ПОРТИВНЫЙ автомобиль—это обычный легковой автомобиль с повышенными динамическими качествами; в отличие от гоночного он должен иметь не менее чем двухместный кузов с определенными размерами сидений и всем присущим пассажирскому автомобилю оборудованием (переднее ветровое стекло, крылья, фары, сигналы, запасные колеса и т. д.). Шасси спортивных автомобилей, как правило, изготовляются на базе выпускаемых заводами серийных моделей, в агрегаты и узлы которых вносятся необходимые изменения: увеличивается, например, за счет форсировки мощность двигателя, уменьшается общее передаточное число силовой передачи и т. д. Нередко для шасси используются отдельные агрегаты перспективной модели, намеченной к производству. Спортивные автомобили создаются в небольшом количестве и являются экспериментальными образцами. Во время скоростных состязаний они проходят всесторонние испытания в тяжелых условиях, что позволяет конструктору судить о работоспособности новых узлов, прочности и надежности двигателя и других механизмов, тепловом режиме агрегатов, устойчивости автомобиля на больших скоростях и прочих свойствах будущей модели. Спортивный автомобиль наряду с большой максимальной скоростью должен обладать высоким динамическим фактором и мощными приспособлениями для интенсивного пользования тормозами. Не менее важную роль играют органы управления и механизмы ходовой части, влияющие на его устойчивость. Кузов спортивного автомобиля — почти всегда обтекаемой формы, с малой лобовой площадью для уменьшения сопротивлений (рис. 1). Если к числу спортивных автомобилей, созданных путем форсировки серийных двигателей и оснащения шасси соответствующими кузовами, можно условно отнести все автомобили, мощности которых не превышают 53—55 л. с./л, а вес составляет более 8,5—9 кг/л. с , то автомобили с литровой мощностью выше 55 л. с./л (и удельным весом не более 9 кг/л. с.) относятся уже к категории специальных, предназначенных исключительно для скоростных спортивных соревнований. Эта группа специальных спортивных автомобилей представляет наибольший интерес, так как именно их основные данные хорошо иллюстрируют уровень развития современных автомобильных конструкций. В таблице 1 приводятся основные данные некоторых специальных спортивных зарубежных автомобилей. В качестве наиболее интересных и типичных приемов конструктивного выполнения специальных спортивных автомобилей познакомимся с автомобилями «Ягуар», «Феррари» и «Кунингхем». Фирмы «Ягуар» и «Феррари» принадлежат к числу тех, которые постоянно принимают участие в междуна-Сродных автомобильных соревнованиях на «Кубок конструкторов», т. е. фактически в розыгрыше первенства мира для спортивных автомобилей; этот приз традиционно разыгрывается в нескольких весьма трудных и напряженных соревнованиях: 1000-километровых гонках в Буэнос-Айресе, 12-часовых в Себринге, 24-часовых в Ле-Маче, дорожных соревнованиях в Англии, Италии, Мексике и др. Непрерывная гонка автомобилей в течение полных суток, за время которых лучшие автомобили делают пробегпо четыре тысячи и более километров со средней скоростью, доходящей до 170 км/час (в Ле-Мане, например), требует весьма надежной и совершенной конструкции автомобиля как в отношении динамических качеств, так и, особенно, в отношении устойчивости. Описываемые ниже автомобили часто выходили победителями в этих соревнованиях; конструкция их является типичной для современных спортивных автомобилей. Автомобиль «Ягуар». Общий вид автомобиля «Ягуар», модель «Д» показан Таблица 1ФирмаМодельРабоч. объем(Л)Эффект. мощн. (л. с.).Титров. мощность (л. с./л)Собств. вес автомобиля (кг)Удельн. вес (кг/л. с.)Порше Мазерати Альфа-Ромео Фрезер Неш Оска Астон-Мартии Пегазо Мерседес Феррари Кунингхем Мерседес ^гуар Тальбо1500—С 150—С 1900 Мане 2000—С ДБ-3 102—ВС 300—СЛ 750 С6Р 300—СЛР „Д" Г. С.Слева на вкладке:Оченьинтересно!..Фото-эпод Ник. Николаева.1,49 1,48 1,97 1.97 1,98 2,92 2,81 2,99 2,99 2,94 2,98 3,41 4,53НО 130 125 140 165 180 250 240 250 270 308 250 27073,8 87,8 63,4 71,1 83,4 61,7 89,0 80,3 83,6 91,7 103,6 72,7 59,6550 580 1050 840 870 880 950 ИЗО 860 840 800 940 12005,0 4,46 8,40 6,0 5,27 4,90 3,96 4,71 3,44 3,11 2,68 3,76 4,4413 Рис. 1. Спортивный автомобиль «Мерседес».на рис. 2. Шестицилиндровый двигатель автомобиля имеет рабочий объем 3442 см3 (83X106 мм) и развивает максимальную мощность 282 л. с. при 5750 об/мин (максимальный крутящий момент 26,2 кгм при 5000 об/мин). Головка двигателя выполнена с верхними клапанами и двумя верхними распределительными валиками. Степень сжат ия — 9. Двигатель оборудован тремя двухкамерными горизонтальными карбюраторами. Шесть приемных отверстий карбюраторов отделены от двигателя вертикальным щитом, который вместе со специальным отсеком на капоте образует воздушный канал для подвода к карбюраторам холодного воздуха. Подача топлива осуществляется двумя электрическими помпами. Емкость топливного бака — 135 л. Рядом с радиатором водяного охлаждения размещен радиатор для охлаждения масла. Емкость масляной сис темы — 13,1 л. Оба радиатора крепятся к съемному трубчатому подрамнику, что облегчает их замену. Сцепление состоит из трех дисков диаметром 190 мм . Коробка передач 4-ступенчатая.Рис. 2. Автомобиль «Ягуар», модель «Д».продольных рычагах, выполненных в виде четырех пластин и специальных кронштейнов. Упругим элементом задней подвески являются также скручивающиеся штанги. Для противодействия боковым усилиям с нижней стороны задний мост удерживается трубчатым шарнирно укрепленным треугольником. Колесные тормоза — дисковые, с гидравлическим управлением; рулевое управление — реечное. Колеса дисковые, из легкого сплава, размер резины 6,50—16". Максимальная скорость автомобиля «Ягуар» — 280 км/час. Фирма «Феррари» выпускает несколько моделей спортивных автомобилей с 4, 6 и 12-цилиндровыми двигателями, мощность которых колеблется от 170 до 380 л. с. Общий вид автомобиля «Феррари», модель 410 «Суперамерика» показан на рис. 3. На нем установлен V-образный (с углом развала 60°) двенадцатицилиндровый двигатель. Рабочий объем его 4961 см3 (88 X 68). Клапаны верхние, управляемые расположенными на съемных головках кулачковыми валиками. Передача от кулачков на клапаны осуществляется через коромысла, работающие на роликовых подшипниках. Каждый цилиндр имеет две свечи. Максимальная мощность двигателя 380 л. с. при 6200 об/мин. Степень сжатия 8,6. Блок цилиндров двигателя отлит из сплава силумин и укреплен вставными гильзами. Семиопорный коленчатый вал выполнен так, что шатуны смежных цилиндров из правого и левого ряда расположены рядом на одной шейке вала. Смазка основных узлов двигателя производится под давлением от двух шестеренчатых насосов. Зажигание — батарейное с четырьмя катушками. Распределители и генератор находятся на переднем торце блока цилиндров с призодом от распределительного механизма. Топливо подается двумя механическими помпами и одним электрическим насосом. На двигателе установлено три двухкамерных карбюратора. Охлаждение — водяное. Передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса осуществляется через многодисковое сухое сцепление, к оробку передач, имеющую шестерни с постоянным зацеплением, и задний мост, подвешенный на трубчатой раме; от главной передачи усилие передается на колеса через качающиеся полуоси с карданами. Подвеска передних колес независимая, на поперечных рычагах и спиральных пружинах. Задние колеса подвешены на поперечной рессоре с двойной опорой. Обе подвески снабжены гидравлическими амортизаторами. Передняя подвеска имеет, кроме того, стабилизатор поперечной устойчивости с центральным креплением. Максимальная скорость автомобиля — 300 км/час. Автомобиль «Феррари», модель 500 «Мондиаль», как и модель 410, является конструкцией последнего выпуска. Четырехцилиндровый двигатель этого автомобиля с рабочим объемом 3 1985 см (90 X 78) развивает мощность185 л. с. при 7000 об/мин. Степень сжатия — 8,75. Блок цилиндров с вставными гильзами отлит из сплава силумина. Клапаны верхние, управляются двумя кулачковыми валиками, установленными на роликовых подшипниках. Батарейное зажигание включает две катушки и по две свечи на цилиндр. Смазка двигателя производится с помощью двух шестеренчатых насосов. Привод механизма газораспределения, водяной помпы и масляных насосов — шестеренчатый. Топливо подается механической помпой, но в резерве есть также и электрическая. Два двухкамерных карбюратора обеспечивают быстрое и хорошее наполнение цилиндров. Сцепление — сухое. Четырехступенчатая коробка передач установлена У заднего моста, имеющего самоблокирующийся дифференциал и подвешенный редуктор. Рама трубчатая. Подвеска передних колес независимая. Упругими элементами передней и задней подвесок служат поперечные рессоры. Амортизаторы — гидравлические, телескопического типа. Передняя ось снабжена стабилизатором поперечной устойчивости. Четырехколодочные тормоза имеют гидравлический привод, причем каждая паоа колодок действует от своего рабочего цилиндра. В тормозной системе предусмотрено два главных цилиндра, из которых один действует на тормоза колес передней оси, другой на тормоза колес задней оси. Максимальная скорость автомобиля — 280 км/час. Автомобиль «Кунингхем». Для четырехцилиндрового двигателя этого автомобиля также характерны верхние клапаны, управляемые двумя кулачковыми валиками. Рабочий объем двигателя — 2942 см3 (99,7 X 90,9). Степень сжат ия — 8. Максимальная мощность — 270 л. с. при 6000 об/мин. Применены два двухкамерных карбюратора. Зажиг ание — от магнето. Передача крутящего момента осуществляется через многодисковое сцепление, четырехступенчатую коробку передач и задний мост, подвешенный на трубчатой раме; усилие от главной передачи на колеса передается качающимися полуосями с карданными шарнирами. Подвеска передних колес — независимая, на поперечных рычагах. Упругими элементами у передней и задней подвесок служат спиральные пружины. Тормоза — с гидравлической передачей. Диаметр барабанов — 325 мм . Колеса — дисковые с центральным креплением. Кузов автомобиля выполнен из алюминиевого сплава, благодаря чему вес машины равен всего 91 кг. Разумеется, конструкции спортивных автомобилей модернизируются весьма часто, и поэтому не все, что применяется на них, переходит в конструкции серийных. Но в конечном счете, как показывает опыт, совершенствование почти каждого агрегата автомобиля в какой-то мере связано с развитием современных спортивных автомобилей, работы над которыми имеют большое практическое значение.Рис. 3. Автомобиль «Феррари», модель 410,Рамой автомобиля служит ферма, являющаяся одновременно каркасом несущего кузова. Вся ферма состоит из трех частей и выполнена из высокопрочных стальных профилей. Независимая подвеска передних ко лес осуществляется на неравноплечих поперечно расположенных рычагах. Внутренние концы нижних рычагов соединены со стержнями, работающими на скручивание, а также на изгиб. Подвеска заднего моста осуществлена наИнж. С. Глазунов,начальник лаборатории скоростных автомобилей ЗИЛ.14