8
9
10
11
12
ш••~~~yr->гг№Очерк Ю. Клеманова и Н. Николаевасмысла. Еще бы! Ведь это был, на наш взгляд, важнейший момент «рождения автомобиля», после чего оставалось проделать лишь некоторые формальности — подписать новорожденному «метрику», то есть технический паспорт, и заполнить бланк первого в его жизни путевого листа. И мы уже приготовились было запечатлеть на пленке этот торжественный акт, когда к нам подошел один из конструкторов завода. Узнав, чем мы занимаемся, он посмотрел на нас столь осуждающе, что наши фотоаппараты невольно опустились. — Вовсе не это является наиболее существенным в процессе рождения машины! — назидательно сказал он. — Поднимитесь на второй этаж, в КЭО, там вам скажут... В конструкторско-экспериментальном отделе мы разыскали ведущего конструктора «Волги» А. М. Невзорова. Он сидел в окружении еще двух конструкторов — Н. А. Юшманова и Г. М. Вассермана (фото 1) и обсуждал с ними какие-то вопросы. Ну, конечно, — подумали мы про себя, увидев огромную доску, на которой был приколот крупный чертеж общего вида машины.— Вот где берет свое начало «Волга», вот где возникли первые ее контуры и самые малейшие подробности ее конструкции. — Разумеется, проектировали «Волгу» мы, — сказал Невзоров, когда услышал несколько позже эти наши рассуждения.— Но вот насчет контуров и общих очертаний кузова... Впрочем, пройдите со мной.йЖштВАХТЕР, раскрывший выездные ворота цеха сборки легковых автомобилей Горьковского автомобильного завода имени Молотова, чтобы выпустить на свет божий только что сошедшую с конвейера очеред^ _ _ ^ _ __ . „ ,,,,.„ ную «Волгу», исполнил свою при- • вычную работу с довольно равнодушным видом. Но нам эта операция показалась исполненной большого внутреннего;т \шШй••iiяИИИЖй^1шт;21:::-?^!;;^ В конструкторско-экспериментальном отделе завода есть небольшая комната, в которой сидят... художники и скульпторы. Стены ее увешаны многочисленными картинами и рисунками изящнейших и весьма оригинальных по своим формам автомобилей. Перед тем как прийти к принятой форме кузова «Волги», художник Б Б. Лебедев (фото 2) создал, совместно с другим художником — Л. М. Еремеевым, десятки и сотни вариантов. Затем по этому эскизному рисунку был выполнен из гипса маленький макет будущей машины. Над ним любовно трудился мастер-лепщик П. А. Белоусов (фото 3). А вскоре появился большой гипсовый макет «Волги» в натуральную величину. Настойчивое изыскание окончательных форм кузова продолжалось ив кузовном проектном бюро. Трудно сказать, в какой момент главный конструктор завода Н. И. Борисов и ведущий конструктор по «Волге» А. М. Невзоров поняли. что «машина получается». Ведь почти одновременно с художниками трудился и большой отряд конструкторов, экспериментальщиков, испытателей. Кузовщики разрабатывали поверхности, ведущие конструкторы предлагали варианты агрегатов и узлов, целая группа инженеров занималась общей компоновкой кузова и шасси. И работа их требовала бесчисленных согласований, поисков, разрешения возникающих споров, соблюдения заданных сроков. По разработанным в КЭО чертежам был построен первый опытный образец будущей «Волги». Испытания его дали удовлетворительные результаты, но в чертежи пришлось внести множество коррективов. Вскоре был выпущен второй опытный образец, а за ним последовала опытная серия в пять машин. Начался период самых придирчивых испытаний и исследований, по итогам которых вносились все новые и новые коррективы в конструкцию автомобиля. Наконец, основная доводка была завершена и рабочие чертежи пошли в производство. По' ним был изготовлен эталонный образец «Волги». Но можно ли этот момент считать решающим в процессе рождения нового автомобиля? Ведь по рабочим чертежам КЭО необходимо было еще разработать весь технологический процесс производства, расставить и обновить оборудование, изготовить необходимую оснастку — работа, которая по своему объему и значению ничем не уступала всему комплексу конструкторских и экспериментальных работ! Достаточно сказать, что в процессе подготовки производства «Волги» на заводе было изготовлено около 25 000 (!) различных видов штампов, приспособлений, режущего, мерительного и другого инструмента, не говоря уже об автоматических и полуавтоматических установках, автоматических линиях станков и т. д. Сложность задачи состояла в том, что по своей трудоемкости красавица «Волга», оборудованная сложными агрегатами, покрытая вечно блестящими глифталь-эмалями и содержащая целый ряд усовершенствований, не должна была отличаться от... старушки «Победы-М20». Для того чтобы это обеспечить, потребовались коренные усовершенствования технологических процессов, применение самых последних новинок техники автомобильного производства. Заводские технологи и металлурги с честью справились с этой задачей. Скоростные режимы резания и комплексная механизация процессов установки и межоперационной транспортировки деталей; применение многоагрегатных станков и автоматических линий, многоточечных сварочных электроматов и высокопроизводительных прессов; сборка и сварка кузовов на движущихся по круговому конвейеру кондукторах; фосфатирование и грунтовка кузовов методом окунания, окраска их в электростатическом поле — вот характерные черты принятого на заводе технологического процесса производства «Волги». Благодаря этому трудоемкость машины не превышает предельных норм. А впереди — еще новые поиски снижения трудовых затрат.: :life"/'..Итак, роль конструкторов и технологов в деле создания «Волги» мы себе уяснили. Но ведь не они все-таки ее делают, не они стоят у станков, управляют автоматами и организуют производство. Автомобиль делается руками десятков тысяч людей! И в поисках тех, чей живой, непосредственный труд вложен в «Волгу», мы отправились по заводу. Прежде всего мы зашли в кузнечный корпус. Ведь именно в заготовительных цехах впервые возникают в металле, откованные из бесформенных чушек, многие из тех сложнейших деталей, которые являются составными частямиiiiiill шучастка коленчатых валов автомобиля «Волга». О бескуражен ­ ные, п ошлимыкглавному технологу завода т. Тауриту: — В каком из кузнечных цехов штампуютсяколенчатые валы «Волги»? — Ни вкаком , — последовал ответ. — На двигателе «Волга» устанавливаются литые коленчатые валы. Будучи по ­ л ыми , они значительно легче кованых по весу; для их изготов ­ ления расходуется меньше металла, а крометого , они не требуют механической обработки щек. — Почему? — Валы отливаются вкорковыеформы . Это новый про ­ ц есс ^ п редусматривающий , кстати, п рименение радиоактивных лучей для контроля . И вот мыу машины-автомата для изготовленияупомяну ­ тых корковыхформ (фото 5). Н амповезло : здесь оказался и приехавший из Москвымолодойконструктор этой машины ,«Волги». М ожет быть, здесь, в цехе ковочных машин (фото 4), и надо фиксировать процесс ее, так сказать, материального зарождения? Д а , к онечно , но... п ройдя весь цех ковочныхмашин , а затем и цех паровыхмолотов , м ы так и не нашли, н апример ,с отрудникНИИавтопрома Г. М . К узнецов . С интересомрас ­ спрашивает он наладчика И. Ф едотоваотом , к ак ведет себ » его детище . — О тлично ! — отвечает наладчик. — На изготовлениекор ­ к овойформырасходуется материала в 40 раз меньше , чемпотребовалось быобычнойформовочнойземли . К орка — о болочковаяполуформа , и зготовляемая из квар ­ ц евого песка сдобавлениемтермореактивнойсмолы . В ма ­ шине происходитформированиеоболочки по модели , к оторая представляет собой коленчатый вал «Волги», р азрезанныйв длину пополам . Затем оболочкаупрочняетсяподогревомвспециальномэлектроколпакеи поступает в литейный цех, гдепо двумполуформамполучают целый вал. — В литейном цехе интересно побывать, но я лично реко ­ м ендую вам прежде всего сходить ' 0 на участок точного литья, — сказал нам главный металлург завода И. И. Л ебедь . — Увидите там кое-что необычное . Д ействительно , п риходилось ли кому - н ибудь из читателей встречать в литейной рабочих, одетых в... белые халаты? Вид имо , нет, п отому что на участке (фото 6), к оторымруково ­ дит инженерЛ . Р. Ж елезняков , в первыев СССР введена такая практика . Вы видите на снимкемодельное отделение, у шприцмашин трудятся модельщицы О. Баева, Л . Чанаева,. А . Пергаева, Л . К урзинаидругие . М етод литья, п риня ­ тый на участке, основан на применении так называемых. жШ ^ Жущш: :тi i-**.i •&%'••:ШШШШШЁйвыплавляемых моделей . Существо его состоит втом , что литье производится по моделям , и зготовляемым из различных легкоплавких материалов (стеарин, парафин и др.). Затем на них наносится слой огнеупорногопокрытия , и они попад ают на формовку . Во времяобжигамоделилегко выплавляются ивформах остаются полости, куда и заливается ме ­ талл. Э тимспособом удается получать литье сгладкой , чистой поверхностьюсложнойформы , без пригара, почти не требующее последующей механической обработки. Достигается, следовательно, о громнаяэкономия металла ирабо ­ чего времени. « Л юдив белых халатах» на участке Железнякова изготовляют для «Волги» детали 24 наименований. Еще 42 детали производятсядругимсовременнымспособом литья — п од давлением. И, наконец, еще ряд деталей на заводе получают металлокерамическим способом.тJfe:чД а , м ногие качества «Волги» п редопределяютсяужев заготовительных цехах, но все жеосновноеснижениетрудо ­ е мкости «Волги» достигается впроцессемеханическойобра ­ б отки деталей. М ожно привести такой пример : к артер рулевого управления автомобиля «Победа» обрабатывается на 13 станках (с затратой 0,3 человеко-часа), а та же деталь «Волги», изготовляемая на двух специальных агрегатных станках, требует затрат труда в 7,5 раза меньше ! Ровно в десять раз снижается трудоемкостьобработки картера заднего моста, и зготовляемого на автоматической линии. А ведь водном только моторном цехе таких автоматических линий скоро будет больше десяти — для об ­ работки блока цилиндров, гол овки блока, п оршней , п орш ­ невых пальцев, толкателей, клапанов идругих деталей. Всего для производства автомобилей «Волга» на заводе :': ::: Ш : \ : | ::: п рименяетсяоколо 750 еди ­ ниц металлорежущегообору ­ дования, с реди них 137 специальных станков. М ыуже шли в один из механических цехов, когда встретили по дороге начальника кузовного корпуса К. А. Попова.в этом корпусе , еще не дойдя до брызжущихискрами сварочных машин . П осмотрите на фото 7, где показан участок тяжелых прессов . На этой «улице» (а такое сравнение пра ­ в омерно , п отому что каждый из прессов здесь величиноюсдом ) изготовляются основные детали кузова — крыши, крылья, капоты, панели приборов . При этом, чтобы облегчить трудрабочего , для закладки заготовок (стального листа), п одпрессыивыемки готовых деталей здесь широко приме-. няются механические укладчики . Отштампованные детали кузова свариваются 8 узлы на многоточечных сварочных автоматах. Д ля того чтобы понять, что это такое, взгляните на фото 8. Здесь показан многоточеч ­ ный сварочный электроматик для изготовления задней боко ­ вины кузова. Н ижнее его основание выполнено в виде фасонн ого штампа, и меющегогеометрию детали, а верхнее... ну,. достаточно сказать, что обычная точечная сварка производитсядвумяэлектродами , а здесь, на верхнем основании электрома тика, их расположено более 250! М ожно себе представить,, н асколько увеличится производительность труда. Д ля сварки пола кузоваприменяетсядаже целая линия электроматиков (фото 9), состоящая из трех крупных аппаратов. К аждые 3,5 минуты она выдает готовый пол кузова . С ред ­ ние по величине узлы (верхняя панель передка , центральные стойки, д вери , к рышкибагажников ) свариваются на электрома тиках универсальных, вся рабочая часть которых заменяется в зависимости от формыизготовляемого узла. С обранныеи сваренные узлы соединяютсядругсдру ­ г омв так называемых главных кондукторах (фото 10), снабж енныхпневмогидравлическимизажимами (для фиксации гра ­ ней узлов) и целымкомплектом подвесных сварочных пистолетов. К аждыйкондуктор обслуживает бригада из 5 человек: двух сварщиков , двух слесарей - с борщиковибригадира ; в данном случае — бригада А. Н. Углова. Таких кондукторов на заводе скоро будет шесть. На первом посту вкондуктор ,Sillш ш— П риходителучшев наш корпус, — ревниво сказал он. — По «Волге» больше всего новшеств у нас. И действительно, в какой цех огромного пятиэтажного кузовногокорпуса ни заглянешь, — всюду есть что-нибудь новоеи очень интересное. Здесь — царство сварки. То слева, то справа, то где - н и ­ будь впереди ежесекундно вспыхивают фонтаны и фонтанчики искр , сливающиеся поройв красочный фейерверк. Однак опервыйснимокмы сделали11 i. I•движущийся по напольному кольцевому конвейеру, закладываются и свариваются пол и задок, на последующих — боковины, передок, брызговики и крыша, а с шестого поста выходит собранный кузов. Вот он, почти готовый, вышел из главного кондуктора (фото 11). Газосварщик Б. В. Дмитриев производит проверку и окончательную доводку некоторых швов, после чего кузов подается на пластинчатые конвейеры для укомплектовки и пайки-рихтовки. На фото 12 слесарь Г. И. Асманкин зачищает задний проем кузова; укомплектовщик Ф . И. Ерундов (фото 13) прилаживает заднее крыло. Здесь же производится навеска дверей, установка капота и крыльев, крышки багажника и т. д. Стыковые соединения и дефектные места на лицевой поверхности кузова опаиваются и окончательно отделываются на особом конвейере. Исключительно интересно производится подготовка поверхности собранного и огрихтованного кузова к окраске, так называемая бондеризация. Мы не можем показать этого на фотографии, так как все процессы — обезжиривание, промывка, фосфатирование, грунтование и сушка кузовов — осуществляются в огромной закрытой со всех сторон установке. Но зато хорошо видно, как производится окраска «Волги» (фото 14) Здесь показана камера для окраски в электростатическом поле Это поле создается видимым на фото металлическим контуром, имеющим геометрию кузова. Со всех сторон в камере действуют пульверизаторы. Выходя из них, мелкие частицы синтетической эмали получают электрический заряд и, притягиваясь к металлическому кузову, ровным слоем ложатся на его поверхность. Все это дает ускорение процесса окраски, экономию эмали, повышение качества. Камера, работой которой управляют пультовщик Н. Ф . Жуков (слева) и наладчик по окраске Е. Ежов, позволяет снизить себестоимость каждого кузова «Волги» примерно на 400 рублей. После окраски, сушки и шлифовки кузов поступает в цех обивки. Наше пребывание в нем совпало с концом смены, после которой начальник сборочно-кузовного цеха № 2 Ф . П. Новиков проводил производственное совещание (фото 15) Рабочие-кузовщики деятельно обсуждали пути улучшения своей работы и дальнейшего повышения производительности труда.* * *Окрашенные, обитые, испытанные на герметичность кузова с оперением, облицовкой радиатора и электрооборудованием подаются в цех сборки легковых автомобилей. Сюда же поступают полностью готовые и испытанные на стенде двигатели, передняя подвеска с амортизаторами и тормозными барабанами, задний мост с тормозами и тросами ручного тормоза, полностью собранный карданный вал и другие узлы и агрегаты. Установка агрегатов и крепление их к кузову осуществляется на кондукторном конвейере, представляющем собой ряд гидравлических подъемников, движущихся по кругу друг за другом и подводящих машину к эстакадному конвейеру. С видом последнего читатели, вероятно, знакомы по многим старым снимкам со времен выпуска «Победы». Да, это точно такой же, только он переоборудован для «Волги» (по ширине колеи). Но вот, наконец, машина сходит с главного конвейера легковых автомобилей (фото 16). Однако, как оказалось, и теперь она не считается выпущенной в свет. Выехав за ворота и пройдя обкатку (50 км), она еще раз вернется в тот же цех и станет на отделочный конвейер (фото 17), где ее должны доукомплектовать, вновь проверить, покрыть буфера и ручки дверей антикоррозийным составом и т. д. И только тогда дело доходит до центральных ворот завода, через которые новая «Волга» выходит в широкий мир (фото 18). Пожелаем же ей счастливых путей!