10
11
Какой лам нуженЧТО ТАКОЕ ВСЕХ»? АВТОМОБИЛЬ «ДЛЯЭТО УДОБНАЯ, ПРОСТАЯ И ДЕШЕВАЯ МАШИНА.«СЕМЕЙНЫЙ» И ТУРИСТСКИЙ АВТОМОБИЛИ — В ЧЕМ РАЗНИЦА? • ПОЧЕМУ ПОДОРОЖАЛ «МОСКВИЧ»?СКОЛЬКО ДВЕРЕЙ НУЖНО ДЕЛАТЬ? С ОБЛОЖКИ ЖУРНАЛА — В ЗАВОДСКИЕ ЦЕХИ!— ГОВОРЯТ КОНСТРУКТОРЫ НАМИ.D конце апреля текущего года в "Институте комплексных транспортных проблем Академии наук СССР состоялась конференция по вопросу о развитии техники автомобильного транспорта в соответствии с требованиями народного хозяйства. Ученые и работники автомобильных заводов, эксплуатационники и спортсмены заслушали и обсудили доклады о требованиях к современным автомобилям и, в частности, о том, каким должен быть автомобиль индивидуального пользования. О легковом автомобиле «для всех» говорят уже давно. Этот вопрос интересует миллионы советских людей. Чем больше растет благосостояние советского народа, тем быстрее увеличивается количество автомобилистов. Самые разные люди садятся за руль автомобиля — разные и по возрасту, и по характеру, и по опыту управления автомобилем. Одним машина помогает в работе, другим украшает отдых, третьи занимаются автомобильным спортом. Это и определяет требования к конструкции автомобиля «для всех». Он должен удовлетворять самым различным запросам. Большинству автолюбителей машина нужна для поездок внутри населенных пунктов ив их окрестностях. Расстояния при этом, как правило, сравнительно небольшие, дороги относительно хорошие. Здесь режим движения, особенно в условиях города, зависит прежде всего не от максимально возможной скорости, а от разгонной динамики автомобиля. Нагрузка машины в этом случае бывает либо неполной, либо кратковременно полной. Такой автомобиль может иметь сравнительно невысокую максимальную скорость и должен быть высоко экономичным. Автомобильный туризм — увлекательный и интересный отдых. Неудивительно, что количество автотуристов растет с каждым годом. Туристический автомобиль имеет свои особенности,обусловленные самим характером дальних путешествий и разнообразием дорожных условий. Для туристического автомобиля уже имеет существенное значение показатель максимальной скорости. Такая машина должна иметь удобные для дальних путешествий откидывающиеся передние сиденья, вместительный багажник. Тут обязательно должны быть предусмотрены устройства для обеспечения удобного ночлега внутри салона. Туристические маршруты проходят по разным дорогам. Поэтому возникает необходимость повышения проходимости машины за счет применения дополнительных приспособлений. Конечно, нет смысла применять для туристских поездок специальные автомобили высокой проходимости, но приспособления, повышающие его проходимость, необходимо предусмотреть. В соответствии с этим желательно, по мнению участников совещания, иметь три различных класса автомобилей индивидуального пользования: Автомобиль для городских поездок с рабочим объемом двигателя 0,6—0,7 л должен иметь 4 места, причем два задних должны откидываться, обеспечивая возможность перевозки небольшого количества хозяйственных грузов (телевизор, швейная машина и др.). «Семейный автомобиль» с рабочим объемом двигателя около 1,5 л стремя типами кузовов: четырехместным закрытым, комбинированным грузопассажирским и двухместным спортивным. Такой автомобиль, пожалуй, можно назвать «семейным», так как он отвечает почти всем требованиям, которые может предъявить к автомобилю небольшая семья. Туристический автомобиль с рабочим объемом двигателя 2,0—2,5 лс теми же типами кузовов, как и автомобили с рабочим объемом двигателя 1,5 л. Особенно большой интерес проявляют советские автолюбители к автомобилям класса 0,6—0,7 л. Если в Италии 96 процентов всех выпускаемых автомобилей составляют микролитражки и малолитражки, то в нашей стране автомобилей с рабочим объемом двигателя 1,0—1,5 л выпускается немногим более 50 процентов, а микролитражные автомобили и вовсе не изготовляются. Таким образом, автомобилисты вынуждены покупать машины с большим рабочим объемом цилиндров, неэкономичные в условиях индивидуального пользования. Между тем за последнее время у ыекоторых конструкторов появилось стремление увеличивать литраж двигателей. Это наглядно можно видеть на примере модернизации «Москвича». Рабочий объем, и без того достаточно большой, был увеличен. Правда, комфортабельность и технические показатели автомобиля улучшились, но вместе с тем возросла и его продажная цена. Конечно, «Москвич-402» должен выпускаться. Но наряду с этим надо, наконец, начать выпуск микролитражного автомобиля. В связи с тем, что автомобиль для индивидуального пользования в большинстве случаев эксплуатируется при неполной нагрузке (1 или 2 человека), в первых двух названных классах машин целесообразно применение двухдверных кузовов, как более дешевых. Но необходимо сохранить и существующий четырехдверный кузов. Часть автомобильных кузовов должна обязательно иметь сдвигающуюся крышу. Раньше у нас изготовляли автомобили-кабриолеты с откидывающимся верхом. Московский и Горьковский автозаводы вынуждены были от них отказаться, потому что безрамная конструкция этих кузовов оказалась недостаточно прочной. Сдвигающаяся же часть крыши не уменьшает прочности кузова и очень удобна. Хранение машин без гаражей или в неотапливаемых гаражах, отсутствие простейшего гаражного оборудования и, как правило, малоквалифицированное техническое обслуживание силами самого владельца обусловливают необходимость всемерного упрощения и сокращения операций по регулировке и техническому обслуживанию автомобилей, выпускаемых для индивидуального пользования. Надо уменьшить количество точек смазки, обеспечить легкий и удобный доступ ко всем агрегатам. Много трудностей встречается при уходе за кузовом. Чрезвычайно сложно, например, очищать обивку от пыли и грязи. Поэтому лучше всего применять обивочную ткань с водоотталкивающей пропиткой (такая ткань выпускается в нашей стране). Конструкторы должны тщательно продумать конструкцию кузова ис точки зрения его антикоррозийности, улучшения внешнего вида и, главное, прочности. Для продления жизни автомобиля нужно ввести в конструкцию двигателя устройство, обеспечивающее пуск его в холодное время года. Таких приспособлений двигатели отечественных автомобилей до сих пор не имеют, хотя 83%> всей территории страны лежит в полярной и умеренно-холодной зонах. Охлаждение двигателя водой приводит в зимних условиях к возможности размораживания водяной рубашки. Такой опасности можно избежать, применив воздушное охлаждение двигателя. Это особенно оправдывает себя в микролитражных двигателях. К автомобилям класса 2,0—2,5 литра давно пора наладить выпуск легких прицепов. Они особенно нужны для туристских путешествий. Только учитывая особенности эксплуатации автомобилей индивидуального пользования, можно создать надежные и удобные автомобили, удовлетворяющие всем предъявляемым к ним требованиям. Инж. А. Майоров. Институт комплексных транспортных проблем Академии наук СССР.10 автомобиль?«МОСКВИЧ» ДОЛЖЕН БЫТЬ УДОБНЫМ Газета «Комсомольская правда» недавно сообщила о том, что есть проект двухдверной конструкции автомобиля «Москвич», который позволит заводу, выпускающему этот автомобиль, сэкономить 40 миллионов рублей за счет уменьшения трудоемкости изготовления дверей. Внедрение этого предложения тормозится лишь отсутствием прессов необходимой мощности. С таким «рацпредложением», по нашему мнению, согласиться нельзя. Представьте, что мы сдали в ателье заказ на пошивку брюк, а там обсуждают вопрос: «Сколько рублей моо/сно сэкономить в ателье, если вместо брюк сшить трусы?» Примерно в таком о/се полооюении оказывается автомобилист, читающий сообщение о замене четырехдверной модели на двухдверную. Тот, кто ездил на двухдверных машинах, знает, сколько с этим связано неудобств. ДЛЯ того чтобы попасть на заднее сиденье, надо протискиваться в узкую часть дверного проема, через откинутую стенку переднего сиденья, предварительно согнав с переднего места пассао/сира. Проектируя новые автомобили, нуо/сно заботиться прежде всего об удобствах для пассао/сиров, а не «повторять зады», возвращаясь к старым, неудобным конструкциям. Москва. А. Грошиков. ЗАЧЕМ ВОЗВРАЩАТЬСЯ К СТАРОМУ? Прочитав в «Комсомольской правде» заметку «О новом «Москвиче» и сорока миллионах экономии», я и мои товарищи были не мало удивлены тем, что в автомобиле «Москвич» предполагается сделать вместо четырех имеющихся дверей только две. Как известно, сама идея двух дверей не нова. Такие автомобили еще до Отечественной войны выпускались в разных странах. Однако из-за очень большого неудобства при посадке и высадке пассао/сиров из автомобиля заводы были вынуо/сдены отказаться от подобной конструкции. Автор заметки т. Долгинова, видимо, никогда не имела дела с автомобилями и не потрудилась разобраться в вопросе, о котором пишет. Взять хотя бы утверждение о том, что в двухдверном «Москвиче» можно перевозить громоздкие грузы. Мы не знаем, что имеет в виду автор. Видимо, он собирается возить в «Москвиче» мебель. Не мешало бы ему вспомнить, что для этого выпускается специальная модель «Москвича» с грузопассажирским кузовом. А. Кравченко, ино/сенер-механик; Г. Горячева, инженер-механик Алма-Ата. и другие. 2* Итак, нет сомнения, нам нужен микролитражный автомобиль. Но какой? На этот вопрос конструкторы НАМИ, проводившие в последние годы в содружестве с Ирбитским и Серпуховским мотоциклетными заводами работы по созданию различных микролитражных машин, отвечают эскизами, которые помещены на обложке этого номера. Как видно из рисунков, конструкции микроавтомобиля могут быть очень разнообразными. Однако если речь идет о создании массовой конструкции, то в ней должны быть прежде всего учтены общие требования большинства потребителей: 4-местный просторный кузов с большим багажником при умеренных габаритах и весе машины; непритязательный к топливу и климатическим условиям двигатель; низкий расход топлива; хорошие проходимость, маневренность и обзорность (последние два требования очень важны для многих не слишком опытных автолюбителей). Надо помнить, что такой массовый автомобиль должен быть рассчитан на выпуск в течение нескольких лет, и поэтому его конструкция должна быть перспективной, опережающей сегодняшний уровень автомобилестроения. Этим требованиям более всего отвечают автомобили, изображенные под номерами 3, 4 и 5. Все они — разновидности одной и той же машины с обтекаемым (3), упрощенным (5) и спортивным (4) кузовами. Таная компоновка, с задним расположением двигателя и выдвинутым вперед сиденьем водителя, применена на советских опытных автомобилях «Белка». Под номером 1 изображен автомобиль более привычного вида. Однако при равной вместимости он должен уступать вышеописанным автомобилям по некоторым показателям: он длиннее и тяжелее их, имеет несколько худшие маневренность и обзорность. Рассмотренные автомобили ( 1 , 3, 4, 5), по замыслу, снабжены 2-цилиндровым двигателем Ирбитского завода с рабочим объемом 0,65 ли принудительным воздушным охлаждением. Подвеска всех колес — независимая, стержневая или пружинная, шины — низкого давления, размером 5.00—10, тормоза — с гидравлическим приводом. Кузов — несущий, в виде штампованного днища с высокими бортами и приваренными к нему стенками. В конструкции кузова возможно широкое применение пластмассы. С использованием агрегатов такого автомобиля может быть создан маленький вездеход — амфибия (эскиз 8), который с удовольствием приобретут рыбаки и охотники; он очень удобен в сельской местности. На остальных эскизах — машины меньшей вместимости. Трехместную (2) и двухместную (6) можно изготовлять на базе агрегатов серпуховской мотоколяски. На базе агрегатов мотоколяски можно выпускать спортивный одноместный трехколесный автомобиль с «моторным передком» и поддерживающим задним колесом (7). Двухместная машина (6) отличается тем, что облицовка ее кузова не имеет двояковыпуклых поверхностей и может быть изготовлена без применения вытяжных штампов. На некоторых изображенных на обложке машинах дверцы заменены крышками или откидными колпаками. При низком кузове микроавтомобиля обычная конструкция дверей оказывается неудобной. Не только авторам эскизов, но и всем советским людям хотелось бы поскорее увидеть микроавтомобили, воплощенными в металле. Однако пока, к сожалению, дело сводится к постройке немногих опытных образцов ик бесконечным дискуссиям о том, какой из них можно взять в качестве прототипа. Пора, наконец, от слов перейти к делу!Эскизы на обложке выполнены: В. Арямовым (5, 7 и 8), Ю. Долматовским (2 и 3) и Э. Молчановым (1, 4 и 6).11