МОТОСПОРТfeMfotf.mmi W0$' • ••.;;TJLbIK Щда.:да*ьЯ:,да.:,:(,;.,прошлом году чехословацкие гонщики возвратились из Федеративной Республики Германии, где они приняли участие в XXXI международных шестидневных мотоциклетных соревнованиях как победители, завоевав высшую награду — «Международный трофей». Этот успех наших мотоциклистов не был неожиданным для мировой общественности. Чехословакия уже давно принадлежит к странам с развитой мотоциклетной промышленностью, а чехословацкие мотогонщики известны «чистым стилем» езды на мотоцикле, смелостью, настойчивостью и отличной спортивной подготовкой. Хорошую славу заслужили во всем мире чехословацкие мотоциклы и их создатели — рабочие и инженеры. Победа в Гармиш-Партенкирхене не является делом одного дня. Она — итог многолетней и целеустремленной работы, которая не была прервана даже во время оккупации страны фашистской Германией. В те годы конструкторы завода «Ява», известного по производству мотоциклов, тайком от нацистских надсмотрщиков разрабатывали конструкцию нового мотоцикла, который на первой послевоенной выставке в Париже удивил весь мир. Это была элегантная и удобная машина с рабочим объемом двигателя 250 см 3 . Впоследствии гонщики, выступая на ней в различных международных соревнованиях, завоевали не одну победу. За последнее время отечественные заводы — «9-е мая» (бывший «Ява»), названный так в честь дня освобождения Чехословакии Советской Армией, и завод в г. Страконицы создали еще более совершенные машины. И не случайно Ярослав Паличка, руководитель чехословацкой команды, с чувством законной гордости говорил после возвращения из Гармиш-Партенкирхена: «В понедельник на шестидневных соревнованиях стартовало 23 чехословацких гонщика на 23 чехословацких машинах. В субботу пришли на финиш 23 чехословацких гонщика на 23 чехословацких машинах. Из них 19 человек получили золотые медали, трое — серебряные и только один гонщик получил классификацию III степени». Этот факт лучше всего подтверждает высокие качества наших мотоциклов и спортивное мастерство гонщиков. Впервые чехословацкие гонщики приняли участие в шестидневных соревнованиях в 1929 году (это были XI международные соревнования). Через год они вновь участвовали в «мотоциклетной олимпиаде», причем членом команды был и ветеран мотоциклетного спорта в Чехословакии гонщик Е. Стокуч. Тогда наши спортсмены боролись только за приз «Серебряная ваза». В борьбу за «Международный трофей» они включились лишь в 1932 году, выступив на мотоциклах конструкции «Ява» 500 см 3с четырехтактным двигателем. Двое из них—Фр. Бранд и А. Витвар, не раз защищавшие честь страны, получили золотые медали, а Я. Кайзер — бронзовую. Гонщики того времени были неплохими спортсменами. Но на их результаты отрицательно сказывалось неудовлетворительное руководство мотоспортом. В то время мотоциклетным спортом в стране руководил автоклуб Чехословацкой Республики. Как и каждая организация, во главе которой стоят капиталисты, он преследовал только одну цель — получение прибыли. Поэтому автоклуб не уделял внимания массовым соревнованиям. Зато руководители клуба с большой охотой организовывали различные состязания, доходы от которых шли им в карман. В 1936 году, например, спортивный календарь включал только 9 плановых соревнований. Интересно сопоставить это с 1956 годом — 20 лет спустя автомотоклубы СВАЗАРМ провели 512 спортивных мероприятий, из которых пятую часть составляли мотоциклетные соревнования по пересеченной местности, 26 — зимние соревнования; кроме того, состоялся целый ряд дорожных подготовительных и военизированных соревнований. В этой спортивной борьбе вырастали новые гонщики-спортсмены.Чехословацкий гонщик на дистанции, В СТРАНАХНАРОДНОЙДЕМОКРАТИИВ ЧЕХОСЛОВАКИИОсвобождение Чехословакии в 1945 году Советской Армией и победа народа в феврале 1948 года, когда наголову была разбита реакция, стремившаяся повернуть развитие страны в русло капитализма, означали поворот в жизни всей республики. Строительство социализма ликвидировало безработицу, нужду и необеспеченность трудящихся, которые стали получать за свой труд справедливую оплату. Неуклонно повышается их жизненный уровень. Это подтверждается такими, например, статистическими данными. Если в довоенное время за один год выпуска пось приблизительно 11 000 мотоциклов, то в 1956 году населению продано было 61 700 мо3 тоциклов (не считая легких, с рабочим объемом до 50 см ). Но потребности еще не удовлетворены, и много будущих мотоциклистов еще ждут свои новые машины. После войны некоторые руководители автоклуба пытались направить его работу по старому пути. В какой-то степени это им удалось: они срывали подготовку спортсменовмотоциклистов и автомобилистов, умышленно пренебрегали развитием мотоциклетного спорта в армии. Исторический февраль 1948 года нарушил их грязные планы. Автоклуб Чехословацкой Республики стал подлинно массовой организацией, служащей интересам народа. В 1952 году автоклуб превратился в Добровольный народный союз автомотоспорта, который начал создавать свои секции при больших заводах. А осенью того же года был основан Союз содействия армии — СВАЗАРМ, могучая организация, занимающаяся развитием мотоспорта и подготовкой кадров автомобилистов по всей республике. СВАЗАРМ объединяет первичные организации, которые насчитывают более 100 000 членов. Лучшие спортсмены являются членами автомотоклубов и работают в секциях обучения, пропаганды, спортивных, туристических, технических и моделестроения. Клубы охватывают в целом свыше 16 000 членов, их работой руководят комитеты, при которых они организованы. Так, деятельность окружного автомотоклуба контролируется окружным комитетом СВАЗАРМ, оказывающим клубу материальную поддержку. Клубы не подчиняются один другому, но высшие клубы обязаны помогать низшим, например обеспечивать различными материалами и оборудованием для мастерских. Многое изменилось за пять лет, с тех пор, как руководство мотоциклетным спортом в Чехословакии взял в свои руки Союз содействия армии. За это время автомотоклубы всех ступеней получили свыше 1000 спортивных и гоночных мотоциклов, на которых чехословацкие гонщики выступают в различных видах соревнований: в шоссейных, кроссах и т. д. В распоряжении гонщиков находится необходимое оборудование и снаряжение. В 150 окружных автомотоклубах имеются хорошо оборудованные мастерские взаимопомощи. В них спортсмены могут подготавливать машины к соревнованиям, расширять свой технический кругозор. К сожалению, еще не во всех областях страны есть экспериментальные цехи для развития и перестройки конструкции мотоциклов. Росту спортсменов-гонщиков в значительной степени способствуют спортивные секции, которые, особенно в зимние месяцы, организуют лекции о тактике езды по разным дорогам, об обслуживании машин и т. д. Статьи на подобные темы помещает журнал СВАЗАРМа «Свет мотору». Областные автомотоклубы из лучших гонщиков создают сборную команду, которая проводит регулярные тренировки. Зимой спортсмены постоянно занимаются в гимнастическом зале. Сильнейшие мотогонщики страны входят в существующую при Центральном автомотоклубе сборную команду республики. ЦАМК объединяет также лучших спортивных, технических и других специалистов. Кадровые военные занимаются мотоспортом в армейских обществах, а работники Министерства внутренних дел — в обществе «Красная звезда» и также участвуют в различных соревнования).. Лучшие спортсмены-армейцы объединяются в организацию «Дукла Прага». Спортсменом-мотоциклистом может быть каждый гражданин, который имеет права вождения и значок ППОВ (то же, Что значок ГТО в СССР). Чтобы получить III спортивный разряд, новичок должен набрать в течение трех лет на разных соревнованиях (например, по пересеченной местности, проверочных, военизированных, дорожных и пр.) не менее 20 очков. Если спортсмен на каком-либо из перечисленных соревнований получит классификацию I степени (первое место), он набирает 4 очка, при классификации II степени (второе мес то ) — 3 очка, при классификации III степени (третье место)— 2 очка, при классификации IV степени (зачетное) — 1 очко. Только после присвоения III разряда мотоциклист допускается к участию в соревнованиях как в гонках по пересеченной местности, так ив гонках по шоссе и ровным дорогам. Условия классификации каждый год опубликовываются в спортивных классификационных таблицах. Как известно, в Советском Союзе гонщики могут получать очки, необходимые для III разряда, в соревнованиях на мастерство вождения. Однако этот популярный в СССР вид мотоциклетного спорта у нас только начинает пускать свои корни. Также не проводятся в Чехословакии и соревнования грузовых автомобилей по пересеченной местности. Но окружные и областные автомотоклубы организуют для шофероз грузовых автомобилей состязания по системе «часового контроля», целью которых является помощь народному хозяйству, например, при уборке урожая или перевозке строительных материалов. К лучшим «соревнованиям на строительстве» относится соревнование, регулярно организуемое Пражским областным автомотоклубом. Так, в ноябре прошлого года 80 шоферов перевезли несколько сот кубометров песка для строительства. В ходе соревнований шоферы выполняли ряд заданий военно-прикладного характера: стреляли из винтовки, метали гранаты и т. п. Уже на протяжении ряда лет в Чехословакии проводят следующие виды мотосоревнований (числа в скобках обозначают класс мотоцикла): военизированные соревнования мотоциклистов на личное первенство (175, 250 и 350 см 3 ), состязания на личное первенство по пересеченной местности (те же классы мотоциклов), гонки по пересеченной местности (175, 250, 350 и 500 см 3 ), командные гонки по пересеченной местности (те же классы мотоциклов), соревнования на личное первенство по шоссе (175, 250,350 и 500 см 3 ), командные и личные состязания на ровных дорогах. Военизированные соревнования являются одним из видов мотоспорта, в котором могут выйти победителями спортсменыЗаслуженный мастер спорта Я. Чижек на соревновании граде (1956 год).в Ленин- лометровой трассе. Одним из самых популярных является Ill разряда и новички. Это самый массовый вид мотоциклеттрадиционное соревнование в Шарке (вблизи Праги), котоного спорта в Чехословакии. Во всех остальных видах сореврое всегда открывает спортивный сезон. Размытая неровнований победителями обычно бывают гонщики Iи II разная дорога, крутые подъемы и спуски, броды и другие преряда, получившие наибольшее количество очков. В гонках по пятствия требуют смелости и мастерства. Лучшими гонщишоссе и по пересеченной местности за первое место присужками считаются заслуженные мастера спорта Я. Чижек, дается 6 очков, за второе место — 4 и т. д. до пятого места, М. Соучек, С. Климт, Б. Роучка; мастера спорта О. Хамршмид, которое оценивается в одно очко. В соревнованиях по переО. Клаудингер и Я. Кмох. Некоторые из них участвовали в сеченной местности за первое место присуждается 5 очков, прошлом году в смешанных гонках в Ленинграде. Вместе с за второе — 3 очка, за третье — одно очко. Очки засчитызаслуженными мастерами спорта И. Пудилом, В. Шединой, ваются только з том случае, когда на мотоциклах одного мастерами спорта 3. Полянкой, О. Хасаком, А. Матейкой, класса стартует, как минимум, пять гонщиков. Зачет произвоС. Штясткой, В. Штепаном и И. Абрагамом они входят в осдится по результатам трех соревнований, в которых спортновную нашу гвардию мотоциклистов, не раз успешно предсмен добился лучших показателей. Всего же спортсмен долставлявших страну на международных соревнованиях. жен принять участие в четырех соревнованиях. Для удобства участников соревнований последние организуются в различЦентральный комитет Союза содействия армии недавно ных областях республики. В финальном общереспубликанвыделил каждому областному мотоклубу несколько гоночных ском военизированном состязании принимают участие мото3 мотоциклов «Ява» 250 и 350 см , являющихся вариантами моциклисты, показавшие наилучшие результаты на областных тоциклов, на которых наши гонщики достигли блестящих уссоревнованиях по каждому данному классу мотоциклов. В пехов на XXXI международных шестидневных состязаниях. ходе состязаний выполняются некоторые задания военизироМощность двигателей этих мотоциклов увеличена: у «Явы» ванного характера. 3 3 250 см — до 15 л. с , у «Явы» 350 см — до 19 л. с. В двигаВ этом году вводится новый вид соревнований — командтеле изменено расположение воздушного фильтра. Впускной ные гонки по пересеченной местности, которые вначале бутрубопровод с воздушным фильтром выведен под седло. 3 дут проводиться только для мотоциклов класса 250 см . В Машины имеют новые передние вилки с масляно-пневматигонках примут участие команды завода «9-е мая», мотоцикческими амортизаторами. Задняя качающаяся вилка усилена. летного завода в Страконицах, организаций «Дукла Прага», «Красная звезда» и областного автомотоклуба Прага. ПобеМожно ожидать, что представители областных автомотодителем станет команда, 4 гонщика которой получат наибольклубов в новом спортивном сезоне этого года будут еще акшее количество очков. тивнее выступать на различных соревнованиях. Гонки по пересеченной местности устраиваются в ЧехоМинувший спортивный год отмечен в истории чехословацсловакии на коротких трассах — приблизительно 2000 м, обкого мотоциклетного спорта не только прекрасной победой з щая длина дистанции — 30 км . Исключение составляют гонки Гармиш-Партенкирхене, но и участием мастера спорта В. Пав Литицах (Пльзньская область), проходящие на восьмикируса на мотоцикле класса 125 см3и заслуженного мастера спорта Ф . Бартоша на мотоцикле класса 250 см 3в старейших шоссейных гонках мира на приз «Турист Трофи». При этом Ф. Бартош занял 5-е место. Заслуженный мастер спорта Б. Роучка на гонках по пересеченной местности. К новому спортивному сезону, который для гонщиков начался 28 апреля в Угерском Градиште в Моравии, конструкторы завода в Страконицах повысили мощность своих мотоциклов, а завода «9-е мая» выпустили мотоциклы с рабочим объемом 250 и 350 см 3и пятиступенчатыми и шестиступенчатыми коробками передач. Завод «9-е мая», кроме того, подготовил для шоссейных гонок мотоциклы 500 см 3 . Осенью прошлого года мастер спорта Г. Гавел и заслуженный мастер спорта Фр . Штязтны на мотоциклах завода «9-е мая» показали следующие результаты: в классе 250 см3 — 195 км/час, 350 см 3 — 2 10 км/час, 500 см 3 — 230 км/час. К моменту написания этой статьи еще не были известны результаты весенних испытаний, но можно ожидать, что они пройдут успешно. На чехословацких заводах сейчас налажен серийный выпуск мотоциклов, которые вывозятся более чем в 100 стран. Чехословацкий мотоспорт имеет, конечно, не только положительные стороны Мы испытываем, например, недостаток машин для шоссейных гонок; молодые спортсмены редко выступают в гонках по ровной местности. Существенным недостатком является также то, что мотоспортом занимается мало женщин. Комитеты СВАЗАРМ и советы клубов стремятся устранить эти недостатки и способствовать улучшению чехословацкого мотоциклетного спорта. В своей организационной работе автомотоклубы СВАЗАРМ используют опыт ДОСААФ. Гонщики-спортсмены активно включаются также в различные общегосударственные мероприятия. Перед майскими выборами в народные комитеты мотоциклисты во время агитпробегов проводили беседы с населением, помогали ремонтировать машины в сельскохозяйственных кооперативах. Нужно сказать, что мотоспорт Чехословакии получил мировое признание не только за счет хороших машин, но и благодаря единому и целенаправленному руководству Союза содействия армии. Всестороннему развитию автомотоспорта помогает Коммунистическая партия Чехословакии, правительство и весь народ, который гордится тем, что спортсмены СВАЗАРМ с успехом выступают на многих спортивных аренах.Мирославг. Прага.Эбр.16