Ник. БобровНа окраине небольшого украинского города Шостки, среди зелени акаций и тополей раскинулись цеха кинопленочной фабрики № 3. Более восьмидесяти процентов рабочих и служащих этого предприятия — члены ДОСААФ. Эта организация признана одной из лучших в Сумской области. Здесь особенно хорошо налажена подготовка шоферов и мотоциклистов. Первичной организацией ДОСААФ руководит коммунист Н. Вареник. Недавно он был награжден нагрудным знаком Общества «За активную работу». О том, как работают активисты ДОСААФ этой фабрики, что помогло им оживить оборонную работу, сделать ее массовой, содержательной и по-настоящему увлекательной, мы и хотим сегодня рассказать. «В ЖИЗНИ ЭТО ПРИГОДИТСЯ...»Отчетно-выборное собрание на фабрике проходило бурно. В зале было не так уж много народа — в то время организация ДОСААФ насчитывала всего лишь сорок четыре человека. Однако те, кто пришли на собрание, выступали горячо, резко. Раньше, бывало, председатель не раз постукивал карандашом по графину и, тоскливо глядя в зал, вопрошал: — Ну, кто, товарищи, выступит? А тут словно прорвалось — один за другим люди поднимались на трибуну. Когда приступили к выборам председателя, кто-то крикнул: — Вареника! Николая Филипповича! Предложение единодушно поддержали, и Вареника избрали председателем первичной организации ДОСААФ. В первый момент это его удивило и даже немного обескуражило. Он работал в охране фабрики. Дело это хлопотное, нервное, а тут на тебе — отвечай, кроме своей работы, еще и за всю досаафовскую.— Ну вот, друг, и все хозяйство, — сказал прежний председатель, показав Варенику сиротливо прислоненную в углу малокалиберную винтовку — единственную собственность организации. Принял Вареник и ведомости на уплату членских взносов, перелистал их и нахмурился — многие члены Общества давно не платили взносов. «Так с чего же начинать?» Задумавшись, Николай Филиппович пролистал протокол отчетного собрания. Вот Белоусов предлагает организовать курсы шоферов-любителей. Ага, вот еще один просит об этом же. Да что они сговорились что ли? Несколько человек — и все об автокурсах. Ну что ж, дело хорошее. Но где найти преподавателя, кто даст учебные пособия? Да и практиковаться не на чем — своего автомобиля нет. После ярко освещенной комнаты на улице показалось особенно темно. Николай Филиппович вышел за ворота. Вареник думал о том, что хорошо бы всю эту молодежь научить метко стрелять, водить автомобиль, мотоцикл. В жизни пригодится!.. «В жизни это пригодится...» Постой! К-то это сказал?» — старался вспомнить Вареник. Было холодно и темно. По сторонам двумя ровными рядами, застыв, словно часовые, стояли тополи. Ветер зло раскачивал голые ветви. «Все-таки кто же это сказал?», — навязчиво вертелась одна и та же мысль. Николай Филиппович вдруг вспомнил такую же осеннюю, но полную тревоги ночь, увидел себя рядом с шофером в кабине старенькой полуторки на ухабистой, изрытой снарядами и бомбами грунтовой дороге. В кузове ехал еще солдат-связист. Они везли телефонный кабель и питание для раций. Шофер торопился: груз должен быть на передовой утром, до начала наступления. Неожиданно машина резко остановилась. Капитан Вареник вопросительно взглянул на шофера. — Кажется, воронка впереди, — устало сказал тот. Вареник молча вылез из кабины и прошел по дороге, напряженно всматриваясь в темноту. Нарастающий свист снаряда прижал его к земле, и он почувствовал, как она вздрогнула от взрыва. В голове еще звенело, когда Вареник подбежал к грузовику: двигатель заглох, ветровое стекло, пробитое осколком, растрескалось, шофер бессильно обвис на штурвале. Вместе с солдатом Вареник перенес убитого водителя в кузов и осмотрел машину. Она была цела. Вареник попытался завести ее, но двигатель не дал ни одной вспышки. Вот когда Николай Филиппович пожалел, что не интересовался раньше устройством автомобиля. А ведь сейчас от этого зависит жизнь сотен людей ив какой-то мере успех предстоящего наступления. Не заведут двигатель — часть останется без связи. — Разрешите, товарищ капитан? Подняв капот, солдат накрылся шинелью и засветил фонарик. Потом он разыскал в кабине ключ, плоскогубцы, что-то подвинтил, крутнул рукоятку. Двигатель заурчал на малых оборотах. — Поехали, товарищ капитан! По дороге Вареник с удивлением узнал, что солдат никогда не работал шофером. Однако еще до войны он занимался на осоавиахимовских курсах водителей.— Мне тогда многие говорили: чего, мол, зря время теряешь, — рассказывал солдат. — А я знал — это в жизни пригодится... Да, такая наука, как автодело, в жизни пригодится. И среди рабочих и служащих найдется много таких, кто пожелает заниматься на курсах.— Вот с этого и нужно начинать, — решил Вареник.ПЕРВЫЕ ШАГИ Итак, есть стол, есть горячее желание работать, есть и первая цель, как потом шутил Вареник, — «цель минимум». Но ведь, как ив каждом деле, главное было в том, чтобы такое же желание — достичь поставленную цель — охватило и других активистов, чтобы они в свою очередь зажгли огонек интереса у своих товарищей. Иначе самые лучшие пожелания самого лучшего председателя комитета останутся пустыми словами. Это Вареник понимал хорошо. Поэтому прежде всего решил укрепить организацию. Повесил объявление. Но в первые дни записалось всего три человека. В чем же дело? Поговорив с рабочими, Вареник узнал неожиданную для себя новость: большинство плохо представляло себе цели и задачи Общества. Николай Филиппович поговорил о парторгами и профоргами цехов, попро-ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШЕСТИДИЕВКИНАБЕЗ ХЛОПОТ И ЗАБОТ.I* сил их при каждом удобном случае рассказывать рабочим про оборонное Общество, про большую и почетную задачу, которая поставлена перед ним. И эта работа не пропала даром. Цеховые организации начали пополнятьсл новыми членами. Теперь можно было вплотную заняться организацией курсов шоферов. Но и тут одна за другой появлялись трудности. Вареник надеялся, что Сумский автомотоклуб поможет новым курсам встать на ноги, порекомендует преподавателя, обеспечит литературой, посоветует, как лучше организовать учебу. Но этого не случилось. Сидевшие в автомотоклубе равнодушные люди не поддержали начинания комитета ДОСААФ. Они видели в этом только лишние хлопоты для себя. Пришлось до всего доходить, как говорится, «своим умом», открывать уже давно открытое, ошибаться, искать свои пути. Пожалуй, только упорство и воля Вареника, да помощь партийной организации и активистов не позволили зачахнуть фабричной организации. А трудности встречались на каждом шагу. Нелегко было раздобыть учебные пособия. Председатель обратился в горком и обком ДОСААФ, он писал в магазины Киева, Харькова, Москвы и Ленинграда, но плакаты по автоделу ему так и не удалось получить. Он все же сумел их найти: спрашивал у шоферов в своем и других гаражах, рылся в библиотеках, и один комплект был в конце концов подобран. В автомастерской фабрики нашлись и различные списанные детали, агрегаты. Помог организаторам курсов и директор предприятия: он дал распорялчение обеспечить курсантов автомашиной для практических занятий. С большим трудом удалось найти для курсов помещение. В фабричной типографии, всегда загруженной до отказа, нашлись энтузиасты, которые взялись помочь Варенику. В свободное время они отпечатали журналы посещаемости, книжки учета часов практического вождения.чВД'•*!?• ЛВ перерыве между занятиямипреподаватель автодела вопросы курсантов.В.БондаренкоотвечаетнаФото автора.ЛЕКЦИЮ ЧИТАЕТ ШОФЕР ХОЛОПКИНВ цехах началась запись в кружки шоферов-любителей, а перед Николаем Филипповичем встала новая задача — нужны преподаватели. Проще всего нанять их на стороне, но у комитета было туго с деньгами, и надо было придумать что-то другое. Вареник неплохо знал фабричных шоферов. Они каждый день провозили через проходные различное сырье и пленку. А нельзя ли использовать в качестве преподавателя кого-нибудь из водителей? Вареник стал еще внимательнее присматриваться к ним. Когда председатель комитета ДОСААФ повстречал в проходной шофера Михаила Холопкина и предложил ему вести курсы, тот задумался. Стать шоферами-любителями пожелали не только рабочие, но и служащие. Многие из них закончили институты. Как они встретят простого шофера в роли преподавателя? — Боюсь, не справлюсь, Николай Филиппович. . — Ну, не боги горшки обжигают, — пошутил Вареник и уже серьезно добавил. — Почему не справишься? Стаж у тебя большой, почти двадцать лет, знаний много. Говорят, что, когда ты на первый класс сдавал экзамены, инспектор тебе двадцать три вопроса задал. И ничего — справился. — Ну что ж, если доверите, попробую...— Вот и чудесно! — обрадовался Вареник. — Только учти, Михаил Михайлович, платить тебе нечем. Дело общественное. — Да что вы! Я о деньгах и не думал, — запротестовал Холопкин. — Это для меня самого интересно, да и другим помощь... Что и говорить, поначалу Холопкину пришлось нелегко. Знает, что надо сказать курсантам, а вот найти понятные, доходчивые слова и передать свои знания — не всегда удавалось. Да и курсанты не сразу привыкли к тому, что свой шофер учит их, требует готовить уроки, ставит оценки. Некоторые курсанты, солидные по занимаемой на фабрике должности, вначале считали для себя зазорным вставать при ответе. Нашлись и такие, что не прочь были смутить Холопкина каким-нибудь каверзным вопросом. Однако в этой трудности первых дней было для Холопкина много и поучительного. Он понял, что знаний и умения вести занятия у него недостаточно, и перед каждой лекцией стал по два — три часа проводить за книгами, составлять конспекты, просматривать автомобильные журналы. Все тверже, спокойнее звучал его голос на занятиях, все яснее и понятнее объяснял он сложное устройство современного автомобиля. Росло и уважение курсантов к преподавателю. Когда пришла пора сдавать экзамены, половина курсантов решила учиться дальше и получить права водителей третьего класса. В этом их поддержали Вареник и Холопкин. Двенадцать курсантов стали продолжать учебу. Слесарное дело они проходили в гараже фабрики, директор сохранил за ними автомобиль, выделил бензин для дополнительных занятий по вождению. Усилия Холопкина увенчались успехом — все курсанты хорошо выдержали экзамены и получили права шофера третьего класса. Сейчас у Холопкина учится еще тридцать шесть человек. Все они готовятся сдавать экзамены на шофера-профессионала. Курсы любителей автодела ведет шофер Василий Петрович Бондаренко — тоже общественник. Он старше Холопкина и годами и водительским стажем. Почти тридцать лет Бондаренко работает за рулем, но так же, к аки Холопкину. ему впервые пришлось стать преподавателем.— Тот, кто пропустит занятия два раза, — заявил он при первой же встрече с курсантами, — может больше но приходить. Нам отстающие не нужны. Когда Бондаренко замечает, что курсант чего-нибудь не понял и ему надо помочь, он не считается с временем, устраивает консультации, назначает дополнительные занятия. Но лодырей Бондаренко не терпит. Все это знают, и в его группе нет ни одного отстающего. Курсы автомобилистов оживили всю организацию. В небольшой комнатке, где находится фабричный комитет ДОСААФ, стало многолюдно. Редакционные коллегии выпускают тут стенгазеты «Советский патриот» и «Курсант». Преподаватели кружков разрабатывают расписание занятий. Недавно окончивший курсы шоферов Николай Белоусов, ставший признанным руководителем автотуризма, вместе с другими владельцами автомобилей — а их на фабрике сейчас немало — намечает маршруты летних путешествий. Обсудить планы работы, сдать членские взносы, посоветоваться сюда приходят активисты из тридцати девяти цеховых организаций. Для каждого члена организации находится живое, интересное дело, и каждый старается вложить в него душу, сделать его как можно лучше. А Николаю Филипповичу уже не приходится на собрании долго приглашать выступить в прениях. Желающих сказать свое слово, внести предложение много. Иначе, впрочем, и быть не может. Ведь в том-то и заслуга Вареника, что он сумел так организовать работу, что каждый член большого коллектива ДОСААФ чувствует себя хозяином организации, болеет за нее, старается помочь ей. А у Вареника появились новые заботы, планы, мечты. Есть на фабрике любители мотоциклетного спорта — надо было их организовать. И вот уже начал работать кружок мотоциклистов. Есть много стрелков — и сейчас рядом с фабрикой строится тир. Некоторые поговаривают о парашютизме, о создании кружка планеристов. И эти мечты реальны. Порукой тому упорство и воля настоящих патриотов — Николая Вареника, Михаила Холопкина, Василия Бондаренко и многих других горячих сердцем советских людей.НЕ ПО УКАЗКЕ , А ПО ПОДСКАЗКЕ.^