НА АВТОМОБИЛЕ ПО ФИНЛЯНДИИН.Дорожная станция обслуживания.Ивановскийтехнического обслуживания, где можно заправить машину горючим, произвести смазку, помыть кузов горячей водой и т. д.; в магазинах, которые являются неотъемлемой частью станций, — широкий выбор товаров, необходимых автомобилистам: мелкие запчасти, покрышки, камеры, инструмент. Всего таких станций в стране насчитывается несколько сотен, большинство из них расположено в городах. Станции обслуживания, конечно, не одинаковы, есть вполне современные, но встречаются и устаревших конструкций, напоминающие скорее примитивно оборудованные гаражи. В Финляндии почти нет асфальтированных дорог. Заасфальтированы лишь подъездные пути к Хельсинки (в радиусе 30 км) и к нескольким другим городам. Правда, в настоящее время местные дорожно-строительные организации приступили к асфальтированию некоторых магистралей, в том числе Лахти—Хельсинки, Турку—Хельсинки. Для финских дорог характерно покрытие из мелкой щебенки, смешанной с глиной (и схваченной вяжущим составом из отходов целлюлозного производства). Однако, несмотря на отсутствие твердого покрытия, дороги, как правило, содержатся в хорошем состоянии: своевременно осуществляется профилактический ремонт, а зимой систе-Автовелодром для детей.0Myw. г&Мы, трое советских инженеров, находились в служебной командировке в Финляндии. Большинство наших деловых поездок было совершено на автомобиле. За это время мы посетили различные уголки страны. Надо сказать, что здесь много сделано для того, чтобы обеспечить максимальные удобства путешествующим на автомобилях. Повсюду имеются станцииВ центре Тампере.матически расчищаются от снега и посыпаются песком. Профиль дорог, даже магистральных, оставляет желать лучшего. Наряду с новыми, сравнительно ровными магистралями, на которых можно развивать скорость до 100—120 км/час, есть еще много дорог с бесконечным количеством крутых поворотов и извилин, с неудобными подъемами и спусками, сильно затрудняющими езду и ограничивающими скорость движения. К этому следует добавить, что большинство шоссейных дорог узки и едва позволяют разминуться двум грузовым автомобилям. В связи с этим местными правилами разрешена эксплуатация только тех машин, ширина которых не превышает 230 см, а нагрузка на ось составляет не более 6400 кг. Последнее ограничение объясняется обилием недостаточно прочных мостов. За последние годы в Финляндии появилось много импортных автомобилей с мощностью в 200 л. с. и больше. Получив в свои руки такую сипу, некоторые автомобилисты, в особенности молодые, теряют чувство меры и излишне увлекаются высокими скоростями, а это на трудных дорогах зачастую приводит к плачевным результатам. Редкий день. проходит без столкновений и разбитых машин. В Финляндии даже в маленьких поселках, не говоря уже о городах, есть автошколы. Правда, научиться управлять автомашиной и получить водительские права — дорогое удовольствие; рабочему или служащему это будет стоить примерно половину его месячного заработка. Тем не менее тяга к автомобилизму в стране очень велика. По сравнению с 1952 годом количество автомобилей, находящихся в эксплуатации, выросло в2 раза и сейчас составляет около 160 тысяч единиц, половина из которых — легковые автомобили. Развитием автомобилизма также занимаются несколько автоклубов, в том числе самый крупный и влиятельный из них — Финский автоклуб или АК, как его называют. Создан он был давно, в 1919 году, и сейчас насчитывает около 20 тысяч членов. Характер деятельности АК довольно разнообразный. Клуб, например, занимается подготовкой автомотосоревнозаний и выставок, участвует вместе с государственными и муниципальными органами в составлении проектов нового дорожного строительства и реконструкции дорог. АК издает карты и справочники для туристов, поддерживает связи с иностранными авто- клубами, обеспечивает для своих членов льготы при получении номеров в гостиницах, облегчает таможенные формальности и т. п. Много внимания клуб уделяет лучшей организации городского и дорожного движения автотранспорта и борьбе с авариями. Для этой цели, в частности, широко популяризируются правила уличного движения. Между прочим, в настоящее время муниципальные власти городов Хельсинки и Тампере совместно с АК начинают осуществлять интересное мероприятие — строительство специальных автовелодромов для самых маленьких автомобилистов — детей дошкольного и школьного возраста, владельцев детских велосипедов и педальных автомашин. Дети смогут там получать машины и напрокат. На детском автовелодроме движение организуется по сеем правилам: будут главные и второстепенные магистрали, регулируемые и нерегулируемые перекрестки, пешеходные дорожки, светофоры, регулировщики, дорожные знаки и даже станции обслуживания автомобилей. Наличие таких автовелодромов для детей поможет будущим автомобилистам твердо усвоить правила уличного движения и получить практические навыки езды по современным дорожным магистралям.И •:".•......, ;;Центральный проспект г. Хельсинки — ул. Маннергейма. щена. Это правило существует в Финляндии давно. Впервые оно было введено в городе Турку еще в 1929 году. Как рассказывают, запрет на звуковые сигналы в этом городе был наложен неким высокопоставленным чиновником, не переносившим шума. Прошло много лет, о чудаковатом чиновнике давно забыли, но движение без звуковых сигналов привилось не только в Турку, но и по всей Финляндии. Одна из площадей в центре Хельсинки, возле Ауто-Тало, представляет собой настоящее автомобильное царство: здесь выстроились десятки автобусов яркой расцветки. Автобусные линии, идущие от города, весьма многочисленны. Рядом с автобусами — значительное количество грузовых такси, а также громоздких автофургонов. Такси обеспечивают в основном перевозки грузов внутри Хельсинки ив его пригородах. Автофургоны обслуживают междугородные маршруты, протяженность которых чаще всего составляет от 100 до 500 км. В ряде городов оборудованы перевалочные пункты. На одной из стоянок легковых такси нам бросилось в глаза, что из пяти таксомоторов четыре были марки «Победа». Это не случайно. «Победа» зарекомендовала себя в Финляндии с лучшей стороны. Ока незаменима на финских дорогах и легко выдерживает финские холода. Выносливость и неприхотливость этого автомобиля по заслугам оценены профессиональными шоферами, которые охотно ее покупают. Из тысячи имеющихся в городе таксомоторов более 60'/о составляют автомобили марки «Победа». В Хельсинки около сотни стоянок легковых такси. На каждой имеется телефонный аппарат, смонтированный на столбе. Список стоянок и номеров их телефонов есть в каждой телефонной книге. Когда раздается звонок, шофер очередного таксомотора подходит к аппарату, говорит с клиентом, сообщает свой номер и выезжает по указанному адресу. Никаких диспетчерских и диспетчеров при этой системе не требуется. Кроме обыкновенных таксомоторов, в Хельсинки (и в ряде других городов Финляндии) функционируют так называемые УЛА-такси, имеющие двустороннюю радио-телефонную связь со своим диспетчерским центром, откуда они получают указания, по какому адресу ехать или на какую стоянку следует перебазироваться. Наличие таких таксомоторов с радиосвязью позволяет лучше обслуживать пассажиров. Мы покидали Финляндию с ощущением того, что финны интенсивно и умело используют автомобиль в самых разнообразных отраслях хозяйства.уС&^бСимлб,'За последнее время на одной из окраин столицы Финляндии вырос крупный жилой район. Мы побывали в нём. Большинство новых домов построено с учетом интересов владельцев автомобилей — подвалы и частично первые этажи приспособлены под гаражи, сделаны удобные подъездные пути. Но вообще в столице, как впрочем ив других финских городах, ощущается острый недостаток в гаражах, и автомобили, даже зимой, хранятся прямо на улицах или во дворах домов. На центральном проспекте Хельсинки находится около двадцати перекрестков, однако лишь на одном из них установлен светофор, да на трех других в часы «пик» появляются регулировщики. Несмотря на это, организация движения в городе оставляет в целом хорошее впечатление. Это объясняется дисциплинированностью водителей и пешеходов, а также простотой правил движения. В них предусматриваются лишь основные положения, обеспечивающие безопасность. Дорожные знаки установлены только там, где они совершенно необходимы, зато на перекрестках имеются указатели, полезные для водителя, плохо знающего город. По ним легко найти кратчайшую дорогу к центру и ко всем магистралям, ведущим из Хельсинки в другие города. На улицах почти совсем нет ограничений разворотов и левых поворотов; движение на сложных перекрестках, за редкими исключениями, не регулируется и не ограничивается никакими знаками. Безопасность при этом обеспечивается простыми правилами (пропусти машину, пересекающую тебе дорогу справа!) и осторожностью водителей. Подача автомобилями звуковых сигналов на улицах финских городов запре-На площади перед городской автобусной станцией,Счетчики-автоматы на стоянке машин. Только опустив монету, можно ставить машину на определенное время.19