Убедившись, что испразить стеклоочиститель не так-то просто, решаем при менить свою собственную «конструкц ию » , а именно: берем вруку одну щетку , и как только стекло становится непрозрачным , высовываем ее наружуи производим соответствующие характ ерныедвижения . Этот « р укостеклоочи ститель» мы и предлагаем вниманию конструкторов рижского завода — не как образец, разумеется, а лишь в качестве живогонапоминания об их ответственности за качество продукции .tjiod^ЛЕНИВЫЙДОМКРАТК счастью , вскоре дождь прекратился . Нам было нужно заехать в Смоленск, и мы свернули с магистрали на довольно разбитое шоссе. Это не основная дорога, есть другая , которая гораздо лучше, но хочется испытать автомобиль именно на разбитой иразмытой дороге. И снова мы получаем повод ктому , чтобы воздать хвалу отличной подвеске и удобному управлению новой машины . Однако, у влекшисьиспытаниями , м ы , у жепри въезде в город, не заметили вгрязи острого железного прута , котор ыйи пробил нам боковину одной из покрышек . Что ж , беда невелика, благо есть запасное колесо идомкрат . Надо бы , правда, проверить давление в запасном колесе, но манометр подходит не ко всем ниппелям . У него так глубоко посажена резиновая прокладка, что воздух выходит наружу , не толная поршенек . Приходится воспользоваться старым дедовским методом: ударяем молотком по шине . Сойдет, пожалуй... А вот домкрат , входящий вкомплектинструментамашины , нам не понравился. Очень уж «скучно» им пользоваться! Высота подъема (и спуска ) за одно качаниетак мала, что кажется проходит вечность, пока поднимешь маш ину . Опорная площадка слишком глубоко погружаетсявгрунт — после работы ее не скоро « в ыковырнешь » . Но это уж , действительно, мелочи, о котор ых не стоит писать...Д.Поляк,ст. инженер лаборатории электроагрегатов НАМИМ АШИНАбыстро тронулась с места и, набрав скорость , влилась впоток уличного движения. — Х орошо работает двигатель уэтогоавтомобиля , — сказал один из прохожих своему спутнику. — Совершенно бесшумно. — А это не автомобиль, — последовал ответ. — П осмотри - к а внимательнее. И действительно, м ашина , о которой шла речь, не имела бензинового двигателя. Это был электрический автомобиль, или, к акегосокращенно называют, электромобиль. М ыуже давно оценили удобства трол л ейбусов . Но, к сожалению , у них есть существенный недостаток: они могут двигаться только вдоль контактных про в одов , от которыхкним поступает электроэнергия. В электромобилях же источником энергии служит мощнаяаккумуляторная батарея, находящаяся в самой машине . По сравнениюсобычными двигателями электрический двигатель имеет рядпре имуществ, а именно — легкость пуска вне зависимости от температурных условий, в озможностьрегулированияскоро сти вшироких пределах. Электромоб илю не требуютсякоробкапередачи сцепление, что значительно упрощает его конструкцию . Если электромобильоборудуетсяод н имдвигателем , то передача тягового усилия кведущимколесам осуществляется спомощьюзаднего моста автом обильного типа (с дифференциалом ) . В тех же случаях, к огда устанавливается два двигателя, к аждый из них приво дит во вращениеодноведущееколесо ( с мотририсунок на стр. 15). Такая кон с трукция , в частности, применена в отечественных электромобилях грузоп одъемностью 0,5 и 1,5 тонны , опытная партия которых была изготовлена НАМИиЛьвовскимавтобуснымзаводом (рис. вверху). К онструкцияпереднего моста электромобилейобычно такая же , к аку автомобилей. У большинства электромобилей батарея состоит из двух секций , р асположен ных побокаммашиныв пределах колес ной базы. Электродвигатели крепятся околозаднего моста. П одобноеразме щ ение батареи и двигателей влияет на конструкциюрамы , к оторая часто выполняется в виде центральной балки споперечинами или по типу пространст венной фермы . Управление электромобилем значительно проще , ч емавтомобилем , так как регулирование скорости его движения производитсяспомощьюодного лишь аппарата — к онтроллерауправления . По своимнекоторымэксплуатацион ным показателям (бесшумность работы, отсутствие вредныхвыпускныхгазов , исп ользованиеэлектрическойэнергии взам енжидкого топлива, простота обслуживания, малая стоимость ремонтов и т. д.) э лектромобили стоят, б есспорно , выше автомобилей. Однако сравнительно небольшой запас хода на одну зарядку аккумуляторов, а также невозможность в данное время установить более мощнуюбатареюбезчрезмер н ого увеличения веса машиныприводитктому , что электромобили не получили достаточно широкогораспространения . Многолетний опыт эксплуатации электромобилей за границейпоказал , что этот вид транспортацелесообразноприменятьв тех отраслях хозяйства, г де радиус действия машиныобычно не пре вышает 40—80 км ( н апример , п очтовыеперевозки ) . Если бы удалось добиться экономичной работы электромобилей при пробегепорядка 120—150 км , о б ласть их применения значительно бы расширилась. У лучшение показателей электромоби лей неразрывно связано спроблемой создания болеесовершенныхаккумуля торов по сравнениюсвыпускающимисяв настоящее времясвинцовымиище лочными аккумуляторами. Как известно, э ксплуатационныепока затели электрическихаккумуляторов хар актеризуютсявосновномтремя велич инами ; в есом , с оотнесеннымс запасаемой энергией, сроком службы истоимостью . Эти величины приведеныв таблице, составленной по данным катал оговиценников на отечественные аккумуляторы.ЕЩЕ ОПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХКогда мы , пообедав в Смоленске, возвратились на магистраль , сильно похолодало. Но нам это не страшно : в автомобиле «Москвич-402» отличное отопление кузова . Особенно удобно то, что сделан обдув передних стекол теплым воздухом, и они не запотевают. «Печка» работает такхорошо , что мы даже сняли пиджаки . Это внекоторой мере компенсировало нас за все злоключения под дождем. Подъезжаем к Москве уже поздно вечером, в полной темноте. И здесь убеждаемся еще в одном положительном качестве новой машины . При установке на «дальний» свет фары дают такой инт енсивныйпучоклучей , что можно свободно двигаться на высокихскоростях . Когда же появляются встречные автомобили, достаточно переключения на «ближний» свет, чтобы не слепить их водителей; мы заметили , что нам никто не «моргал», к ак это делают обычно, когда просят переключить на подфарники. Следует также отметить боль шие , далеко видные задние фонари «Москвича» и яркий свет стоп-сигнала. Очень удобен, безусловно, и « с амовыключающийся » указатель поворотов. Но все это — к аки многочис ленные другие достоинства нового «Москвича» — не может заслонить обнаруженных в нем недостатков. В нашей стране качество продукции , в ыпускаемой для народа, д олжно стоять на очень высоком уровне и неуклонно повышаться . Автомобиль «Москвич-402», в ыпускаемыйв основном для продажи населению, является именно такойпродукцией . Это значит , что Московский завод малолитражных автомобилей должен резкоулучшить свою работу.14