Высокий сухощавый мужчина в сером пиджаке, со значком чемпиона на отвороте костюма склонился над столом, расчерчивая большие листы бумаги. Тренер Раменского автомотоклуба ДОСААФ Владимир Михайлов составлял расписание занятий мотоциклетной секции. В дверь осторожно постучали. Михайлов поднял голову. В комнату бочком протиснулся молодой парень. По его лицу бегала виноватая улыбка. - — Здравствуйте, Владимир Николаевич! — А, Павел! — и хотя они не виделись с Павлом Тарасевичем несколько лет — со дня ухода того в армию, — Михайлов приветствовал его более чем сдержанно. — Здравствуй. Наступило молчание. Михайлов внимательно рассматривал Павла и, казалось, был спокоен, только крепко сдвинутые брови выдавали, что Михайлов сердит, очень сердит на Тарасевича. — Пришел? — Пришел, — потупился Павел и принялся мять в руках фуражку. Тарасевич три месяца тому назад демобилизовался из армии. Еще до призыва на военную службу здесь, в Раменском автомотоклубе, под руководством Михайлова Павел начал заниматься мотоциклетным спортом. Д о вольно успешно участвовал в ряде соревнований, в том числе ив гонках по ипподрому. Его считали, как говорится, подающим надежды гонщиком. Но теперь, вернувшись домой, Павел долго не заявлялся в клуб. Михайлову передавали, что он женился, поступил на работу и... частенько выпивает. «Жаль, — думал тренер, — воспитывал, надеялся сделать из него настоящего спортсмена. И так ошибся в человеке!». — Значит, пришел? — повторил он тем же безразличным тоном. Павел вдруг вскинул на Михайлова умоляющие глаза. — Николаич! Дай мне машину. Соскучился я по делу. «Все же не выдержала душа, опять потянуло, — с удовлетворением отмечал про себя Михайлов. — Нет, кто однажды увлечется мотоспортом, тот всегда будет любить мотоцикл». Но когда Владимир встал и заговорил, голос его звучал строго. — Вот что, друг. Машину я тебе дать не могу. Все уже закреплены. Но если ты намерен . всерьез тренироваться, я приму тебя в команду... с одним условием: отремонтируй себе машину сам . — И словно не замечая огорчения Павла, закончил: — Предупреждаю — придется немало повозиться. Павел не ожидал такого оборота дела, у него задрожали губы. — А как бы ты хотел? Мы тут всю зиму восстанавливали мотоциклы, бук-ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВСПОРТСМЕН И ТРЕНЕР• '2£ » » 4 , ' .';:#V;.v''';i:::;:'*:S:i*f.-. Ш£. .:.'.вально, из старья. А ты теперь, пожалуйста, — на готовенькое? — Ладно, — угрюмо проговорил Павел. — Согласен. — И еще условие. Ходили слухи насчет...— Михайлов выразительно пощелкал себя по горлу. — Чтоб этого больше не было! Ясно? — Не будет, — ответил Павел. Через несколько минут Михайлов глянул в окно. Возле гаража столпились гонщики, окружившие Тарасевича, который сидел на корточках перед мотоциклом. Изрядно потрепанная машина производила удручающее впечатление. Но по решительному лицу Павла чувствовалось, что он все равно уже теперь не отступит. Сколько их, молодых, за время работы Михайлова тренером приходило в клуб! Как только раздавался шум заведенных двигателей, над забором, которым был обнесен широкий двор клубного гаража, появлялись головы любопытных подростков. Ребята по целым дням могли наблюдать, как гонщики возятся с машинами, разбирают их, обкатывают. Потом некоторые из них просили научить их ездить на мотоцикле и постепенно становились спортсменами. Так пришли в мотосекцию Юрий Корчинский, Виктор Мигунов, Лев Левин, Людмила Демидова и многие другие. Михайлов хорошо понимал этих ребят, которым, лишь только они впервые сядут за руль машины, хочется сразу с места рвануться вперед на самой высокой скорости. Ни с чем не сравнимое чувство возникающей легкости, окрыленности и было тем главным, чем привлекал к себе мотоцикл. Владимир, еще совсем мальчишкой, сам испытал это ощущение. Жил он тогда в Москве, учился в шестом классе. В ту пору—1936 году — мало кто имел свой мотоцикл. А тут сосед, шофер, приобрел где-то мотовелосипед, старенький, подержанный. Но Владимиру он казался поистине чудом техники. День-деньской, вместо того, чтобы учить уроки, он проводил время у соседа, докучая тому различными «техническими» вопросами. Сосед никак не мог наладить машину — двигатель упорно не желал заводиться. В конце концов, потеряв интерес к капризному «самокату», как он его назы-r tНЕПОДМАЖЕШЬ-НЕУЕДЕШЬ.&хФ,2«За рулем» № 6 вал, сосед разрешил Владимиру «побаловаться» с машиной — все равно на утиль пойдет. Но маленький Володя был другого мнения. Он терпеливо копался в мотовелосипеде, разбирал его, промывал в бензине детали. Школьный учитель, к которому Владимир уже не раз обращался за советом, принес ему книжку по устройству двигателей. И однажды — пожалуй, это получилось даже случайно — мотор затарахтел, заработал. Замирая от предчувствия, что сейчас произойдет что-то необыкновенное, Владимир сел в седло, и машина вынесла его на улицу. С гулом, грохотом, оставляя за собой облако чада, Володя помчался по Сретенке. В этот момент он не думал о том, что надо соблюдать правила уличного движения (да он и не знал их!). Властная сила влекла его вдаль, наполняла восторгом, гордостью. Свисток постового вернул Владимира к реальной действительности. Он хотел затормозить, но не успел и врезался в забор. Мотовелосипед, как и предсказывал его владелец, превратился в металлолом, но юный «гонщик» познал обаяние быстрой езды. И хотя это происшествие закончилось в отделении милиции, где Михайлову пришлось давать объяснения, ничего уже не могло теперь остановить его. Через год он получил права водителя мотоцикла (а затем и автомобиля), а еще спустя год купил собственный мотоцикл. Деньги на покупку были потрачены те, которые Владимир долго собирал на баян. Признаться, нелегко решился он на такую «жертву» — ведь столько лет мечтал о музыкальном инструменте! Но когда в магазине Владимир увидел новый мотоцикл, он забыл о своих колебаниях. Потому-то Михайлов хорошо понимал тех, кто тянулся к мотоциклетному спорту. Он и сам в 1949 году по первому же приглашению, не задумываясь, оставил «высокую должность» (он работал в то время начальником транспортной конторы Райпотребсоюза) и перешел в клуб. Владимир был уверен в себе: чточто, а водить машину он умеет. За его плечами—большая практика и суровая фронтовая школа. В годы Великой Отечественной войны он служил фельдъегерем штаба Северо-Западного фронта. Выполняя задания командования, он исколесил на мотоцикле много тысяч километров по бездорожью, по лесным запутанным просекам, по рыхлым сугробам и по вязким болотам. Трижды лежал в госпиталях и снова возвращался в строй. Особенно тяжелым было последнее ранение. Как-то старшина Михайлов получил приказ: доставить срочный пакет. Вместе с автоматчиком — сопровождающимон ночью выехал на мотоцикле. Дорога пролегала по заросшим балкам, и только в одном месте,где пересекала небольшое мелководное озерцо, выходила на открытый участок. Было известно, что это место хорошо просматривалось и пристрелено противником. Михайлов рассчитал движение так, что сумел проскочить озеро на рассвете, когда над водой еще плыл редеющий туман. Пакет был доставлен в срок. Но на обратном пути мотоциклисты попали под обстрел. Озеро вдруг покрылось разрывами мин. Михайлов прямо перед собой увидел столб воды, в лицо ему ударило огнем, и сразу наступил мрак. Очнулся он только через день. На голове повязка, и — самое страшное — в глазах тупая, ни на минуту не прекращающаяся боль. Врачи не обещали ничего утешительного. Много суток провел Владимир в томительном ожидании, пока с глаз не сняли бинты. Он видел! Правда, вначале весь мир представлялся ему, как бы сквозь матовое стекло, но главное — он видел! Однако, когда Владимир завел речь о том, что пора бы ему вернуться в часть, осматривавший его профессор замахал руками: — Забудьте, дорогой товарищ, о машинах. Вам теперь это категорически противопоказано. Но Михайлов решил не сдаваться. Он договорился с шофером госпитального автобуса и украдкой стал совершать небольшие поездки. Глаза от напряжения слезились, кружилась голова, но усилием воли Владимир старался побороть слабость. И в конце концов добился своего — получил разрешение вновь сесть за руль. «Что-что, а водить машину я умею! — думал Михайлов, когда обкатывал мотоцикл, полученный в Раменском клубе. — Да, пожалуй, и выносливости и настойчивости хватит». Однако в первых же крупных соревнованиях Владимир понял, что этого еще очень мало. Выходя на старт с желанием во что бы то ни стало победить, он проигрывал. И самое обидное было то, что он вкладывал в борьбу все свои силы, не щадил себя. Мокрый от пота, забрызганный с ног до головы грязью, Михайлов пытался, как говорят, взять «на ура»: вел машину с отчаянным риском, только бы «достать» лидера. Но мастера остаются мастерами. Без особых, казалось бы, усилий они уверенно финишировали первыми, а новичок Михайлов отставал от них. Однажды, после очередного поражения, к Михайлову подошел тренер В. Дробицкий. Сочувственно покачав головой, он сказал; — Тут на одну силу нельзя надеяться. Тебе техники спортивной не хватает... И Михайлов начал учиться. Занятия в Центральной школе ДОСААФ открыли ему многое из того, о чем он имел лишь смутное представление. Мотоциклетный спорт, как узнал Владимир,— это не просто состязание в ВОЗИТЬ.смелости; рванул со страта и вперед, авось не догонят. Нет, здесь нужен точный расчет, заранее продуманный план действий. Существует своя мотоциклетная тактика, своя «наука побеждать». И еще — главное, что усвоил Владимир: надо уметь хорошо готовить машину. Это бесспорный залог успеха. Для того чтобы закрепить пол.учейные знания, Михайлов пошел колясочником к опытному спортсмену Михаилу Мурашеву. Целый год они выступали вместе, и Владимир старательно перенимал его приемы вождения трехколесного мотоцикла. Только с 1951 года он вновь стал самостоятельно участвовать в соревнованиях. Владимир Михайлов не принадлежит пока к числу самых известных гонщиков страны, но все спортсмены, которым приходилось сталкиваться с ним на различных трассах, привыкли видеть в этом мотоциклисте-досаафовце грозного соперника. Недаром он много раз завоевывал первые и призовые места в ответственных встречах и общесоюзных чемпионатах. Одинаково сильный в шоссейных и ипподромных гонках, Михайлов особенно уверенно чувствует себя в кроссах — состязаниях на пересеченной местности. Сказывается крепкая армейская закалка. Минувший спортивный сезон памятен Владимиру большим личным достижением. Он стал победителем вторых Всесоюзных многодневных мотоциклетных соревнований. Тщательно готовил Михайлов и его колясочник Борис Медведев машину к этим соревнованиям. Нужно было предусмотреть все: обезопасить мотоцикл от проникновения воды, усилить двигатель, подобрать соответствующие покрышки, обеспечить надежность электрооборудования. Словом, была проделана кропотливая серьезная работа. Шесть дней прошли в напряженной борьбе и принесли гонщику победу. Тренеру Раменского АМК есть что передать своим воспитанникам: опыт многих соревнований, искусство мастерского вождения мотоцикла не только на спортивных трассах, но и на фронтовых дорогах. Сейчас в клубе занимается свыше тридцати спортсменов. Среди них — двенадцать перворазрядников, остальные имеют 2-й и 3-й разряды. Это сильный, дружный коллектив. О его успехах свидетельствуют многочисленные грамоты, призы и кубки, которые получили мотогонщики клуба. Уже с начала нового сезона раменцы одержали несколько побед. Обучая молодых, Михайлов и сам упорно тренируется. 1957 год — знаменателен для всех советских людей тем, что он является годом 40-летия Великого Октября. Стать чемпионом в этом году — заветная мечта каждого спортсмена. И Владимир Михайлов тоже мечтает о победе.АлексейКафанов.Л ЮБИШЬКАТАТЬСЯ - Л ЮБИИ КАМЕРЫ