Ш ^лъсШфа фг£ШНЕДОСТАТКИ ОДНОЙ КНИГИпособия своего рода книгами М ЕТОДИЧЕСКИЕ настольными являются весьма квалифицированной группы читателей — преподавателей. Поэтому вполне естественно, что к подобным изданиям принято предъявлять повышенные требования. К сожалению, вышедшая в Издательстве ДОСААФ книга Н. М. Стеблева «Методика обучения шоферов» (второе исправленное и дополненное издание, 1956), на наш взгляд, во многом не сможет удовлетворить взыскательного читателя, что имеются пособия «непосредственной наглядности». Такое определение вызывает недоумение. Если исходить из концепции автора, можно предположить, что существуют и пособия «посредственной наглядности». Спорны и некоторые другие определения, вроде «изобразительной» и «графической» наглядности пособий. В книге имеются неясности. Называя типы и структуры уроков, автор пишет: «Урочная система — это определенная форма занятий, состоящая из уроков». Но так как понятие урока не объяснено, эта фраза ровно ничего не говорит. Весьма спорен вопрос ио наиболее распространенной структуре урока. Нужно подчеркнуть, что глава седьмая «Методические разработки по разделу теоретической подготовки учащихся» и последующие написаны лучше других. Они дадут преподавателям много полезных сведений. Жаль только, что автор не дал методических указаний по изучению щело-.ных аккумуляторов и карбюратора К-82. К серьезным недостаткам новой книги следует отнести то, что, разбирая вопрос о домашних заданиях, автор ни слова не говорит об особенностях занятий в автошколах, где курсанты занимаются без отрыва от производства. А ведь именно в таких условиях находится большая часть школ ДОСААФ. Но, как это ни странно, вопросы методики обучения без отрыва от производства автором (при молчаливом согласии редактора Е. В. Ефремовой) обойдены. Определяя уровень педагогического мастерства преподавателя (стр. 50), автор не указывает на один из важнейших его элементов — умение владеть речью. Правда, он говорит о постановке голоса, но ведь это далеко не одно и то же. . Неудачно и оформление нниги. Большая часть рисунков выполнена плохо, с ошибками. Вызывает возражение обилие рисунков — около ста. Не было нужды помещать и специальный вкладыш с картой периодической смазки автомобиля, в котором к тому же допущены неточности; Многих недостатков в новой книге можно было бы избежать, если бы издательство поддерживало более тесный контакт с учебно-методической секцией при Центральном московском автомотоклубе ДОСААФ.НОВЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО АВТОМОТОСПОРТУКомитет по физическойкультуреи спорту при Совете Министров СССР утвердил вапреле 1957 года новые Правила соревнований по автомотоспорту. Они вводятся вдействие узке на текущий спортивный сезон. Их содержаниесущественноприближенок действующим международным правилам ФИ Аи ФИМ. В новых Правилах введены те виды соревнований , которые получили широкоераспространение на терр итории СССР — многодневные соревнования на регулярность движения (ралли), с оревнования на фигурное вожд ение автомобилей и мотоциклов, н анаименьший расход горючего и на искусство вождениявусловиях городского движения . К лассификация мотоциклов дополнена машина м3и с рабочим объемом 3вигателяд3 до 50 см , до 75 см и до 175 см . Изложены подробные технические условия для спортивных автомобилей и мотоциклов, а также введена классификация серийных автомобилей по заводским маркам . Разрешено пользоваться автомобилями и мотоциклами неотечественного производства приучастиивмеждународныхсоревнованиях . В прочих соревнованиях разрешено применять некоторые импортныеагрегатыи детали по особому списку, ежегодно утверждаемому Комитетом по физическойкультуреи спорту при Совете Министров СССР. Новыми Правилами вводятся админис трацияимандатнаякомиссия на автомотосоревнованиях и определяются их функции . Главный администратор долж ен иметь судейскую категорию . В то жевремя членам администрации соревн ованиязапрещено входить в состав судейской коллегии. В некоторых видах соревнований (нап ример , по фигурному вождению, по вождению вусловиях городского движ ения ) т ехнический осмотр машин участников признан не обязательным . Поэтому втакихслучаяхв состав судейской коллегии не включается техничес каякомиссия . В соревнованиях , где учет временинахождения каждого участника на дистанциипроизводитсяс точностью до одной минуты , р азрешено пользоваться обыкновеннымии городскими (башенными или электрическими ) часами. При заездах на установление рекордов запрещенодублировать вручную работу автоматическойаппаратурыдлязамера времени. При подсчете скоростей введено ограничение точности подсчета первымзнаком после запятой . Старт ифиниш всякого заезда на установление рекорда должны находиться на одной и той же . высоте над уровнем моря. Если дистанция проходит только в одном направлении (без поворота), то она должна быть пройдена полностью ив обратном направлении . В этом случае спортсмену засчитываетсяпоказанное им среднее время . При заездах по треку, когда длинадистанции не совпадает с целым числом кругов, последний круг должен быть закончен полностью. Время прохождениязаданной дистанции определяетсязамеренной суммой времени по кругам , к роме последнего. К этому прибавляетсявремя прохождения определенной части последующего круга. При этом исходят из предполож ения , что показаннаявпредыдущихкругахсредняя скорость остается постоянной. За подачу необоснованных протестов наспортсменов могут быть наложенывзыскания . Аппсляции подаются только впрезидиум соответствующей коллегии суден. Рационально переработаны формы спортивной документации .IСледует сказать, что еще до выпуска первого издания этого пособия его рукопись обсуждалась в учебно-методической секции Центрального московского автомотоклуба ДОСААФ и там подверглась суровой, справедливой критике . Автор частично учел это. Тем не менее как первое, так и второе издание книги вызывает ряд существенных замечаний. Перечисляя формы бесед со слушателями, автор искусственно разделяет их на виды (стр. 29). В самом деле, попробуйте отличить: «беседу, требующую кратких ответов и перечислений», от «беседы, требующей ответов-объяснений». Есть и такое определение — «развернутая» беседа. Все это, как нам представляется, надуманно и оторвано от учебной практики . Такой же искусственной является и классификация учебно-наглядных пособий (стр. 11). Н. М. Стеблев указывает,М.Шлезингер.ПЕРВЕНСТВО МИРА И ЕВРОПЫ ПО МОТОЦИКЛЕТНОМУ КРОССУР азыгрываемоев этом году впервые первенство мира по мотоциклетному кроссупривлекает большое количество зрителей . Так. на первыйтур розыг рыша , с остоявшийсявЖеневе , собрал ось более 20 тысячзрителей . Второй тур, который проходил в Монтрейле (Франция), п ривлек около 30 тысяч зрителей, с интересом следивших за напряж енной борьбой. Первенство мираразыгрывается на мотоциклах с рабочим объемом двигателя 500 см 5 . Одновременно проводятся соревнования на мотоциклах 250 см 3 — победителю вручается «Кубок Европы». Первый тур первенствапринес успех бельгийским гонщикам — Янзену. Мингельсу и Бэтену. которые заняли первые три места (победитель Янзен выступал на мотоцикле «Матчлес»). Четв ертым был швед Лундин на «ВСА», пят ым — англичанин Арчер на «Нортоне». З аезд на «Кубок Европы» выиграл чехословацкий гонщик Чижек, в ыступав ший на мотоцикле «ЯЕа-250». Он был впереди англичанина Стонбриджа и бельгийца Коллина (оба на немецких мотоциклах НСУ). Во втором туре мирового первенства , являвшемся одновременно соревнованием на «Большой приз Франции», бельг ийцам не удалось подтвердить своего преимущества. Напряженная борьба, р азвернувшаяся на дистанции 50 км. п ринесла победу англичанину Арчеру и шведу Нильсону, о ставившим бельгийцев Мннгельса и Янзена на третьеми четвертом местах. Пятым был фран цуз Клим, в ыступавший на мотоцикле БСА. В борьбе за «Кубок Европы» победителем вышел бельгиец Коллин. Таким образом, по итогам двух туров розыгрышапервенства мира положение лидеров выглядит следующим образом: Я нзен — 11 очков, Арчер и Мингельс — по 10 очков, Нильсон — 6, Бэтен — 4, Лундин — 3 и Клим — 2 очка. В борьбе за «Кубок Европы» т ретий тур розыгрыша снова выиграл чехос ловацкийгонщикЯромирЧижек , однако в четвертом туре, на 1,5-километровой трассев районе Ройтлинга (ФРГ), которую надо было пройти сорок раз, он остался пятым , п роигравнемецкимгонщикамБетцельбахеру . Эстерле, Вальцу и Кемперу. Тем не менее Чижек остается лидером соревновании — он имеет 16 очков: на втором месте — б ельгиец Коллин (13 очков).Б. Конев, судья всесоюзной категории.23