16
17
ТАМИнженер-полковникК ИтехническихРис. 1. Английский крейсерский «Кромвель». танк В 1954 г. был принят на вооружение новый танк — «Конкерор» (рис. 3), предназначенный для борьбы с танками противника. Краткая характеристика его такова; экипаж — 4 человека, боевой вес — 63 т, броня башни — 152 мм, вооружениепушка 120 мм калибра и два пулемета, запас хода — 96 км, мощность двигателя—800 л. с, максимальная скорость — 34 км/час. Сейчас уже отчетливо обозначились конструктивные особенности английских танков. Это наличие многоствольного миномета на башне для постановки местной дымовой завесы в бою; размещение эжектора в средней части ствола пушки (для продувки канала ствола и очистки гильзы от пороховых газов, проникновение которых внутрь танка снижает боеспособность экипажа); крепление навесной стальной решетки к бортам — для защиты от комулятивных снарядов. Английские конструкторы, как об этом сообщается в журнале «Ойль Энджин Энд Газ Турбин», недавно построили танковый двигатель нового типа — газотурбинный. Такая силовая установка, не имеющая, как известно, обычного кривошипно-шатунного механизма, обладает небольшим весом, достаточной мощностью и занимает мало места. В качестве топлива в ней используются любые фракции сырой нефти, промышленный и природный газ и др. Подобный тип «всеядного» двигателя является весьма перспективным. Экспериментальная газовая турбина для танка «Конкерор» имеет мощность 1000 л. с, а коэффициент полезного действия 16°/о. Она расходует топлива 450 г/э. л. с. ч., в то время как танковые дизели — 140—180 г/э. л. с. ч. Кроме того, стоимость эксплуатации турбины еще велика, поскольку не найдена такая жароупорная сталь, которая могла бы достаточно долго выдерживать высокие температуры газового потока. ФРАНЦИЯ. До второй мировой войны теория и практика французского танкостроения основывались на том, что танк является разновидностью «пехотного» оружия. Некоторые танки, созданные в этот период, имели скорость движения не более 8 км/час, вес 50 ти вооружение лишь пулеметное. Отсутствие пушек приводило к потере одного из важнейших боевых качеств танков — огневой мощи. После войны Франция была первой капиталистической страной, принявшей на вооружение армии легкий танк АМХ-13 (боевой вес 14,3 т). Он вооружен 75-мм пушкой и пулеметом. Благодаря высокой удельной мощности, равной 19 л. с. на тонну веса, танк развивает скорость до 70 км/час. Глубина преодолеваемого им брода достигает 60 см. Лобовая броня корпуса равна 20 мм, а башенная — 40 мм. Нельзя не отметить, что в отношении броневой защиты данная конструкция является шагом назад к периоду противопульного бронирования. Другому современному французскому танку—50-тонному АМХ-50 (рис. 4) придана форма типа советского танка Т-34. На его вооружении находится 100-мм орудие, которое, по и современный советский танк ИС.В. Чинков, кандидат наукВЗГЛЯНИТЕ на рисунок внизу, и вы увидите, какой громадный скачок совершен в развитии бронетанковой техники за последние сорок лет. Слева изображен английский танк периода первой мировой войны, справа — современный советский танк ИС. Поистине между этими двумя представителями одного и того же вида оружия «дистанция огромного размера». Танки — относительно новый вид военной техники, но они уже успели сказать свое веское слово на полях сражений. В годы первой мировой войны танки, только появившиеся, еще малочисленные и далеко не совершенные, сыграли решающую роль в преодолении так называемого позиционного тупика, в котором оказались воюющие стороны. Вторая мировая война прошла под знаком массового применения бронетанковых частей и соединений, уже обладавших высокой маневренностью и большой ударной силой. В результате средний темп продвижения наступающих войск возрос по сравнению с периодом первой мировой войны в несколько раз. В современных условиях, когда на вооружении армий появились средства массового поражения — атомные бомбы, ракеты, атомная артиллерия, — значение бронетанковых войск еще более возросло. Броневой корпус танка надежно защищает его экипаж и агрегаты от ударной волны, проникающей радиации и светового излучения, а высокая боевая мощь танковых частей позволяет эффективно использовать результаты атомных ударов. В этой статье рассматриваются характерные особенности современных танков некоторых капиталистических стран. АНГЛИЯ. В годы второй мировой войны на вооружении английской армии были в основном танки двух типов; крейсерские и пехотные. Первые предназначались для действий в оперативной глубине обороны противника. Главным боевым качеством танков этого типа была подвижность. Например, танк «Кромвель» (рис. 1) развивал максимальную скорость 62 км/час. Пехотные, или, как их иначе называли, танки прорыва, имели слабое вооружение, низкую маневренность, но надежную броню. После окончания войны английские конструкторы много работали над созданием универсального танка, который должен был обладать боевыми свойствами одновременно пехотного и крейсерского танков. В начале 1948 г. на вооружение английской армии начал поступать такой танк — «Центурион-lll». Однако прочность его бортовой брони (51 мм) не удовлетворяла предъявляемым к ней требованиям. «Центурион-lll» оказался легко уязвим для огня в борт. Поэтому военное министерство отказалось ог идеи «универсализации» боевых машин.Рис. 2. Английский танк периода первой мировой войны Рис. 3. Английский танк «Конкерор». сообщению иностранной печати, должно быть заменено стандартизованной американской 120-мм пушкой. Экипаж составляет 5 человек. Бронирование передней части башни — 180 мм, лобовой части корпуса—100 мм. Танк оборудуется двумя бензиновыми двигателями общей мощностью 1000 л. с. (с непосредственным впрыском топлива в цилиндры). Удельная мощность танка — 20 л. с. на тонну веса — является наивысшей для класса тяжелых танков. Это позволяет доводить скорость движения до 50 км/час. Заслуживает внимания оригинальная конструкция башни. Она состоит из двух ярусов. Нижний ярус седлообразной формы, а верхний — размещается в «седле» нижнего на двух цапфах; к стенкам этой башни жестко крепится казенная часть пушки. По данным французского журнала «Ревью милитер д'информасьон», вынос пушки из боевого отделения танка позволил уменьшить размеры и вес башни. Благодаря жесткому креплению казенника пушки с основанием верхней башни осуществлено автоматическое заряжание артиллерийской системы и тем самым увеличена ее скорострельность примерно в 1,5 раза. При такой конструкции пулеметы с пушкой не блокируются; они вынесены на крышу верхнего яруса и имеют дистанционное управление. Применение «качающейся башни» дает возможность снизить вес танка примерно на 30%, но вместе с тем осложняет процесс отливки башни и ограничивает угол возвышения артиллерийской системы, что снижает ее огневые возможности. США. Для американской армии периода второй мировой войны характерны только легкие и средние танки. Однако они не обладали высокими боевыми качествами из-за серьезных конструктивных недоработок. Определяющим в конструкции современных американских боевых машин является вооружение. Так, легкий танк М41 (рис. 5), вес которого вдвое больше по сравнению с танком МЗл, модели 1939 г., сохранил прежнюю броневую защиту, но зато почти вдвое возросла его огневая мощь. Много внимания в США уделяется совершенствованию среднего танка. За короткое время американцы сменили три конструкции, и сейчас основным типом среднего танка у них считается танк М48 (рис. 6). Вес его, по сообщению журнала «Армор», — 43 т, максимальная толщина брони — 178 мм, вооружение—90-мм пушка. Начальная скорость снаряда у танка этого образца возросла по сравнению с танками периода второй мировой войны в 1,5 раза и достигает сейчас 930 м/сек. Меткость огня орудия повышена благодаря применению двухплоскостного стабилизатора, прицела-дальномера и гидроэлектрического привода наведения орудия. Замена телескопического прицела перископическим позволила установить на освободившееся место еще один пулемет. Теперь с каждой стороны пушки крепится по одному пулемету, что значительно усилило огневую мощь танка в Рис. 5. Американский легкий танк М41Рис.4.Французскийтяжелыйтанк АМХ-50.ближнем бою. Зенитная установка размещается в специальной пулеметной башенке. Управление огнем из танка двойное, оно может осуществляться, в зависимости от необходимости, наводчиком или командиром машины. Все танки приспособлены для ночных действий и оборудуются как инфракрасными перископами, так и прожекторами, обеспечивающими прямую видимость цели на местности. Корпус и башня американских танков имеют много общего с советскими танками: броневые листы в лобовой плоскости расположены наклонно, башня полусферическая. При производстве бронекорпусов и башен широко применяется литье, благодаря чему достигается герметизация внутреннего объема танка. Применение, кроме того, водонепроницаемого электрооборудования и водооткачивающих насосов позволяет танкам форсировать глубокие броды. На танках США ставятся авиационные двигатели с воздушным охлаждением, что дает возможность сократить площадь моторного отделения, упростить систему охлаждения, а также улучшить приспособляемость танков к работе в различных климатических условиях. Однако это привело ик некоторому ослаблению броневой защиты корпуса, так как крыша танка с развитой системой притока воздуха не может противостоять снарядам полевой артиллерии. В то же время использование бензина в качестве топлива делает танки более легковоспламеняемыми при поражении не только атомными, но и обычными снарядами. Как правило, на американских танках устанавливается гидромеханическая трансмиссия. Она обладает способностью автоматически приспосабливаться к профилю и состоянию дороги, имеет высокую надежность, обеспечивает плавность нагрузки на двигатель, а также простоту управления танком с помощью однорычажного механизма. Но низкий коэффициент полезного действия такой трансмиссии вызывает повышенный расход топлива. А это приводит к уменьшению запаса хода, который у американских танков и так весьма низок. Таким образом, несмотря на значительное улучшение конструкции танков М41 и М48, по сравнению с танками периода второй мировой войны, они все еще имеют завышенный вес, недостаточное бронирование, конструктивные дефекты ходовой части, малый запас хода. В настоящее время за рубежом проводятся интенсивные работы по созданию новых танков и совершенствованию отдельных узлов и механизмов. При этом много внимания уделяется улучшению артиллерийского вооружения. Возрастание огневой мощи достигается за счет увеличения начальных скоростей снарядов, калибра пушек, применения стабилизаторов, автоматического заряжания и наведения и т. д. Конструкторы ищут наиболее выгодного соотношения между вооружением, броневой защитой и маневренностью боевых машин. Рис. 6. Американский средний танк М48