|
14
|
15
|
|
СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ иН АДЭТИМ РАБОТАЮТ СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ О СКОРОСТЬ ВОЗРОСЛА—ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО? ПЕПЕЛЬНИЦУ? О ЧЕРТИК НА РЕЗИНКЕ ПРИВОДИТ К АВАРИИ © Ж ЕЛТЫЕЗа последнее время в связи с ростом скорости движения автомобилей все больше внимания уделяется проблемам безопасности. При этом, создавая или модернизируя автомобиль, инженеры стремятся учесть не только внешнюю безопасность — по отношению к другим видам транспорта и пешеходам, но и внутреннюю — по отношению к людям, находящимся в автомобиле. Различные констепрерывный рост мощности автомобильных двигателей имеет, с точки зрения безопасности, определенное положительное значение. Автомобиль, снабженный таким двигателем, быстрее и увереннее выполняет маневр, иногда даже связанный с известным риском (например, обгон). Вместе с тем все большее значение приобретает надежность и эффективность тормозов, рулевого управления и узлов ходовой части. Улучшение этих узлов достигается, с одной стороны, путем применения мощных сервомеханизмов, увеличения длины рессор, усиления амортизаторов и т. д., а с другой — разработкой принципиально новых конструкций узлов и агрегатов. В частности, разрабатываются задние независимые подвески с наивыгоднейшей кинематикой. За последние годы наблюдается тенденция к сокращению диаметра ободов колес (с 16 до 14 и даже 13 дюймов). Это заставляет конструкторов изыскивать способы повышения эффективности малогабаритных тормозов. В некоторых случаях на автомобилях с ведущими разрезными мостами тормозы переносятся с колес на внутренние концы полуосей. Недавно начали получать распространение раздельные гидроприводы для передних и задних тормозов («Татра»-603), уменьшающие опасность выхода их из строя при разрыве шланга. На серийных автомобилях появляются и более эффективные дисковые тормоза. Очень рациональным является размещение резервуара тормозной жидкости в легкодоступном месте, а также применение прозрачных резервуаров. Вместе с тем много упреков вызывают недостаточно эффективные ручные тормоза, не обеспечивающие стоянки автомобиля с выключенной передачей даже на небольшом уклоне, а тем более не'способные при аварии заменить ножной тормоз. В этом отношении интересна конструкция ручного тормоза на «Волге». Он достаточно надежен ив случае порчи ножного тормоза может быстро остановить автомобиль. Для повышения безопасности движения очень важен тщательный подбор шин по профилю и рисунку протектора. Применение шин, не приспособленных специально для данного автомобиля, во многих случаях становится недопустимым. Все более упрощается и автоматизируется управление автомобилем. На современных машинах наряду с автоматическими коробками передач, которые устраняют операции переключения, устанавливаются сервомеханизмы. Они предельно облегчают пользование рулем, тормозами, а также позволяют поднимать или опускать стекла, регулировать положение сидений простым нажатием кнопок, не отвлекая от наблюдения за дорогой. Правда, из-за экономических соображений автоматика и сервомеханизмы пока еще применяются довольно редко. Полная синхронизация коробки передач, размещение рычага переключения на руле ив ближайшей перспективе автоматическое сцепление — таковы в настоящее время основные элементы безопасности конструкции автомобиля. Некоторые из этих новшеств уже внедрены на новых советских автомобиляхЗИМ-12 и «Волга» М-21, причем на «Волге» будет устанавливаться и автоматическая коробка передач. Для обеспечения безопасности большое значение имеет удобное и легкое пользование не только органами управления, но и всем дополнительным оборудованием (вплоть до зажигалки и пепельницы)- Очень важны возможность изменения посадки во время движения, наличие вентиляции, отопления, т. е. все, что способствует снижению утомляемости водителя.Все нужное водителю должно быть под рукой.нВ дождь, четель и мороз стекло остается чистык-.Огни автомобиля необходимо видеть издалека.Конструкторы заботятся о безопасности водителя и пассажиров.14 РОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИО „ Т УРГОТОРМОЗА " ДЕЙСТВУЮТ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО © ВАЖНОЕ ФАРЫ СВЕТЯТ ЛУЧШЕ О РУЛЬ С ОТОГНУТЫМ ВАЛОМ руктивные усовершенствования, обеспечивающие большую безопасность водителя, пассажиров и пешеходов, помогающие избежать или предотвратить травмы и увечья, ныне относятся к важнейшим достоинствам автомобилей. Мы публикуем статью инженера Научного автомоторного института В. Арямова, посвященную этому вопросу. ЛИ ДЕЛО — Г ДЕ ПОСТАВИТЬ страненное расположение переключателя света фар — под левой ногой водителя — не всегда дает возможность переключить свет в нужный момент, так как нога в это время часто оказывается на педали сцепления. На некоторых автомобилях переключатель размещают под рулем так, чтобы можно было достать его пальцем, не снимая руки с рулевого колеса. Расположение габаритных и сигнальных огней, до последнего времени определявшееся в основном эстетическими соображениями, все более подчиняется их основному назнаобозначать размеры автомобиля. ПодРезкие, громкие звуковые сигналы, необходимые при бычениючетко фарники выносятся на углы оперения или ставятся на верхней строй езде по шоссе, создают в городских условиях сильный части передних крыльев, чтобы их можно было видеть не шум, часто вызывают у пешеходов растерянность, которая мотолько спереди, но и сбоку. Мигающие указатели поворотов, жет быть причиной несчастного случая. Поэтому во многих гопочти полностью вытеснившие семафорные указатели, обычно родах звуковые сигналы запрещены. Однако внезапное и безкомбинируются с габаритными фонарями. Так, например, сдезвучное появление автомобиля часто не менее пугает пешелано в советских автомобилях ЗИМ, «Волга» и ЗИЛ-110. Нехода, чем неожиданный резкий сигнал. На некоторых автомопрерывно расширяется номенклатура сигнальных огней. Стали билях стали применять двойные сигналы: мягкий, негромкий — применяться белые огни заднего хода («Волга»), стояночные городской и сильный — загородный (например, во Франции). огни (для маневрирования на стоянках) и т. д. В последние годы большое распространение получило осСледует отметить, что, несмотря на напряженность уличтекление кузовов легковых автомобилей. Особенно хорошую ного движения в городах, на улицах становится все меньше обзорность обеспечивают панорамические ветровые и задние светофоров, водителям предоставляется больше возможностекла. Обзорность дополнительно улучшается благодаря пристей для выбора наиболее удобной скорости, мест для повоменению так называемой «падающей» формы капота. Такие ротов и т. д. Поэтому световые сигналы на современных автостекла и «падающий» капот применены в конструкции мобилях, особенно в городах, используются почти непре«Волги». рывно. Естественно, что автоматическое выключение указатеВ условиях современного движения для водителя большое лей поворотов, аналогичное применяемому на «Волге» и значение имеет возможность постоянно наблюдать за доро«Москвиче-402», должно стать обычным даже на самых дешегой не только впереди и сбоку, но и позади себя. Широкие вых микролитражных автомобилях. задние окна облегчают это. Но значительную роль играет также правильно расположенное боковое наружное зеркало, Большинство крупных автомобильных катастроф обычно которое позволяет водителю видеть обгоняющие автомобили, связано со столкновениями. При этом если даже кузов автоне отвлекая внимания от наблюдения за дорогой. К сожалемобиля и сохраняется целым, люди получают более или менее нию, такие зеркала ставятся на новые советские автомобили серьезные, а иногда и смертельные ранения и травмы, удапока еще в недостаточном количестве. ряясь о расположенные перед ними детали кузова. Водитель оказывается в лучших условиях, поскольку он, как правило, Специалисты по вопросам безопасности в последнее время раньше предугадывает опасность и успевает прочно укререзко осуждают тех автомобилистов, которые залепляют ветпиться на своем месте, уперевшись руками в руль. ровые и задние стекла своих автомобилей значками клубов, Однако при очень сильных ударах штурвал руля или спицы развешивают перед собой игрушки, загромождают окна багажом, цветами и т. д. Все это уменьшает обзорность и намного лопаются и водитель, натыкаясь на рулевую колонку, получает тяжелые ранения грудной клетки. увеличивает опасность аварии. Различные безопасные конструкции рулей предлагались В ненастную погоду возможность наблюдения за дорогой давно, но на серийных автомобилях они появились лишь в попочти целиком определяется формой и зоной действия следнее время, главным образом в виде рулевых колес с глустеклоочистителей. В настоящее время для гнутых стекол, табоко расположенной ступицей («Тагра»-603), либо с отогнутым ких, например, как на «Волге» и «Москвиче-402», применяются в сторону рулевым валом, заменяющим спицу («Ситроен» стеклоочистители с гибкими щетками, а для панорамических — ДБ-19) Наилучшим конструктивным решением, пока еще не иногда даже четырехщеточные. Появились стеклоочистители осуществленным на практике, вероятно, будет телескопичеи на задних окнах. В некоторых автомобилях ставят опрыскиская пружинная рулевая колонка, которая к тому же позволит вающие приспособления, смывающие со стекол подсохшую регулировать положение руля относительно сиденья. грязь. На капотах современных автомобилей нередко можно увидеть прозрачные плексигласовые дужки, отбрасывающие Пассажир, сидящий рядом с водителем, при катастрофах, вверх от ветрового стекла вместе с потоком встречного возкак правило, ударяется головой о ветровое стекло, верхний духа и мошкару Это особенно важно при дальних поездках. край рамы переднего окна или щиток приборов. Сейчас находят применение накладки из губчатой резины для нижних В холодную погоду необходимы обдув и обогрев ветровых и верхних краев рамы переднего окна и щитков приборов, стекол. Поэтому дефростер становится неотъемлемой частью Пассажиры, находящиеся на задних сиденьях, при авариях оборудования современного автомобиля. Кроме того, теплый воздух иногда подводится не только к лобовым, но ик пеоказываются всегда в лучших условиях. Поэтому детей рекомендуется сажать только на задние сиденья. Для маленьких редним боковым окнам. В последнее время выдвигается трепассажиров на автомобилях последних выпусков за рубежом бование об обогреве и задних стекол. устанавливаются специальные сиденья с ремешками. Как • Эффективное освещение дороги и отчетливая световая Европе, так ив Америке начали применяться лямки и ремни сигнализация необходимы для каждого современного автомодля пристегивания к сиденьям и взрослых пассажиров. биля. Во Франции в фарах ставят преимущественно 50-ваттные Не все из описанных выше конструктивных мероприятий и лампы желтого света, менее слепящего и более действенного приспособлений оправдали себя на практике. Некоторые из при тумане, чем обычный белый свет. Желтые низко распоних оказались лишь данью моды и быстро вышли из употребложенные противотуманные фары широко применяются в Европе на легковых, грузовых автомобилях и автобусах в каления. Однако тщательная проработка всей конструкции автомобиля, начиная с его компоновки, выбора типов и схем главчестве стандартного или дополнительного оборудования. нейших узлов и механизмов и кончая расположением и форНо проблема устранения ослепления водителя светом фар мой самых мелких деталей оборудования кузова является, встречных автомобилей, крайне важная для безопасности двибезусловно, очень важным делом. жения, до сих пор еще не решена Правда, появились так называемые асимметричные фары (см. «За рулем» № 9 за 1956 г.), но пока большинство водителей при встречах на доИнж. В, Арямов. Рисунки автора, роге пользуется ближним светом. Однако наиболее распро15