им оказывают помощь спортивные общества. В то же время нельзя признать нормальным тот факт, что ни автомобильный завод имени Ли ­ хачева, ни ГАЗ имени Молотова, а также ни один мотоциклетный завод не готовят рекордных машин. Заезды на установление рекордов — это соревнование новейшей техники , поэтому при обслуживании их судейская коллегия должна опираться на современные приборы . При возросших скоростях фиксация времени невозможна без автоматически действующих хронометров. На этих заездах была использована аппаратура фирмы «Омега», оказавшаяся вполне пригодной при соответс твующем оборудовании линии , передающей сигналы . Однако во многих других отношениях условия организации и проведения со ­ ревнований оставляли желать много лучшего. Тан. например, г онщиков не удовлетворила ремонтная база. Существующая под Симферополем трасса также нуждается в серьезном улучшении . В заключение хочется выразить от имени всех участников благодарность Крымскому областному комитету ДОСААФ, оказавшему большую помощь при проведении соревнований.Ю.главный судьяГофман,соревнований.12