Тренировки лучше проводить с выполнением всех условий многодневных соревнований, без каких-либо существенных отступлений. Но перед стартом тренер должен дать свои подробные указания. С первых же тренировок необходимо воспитывать у спортсменов самостоятельность действий. Поэтому нецелесообразно часто останавливать спортсменов и отмечать их мелкие недостатки, лучше сразу провести подробныйразбор на одном из пунктов KB или вдругомудобном месте. Задача тренера будет состоять в том, чтобы в ходе тренировок добиться точного выполнения спортсменами графика и установленных скоростей движения. Тренировки по скоростным соревнованиям вначале надо проводить отдельно от тренировок по дорожным соревнованиям, а затем их можно объединить. Тренировкам на ско рость следует предпослать занятие по изучению правил кольцевых гонок — значения флагов, порядка движения и т. д. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Она сводится к тщательной подготовке мотоциклов для надежной работы во все дни соревнований и выработке у спортсменов навыков быстро определять и устранять возник ающиев процессе соревнований неисправности и мелкие поломки. Умение с минимальной потерей времени устранить неисправность (конечно, в пределах, допускаемых Положе нием о многодневке) на таких соревнованиях имеет большое, а подчас ирешающее значение. Учитывая это, тренер должен , имея в виду индивидуальн ую подготовку каждого спортсмена команды, составить график заданий, в котором определить, что скеми когда, в каких условиях трассы следует отработать. Необходимотребовать при этом, чтобы спортсмены пользовались только возимым с собой инструментом! как это предусматривается условиями многодневных соревнований.* *SSТаковы лишь некоторые практические советы по подго товке кмногодневным мотоциклетным соревнованиям. Как известно, этот вид состязаний начал культивироваться у нас всего несколько лет назад, и опыт его еще не получил до статочного обобщения. Поэтому и наши рекомендации, основанные главным образом на личной практике, не долж ны рассматриваться как исчерпывающие.ТАКТИКА СПОРТСМЕНАМОТОЦИКЛИСТА В ШОССЕЙНО-КОЛЬЦЕВЫХ ГОНКАХВ. Карнеев, заслуженный мастер спортаСовершенствование мотоциклетной техники и неуклонный рост мастерства спортсменов-мотоциклистов привели кобо стрению спортивной борьбы на дистанциях. В связи с этим возросло значение тактики в соревнованиях. Она стала одним из решающих факторов в достижении высоких спортивных результатов. Для того чтобы выработать правильную тактику, о преде л яющую линию поведения на предстоящих соревнованиях, спортсмен должен прежде всего знать сильные и слабые стороны своих конкурентов и изучить трассу. Ознакомление с трассой следует начинать с детального изучения ее схемы, с тем, чтобы она зрительно хорошо запечатлелась. По при бытии на место соревнований целесообразно пройти пешком по всей трассе, обращая особое внимание на специфику кажд ого поворота. Необходимо представить себе путь движения мотоцикла при входе в поворот, на самом повороте и при выходе из него. Обычно тренировка на трассе разрешается только в определенные дни и часы. Поскольку это время ограничено, гонщик должен использовать любую возможность для большего пребывания на трассе. Чем лучше спортсмен узнает трассу предстоящих гонок, тем больше он может рассчитывать на успех.Во время первого выезда на незнакомую трассу не ре комендуется сразу развивать большую скорость. Очень хорошо, если удастся поездить по ней за каким-либо гонщи к ом , у же бывавшим на этой трассе изнающим ее. Только после этого можно переходить кдвижениюв повышенном темпе. Обычно судейская коллегия определяет стартовые места гонщиковпо результатам последней зачетной тренировки. Отсюда, необходимо стремиться показать на этой «прикидке» в озможно лучший результат, чтобы иметь лучшие шансы на успех во время самих соревнований. Поскольку последняя зачетная тренировка проводится обычно на меньшей дистанции, ч ем сама гонка, то нет необходимости полностью заправлять мотоцикл топливом. Например, вместо 25 л бензина можно залить в бак только 5 л. Практика показывает, что нередко победителем шоссейно-кольцевых гонок оказывается не тот спортсмен, который был в ведущей группе или даже первым ушел со старта. Объясняется это несколькими причинами. В современных условиях для того, чтобы показать хоро ший результат, н ужно не только иметь мотоцикл с отличной динамикой и двигатель большой мощности . К роме того, г он щик еще должен всегда строго учитывать технические возм ожности своего мотоцикла. О днако некоторые спортсмены в пылу спортивной борьбы забывают о существовании красной черты на шкале тахометра и, набирая скорость после прохождения поворота, не следят за показаниями стрелки. В итоге возникают поломки двигателя, и гонщик не достигает заветной финишной черты. Другая причина заключается втом , что спортивная борьба среди спортсменов ведущей группы проходит гораздо острее, ч ем среди остальных гонщиков . Поэтому усталость организма наступает у них быстрее. М ы не раз наблюдали случаи, когда гонщик, приблизившись к ведущей группе, вдруг оставляет бывших лидеров позади. Такое, на первый взгляд, удивительное явление становится понятным, если учесть, что мотоциклист, шедший в задних рядах, не испытывал предельного нервного напряжения ив момент решающей борьбы он оказывается сильнее и морально и физически. Следует отметить также еще одно обстоятельство. Д ля быстрейшего и правильного прохождениякаждого поворота существуют определенные наиболее выгодные пути входа в него и выхода. Но когда группа гонщиков одновременно входит в поворот, то тут возникают различные помехи для движения именно по этим наивыгоднейшим путям. В результате — потеря времени, излишняя трата сил. О днако из этого нельзя делать вывод, что не нужно идти в головной группе. Если возможности мотоцикла по зволяют возглавить гонку , то следует незамедлительно вырываться вперед с тем, чтобы, выйдя на «тактический про стор», свободно выбирать наиболее выгодные пути движения на всех поворотах, а значит быстрее преодолевать их. Такого преимущества могут, не иметь гонщики , идущие группой . Смелость гонщикдолжен обязательно сочетать с благоразумием. Нельзя безрассудно увеличивать скорость. В частности, нужно внимательно следить за цифрами, которые по являются на информационной доске. О ни позволяют лучше оценивать ход гонки, держать правильный ритм, охлаждая пыл чрезмерно увлекшегося гонщика или, наоборот, у казы вая на необходимость повысить темп. Число тактических решений так велико, а характер их настолько разнообразен, что описать их все не представляется возможным . Д ав этом и нет необходимости, так как тактический замысел должен быть творчеством самого спортсмена и лишь отчасти корректироваться его тренером . Остановимся здесь на некоторых примерах тактических решений. Во время соревнований на первенство Советского Союза по шоссейно-кольцевым гонкамсодним из гонщиковпро изошел следующий случай. В начале гонки ему не удалось выйти вперед, и только через несколько кругов он приблизился к ведущей группе. Однако все попытки обойти ее не увенчивались успехом. Хотя наш спортсмен и проходил поворот быстрее других, но на выходе был вынужден уменьшать скорость, так как именно в этот момент ктонибудь из гонщиков мешал ему. Тогда, несколько отстав от ведущей группы перед одним из поворотов, он прошел егос максимально возможнойскоростьюи на выходе, не встретив препятствий, приобрел преимущество, необходимое для обгона.4