\\,/Cnssfsc/ievf* Gl/01f*fСПОРТИВНОЕ лето 1956 года. Горячая пора подготовки команды мотоциклистов Советского Союза к XXXI многодневным международным соревнованиям. Возле нового отливающего свежим лаком и хромом мотоцикла стоит заслуженный мастер спорта Ирина Озолина. Она придирчиво осматривает «Чезет-150», на котором ей предстоит выступать в соревнованиях. И хотя этот мотоцикл, выпущенный известной чехословацкой фирмой, имеет отличные ходовые качества, опытный глаз спортсменки обнаруживает в нем немало скрытых возможностей. Озолиной, как и ее подругам — советским спортсменкам Нине Сусовой и Надежде Шараповой, — не доводилось еще участвовать в таком ответственном и трудном состязании. В течение шести дней предстояло пройти на мотоцикле по пересеченной местности более 2000 км , соревнуясь при этом на равных условиях с мужчинами, известнейшими гонщиками Европы. Фактически эти соревнования являются неофициальным розыгрышем первенства мира по мотоциклетному спорту. Поэтому вполне понятно волнение всех членов советской команды, и особенно женщин, на чью долю выпала высокая честь представлять свою Родину в этой международной встрече. Подготавливая мотоцикл, Ирина старалась не упустить ни одной мелочи. Она тщательно изолировала приборы питания и зажигания, установила надежный воздухофильтр, облегчила доступ к задней цепи, увеличила просвет между колесами и грязевыми щитками. Теперь можно ив путь, в ФРГ, в Гармиш-Партенкирхен, где на знаменитом олимпийском стадионе будет дан старт соревнований. Несмотря на то, что Гармиш, как утверждали организаторы соревнований, является самым сухим местом во всей Баварии, вплоть до начала состязаний шли проливные дожди. Под дождем состоялось и первое знакомство с трассой. И тут Ирина убедилась, что трудности, с которыми придется столкнуться во время соревнований, превосходят все ее ожидания. Особую тревогу вызывал один восьмисотметровый подъем. Его не могло преодолеть с хода большинство участников. И это в начале тренировок! Что же будет после, когда мокрый каменистый грунт разобьют сотни мотоциклов? Около подъема, на холме, Озолинавпервые увидела и своих спортивных соперниц: представительницу ФРГ Эмму Бест и англичанку М. Бриггс. Ирина проводила их внимательным взглядом. Как-то сложится будущий поединок; Кто — кого? утро И вот настало 17 сентября—утро старта первого дня соревнований. Десятки корреспондентов окружили команду СССР, особенно часто щелкают фотоаппараты возле наших спортсменок. Ирина нервничает. Сколько раз за свою спортивную жизнь она выходила на старт, борясь с охватывающим ее волнением. Надо и сейчас взять себя в руки. Пройти дистанцию во что бы то ни стало, выдержать напряжение многодневной борьбы. Только бы не подвести команду, не уронить престиж советских спортсменов! Старт. Легко запущен двигатель, и перед Ириной запетляла рыхлая неровная дорога. Пройдены первые десятки километров. Впереди брод. На той стороне Ирина вдруг увидела Сусоеу, склонившуюся над заглохшим мотоциклом. Здесь надо быть осторожной. Ирина перевела двигатель на малые обороты, сошла с мотоцикла и, выбирая для ног надежную опору, в руках провела машину по скользкому каменистому дну. И вновь сырой встречный ветер бьет в лицо. Пройден заболоченный участок, лесная топкая просека. Не успели отойти онемевшие во время долгого спуска руки, как узкая трасса поползла вверх, в гору. Справа скалистая стена, слева, почти рядом, глубокая пропасть. А дальше опять короткие и длинные подъемы и спуски, правые и левые повороты, горные тропинки и широкие ленты шоссе, пункты KB и КП. Наконец, долгожданный финиш. За плечами — 400 трудных километров. Итог первого дня соревнований был для Ирины мало утешителен. За опоздания на пункты контроля времени она получила 11 штрафных очков. Значит, золотой медали не будет. Но стоит ли падать духом? Конечно, соревнования трудные, даже очень трудные, однако не настолько, чтобы, участвуя в них, нельзя было надеяться на успех. Ведь помимо золотых, есть и серебряные и бронзовые медали. К сожалению, в первый день выбыли из соревнований Сусова и Шарапова. Постигла неудача и англичанку Бриггс. Таким образом, борьбу могли продолжать теперь только две женщины — Ирина Озолина и Эмми Бест. Снова старт. Сразу после него восьмикилометровый участок гальки. Машина зарывается, «садится», теряет скорость, — приходится то и дело толкать ее руками. Ирине становится ясно, что при подготовке мотоцикла она не учла ширину руля. Узкий руль не позволяет легко и уверенно управлять машиной, вызывает усталость рук. С каждым днем нарастало и общее утомление. Давала себя знать всякаямелочь, не предусмотренная при подготовке. От ежедневного многочасового напряжения болела спина, ныли все мышцы. Но Ирина не сдавалась. Особенно тяжелым и неудачным для нее был третий день. Началось с того, что, преодолевая болото, она завязла в канаве. Попытка сразу выкатить мо тоцикл не увенчалась успехом. Однако не в характере Озолиной было отступать. Отдохнув, она вновь принялась вытаскивать облепленную грязью машину. Так, напрягая все силы, сантиметр за сантиметром перемещая лежащий на боку мотоцикл, она все-таки дотянула его до твердого грунта. Казалось, теперь уже ничто не может ее остановить. И вдруг, когда Ирина пробиралась по лесной просеке, закапризничал двигатель. Чутко прислушиваясь к его работе, Озолина пыталась понять причину неисправности. Скорость с каждой минутой падала, наконец, машина встала. Ирина торопливо соскочила с седла и прокрутила педаль запуска. Два-три оборота, двигатель как бы нехотя затарахтел и вновь смолк. С трудом отведя мотоцикл на поляну и положив его на мокрую траву, спортсменка устало села рядом, вытирая с лица капли пота. Вокруг стал собираться народ. Многочисленные зрители, наблюдавшие ужев течение нескольких дней за соревнованием, давно обратили внимание на советскую мотоциклистку. Ее мужественное поведение на трассе, упорство, с которым она преодолевала трудности, вызывали всеобщее сочувствие. Но на этот раз «болельщики» подумали, что Ирина отказывается от борьбы, и предложили по мочь докатить мотоцикл до КП. Сдалась — так решили зрители. Озолина думала иначе. Она поднялась и, склонившись над машиной, стала устранять неисправность. Никто не верил, что ей удастся справиться с этой сложной задачей. Но прошло полчаса, и двигатель ожил вновь! И когда Озолина снова устремилась по трассе, удивленные зрители не могли сдержать своего восхищения. Вслед ей раздались дружные аплодисменты и возгласы: «Браво! Руссише Ирина, браво!». С каждым днем росла популярность Ирины. Ее портреты не сходили со страниц газет и журналов. Когда она мчалась по трассе, зрители приветствовали ее одобрительными возгласами, а на коротких остановках преподносили цветы и дарили сувениры. Но вот пройден последний дорожный этап шестого дня соревнований, и Озолина выходит на старт заключительной кольцевой гонки. Уже через минуту после отмашки судьи она уверенно включилась вго ловную группу спортсменов. Большинство здесь составляли итальянские гонщики на быстрых мотоциклах «Лаверда-100». В борьбе с ними Ирина отлично прошла всю дистанцию, закончив гонку с высоким результатом. Так советская спортсменка, заслуженный мастер спорта Ирина Озолина выдержала международный экзамен на мастерство высокого класса.ст. тренерВ. Дробицкий, ЦАМК СССР.12