20
21
ОДНООСНЫЙ ТЯГАЧ МАЗ-529Этот новый одноосный тягач МАЗ-529 создан творческим коллективом конструкторов Минского автомобильного завода. Он отличается от обычных тягачей тем, что у него только одна пара колес. Предназначен такой тягач для буксировки различных строительных и дорожных орудий (скрепер, самосвал, к рани др.). З акончившиеся недавно заводские испытания показали, что тягач, Имеющий тяговое усилие 9000 кг, легко может перевозить прицепыс сыпучим грузом до 10 кубометров и весом до 25 тонн. Максимальная скорость автопоезда стаким тягачом —- 40 км/час. На нем установлены двухтактный дизельный двигатель ЯАЗ-206, р азвивающий мощность 165 л. с , м еханическая пятиступенчатая трехходовая коробка передач от автомобиля ЯАЗ-210 и двухступенчат ая одноходовая раздаточная коробка. Тормоза выполнены с пневматическим приводом на колеса тягачаи прицепа, рулевой механизм имеет гидравлический усилитель следящего типа.ВЕРХНЕКЛАПАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ «МОСКВИЧ-407»На Московском заводе малолитражных автомобилей заканчиваются работы по подготовке производства верхиеклапанного двигателя мощностью 45 л. е., предназначенного для установки на выпускаемый сейчас автомобиль «Москвич-402». Новый двигатель, получивший индекс 407. отличается от старого прежде всего благоприятной весовой характеристикой. При тех же габаритах он имеет больший рабочий объем цилиндров (1358 см', диаметр цилиндров 76 мм, ход поршня 75 мм). Высота блока к тому же уменьшена на 23 мм. Все это дало снижение веса двигателя до 133 кг, что определяет вполне благоприятный удельный параметр — 2,95 кг/л. с. Литровая мощность равна 33,1 л. с./л. Блок цилиндров отлит из серого чугуна вместе с верхней частью картера. Цилиндры двигателя имеют короткие сухие антикоррозийные гильзы ыз специального чугуна. Головка цилиндров — алюминиевая, к амера сгорания в поперечном сечении — полуклиновая; форма ее допускает механическую обработку всех поверхностей, что обеспечивает одинаковую степень сжатия (7 : 1) во всех цилиндрах. Другим достоинством нового двигателя является прочность и надежность его кривошипно-шатунного механизма. Стальной, динамически сбалансированный трехопорный коленчатый вал с противовесами имеет развитые шатунные шейки (48 мм), подвергнутые поверхностной закалке токами высокой частоты. Они вращаютсяв тонкостенных биметаллических сменных вкладышах. В верхних головках шатунов запрессованы бронзовые втулки. Плавающие поршневые пальцы имеют пружинные стопорные кольца круглого сечения, предохраняющие пальцы от осевого смещения. Кулачковый вал расположен в нижней части блока цилиндров. Привод к клапанам осуществляется при помощи системы штанг и коромысел. В целях обеспечения неизменности тепловых зазоров в приводе клапанов, н а торцах их стержней предусмотрены специальные наконечники, имеющие высокую твердость и сопротивляемость истиранию. Наконеч-ники эти — сменные, и при появлении износа заменяются другими. Каждый клапан имеет две пружины — в случае поломки одной из них другая предохраняет от выпадания клапанав цилиндр исвязанныхс этим возможных повреждений головки цилиндров, поршней и пр. Для того чтобы избежатьрезонансных колебаний витков (а вернее, для «самопогашения» этих колебаний), к лапанные пружины каждой пары подбираются с противоположно направленной навивкой. Седла клапанов в головке блока цилиндров — вставные. Весь механизм привода клапанов зак рывается сверху стальной штампованной крышкой головки блока, имеющей два люка, которые открывают доступ к клапанному механизму при регулировке зазоров между стержнями клапанов и коромыслами. Впускная труба и выпускной коллектор располагаются с противоположных сторон головки блока цилиндров. Все эти конструктивные и технологические особенности нового двигателя в условиях эксплуатации имеют первостепенное значение. Система смазки — комбинированная, масляный насос — шестеренчатый. Несмотря на относительно невысокую степень сжатия, двигатель является для своего класса довольно экономичным (минимальный удельный расход топлива 230 г/э. л. с. ч.). На режиме скоростей от 40 до 60 км/час автомобиль «Москвич-402» с новым двигателем расходует 7—8 литров бензина на 100 км пробега.Важным параметром тягача является угол въездаравный 19°. Габаритные размеры новой машины : длина — 4500 мм, ш ирина — 2950 мм. Колея равна 2300 мм, просвет под мостом — 570 мм. Сухой вес тягача — 8500 кг.ДВУХОСНЫЙ ТЯГАЧ МАЗ-529Двухосный тягач на пневматическом ходу, созданный конструкторами Минского автомобильного завода, найдет себе широкое применение, особенно на строительных и дорожных работах. Он имеет специальное устройство для буксировки скрепера, п рицепаи для навески бульдозера. На тягаче установлены такойже двигатель (165 л. с.) и коробка передач, что ина одноосном тягаче МАЗ-529, но привод осуществляется на два ведущих моста, а раздаточная коробка имеет межосевой диференциал. Имеется также одноступенчатый реверс, двухступенчатая главная передача с коническим ипланетарным редукторами.ТЯГАЧ-ЛЕСОВОЗ МАЗ-532Для бестрелевочной вывозки древесины с лесосеки конструкторы Минского автозавода создали новый тягач-лесовоз МАЗ-532, работающий с прицепомроспуском. Тягач этот представляет собой двухосный автомобиль повышенной проходимости, имеющий два ведущих моста — передний и задний. Главная передача ведущих мостов состоит из двух редукторов: в картере заднего моста ивнаружной ' ч асти ступиц колес (общее передаточное число главной передачи 21,5, т. е. 3,363X6,4). Кроме того, имеется двухступенчатая раздаточная коробка с коническим симметричным межосевым диференциалом. На тягаче-лесовозе установлен мощный дизельный двигатель производства Ярославского автозавода (165 л. с ) . Он обеспечивает скорость автопоезда с рейсовой нагрузкой (20 кубометров древесины) по грунтовым дорогам до 15 — 20 км/час. Максимальная скорость тягач а — 45 км/час. Тягач МАЗ-532 может быть также использован для монтажа специального оборудования.АВТОПОЕЗД ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЕЙВ конце сентября с территории Московского завода малолитражных автомобилей отправился в свой первый эксплуатационный рейс необычный автопоезд. Он был нагружен... девятью новыми автомобилями «Москвич-402», предназначенными для автолюбителей г. Запорожья. Пройдя расстояние в 1000 км, автопоезд израсходовал ровно втрое меньше горючего, чем понадобилось бы, если бы автомобили шли своим ходом. Кроме того, «Москвичи» были доставлены потребителю совершенно новыми, с пломбами завода. Автопоезд, состоящий из тягача МАЗ-200В с надстройкой и полуприцепом несущей конструкции, спроектирован по предложению рационализатора В. 3. Б аширова конструкторским бюро автоприцепов Научного автомоторного института (НАМИ). Он может перевозить одновременно 9 автомобилей «Москвич-402», либо 6 автомобилей «Победа». В ближайшее время на одном из заводов Министерства автомобильного транспорт а РСФСР будет выпущено еще несколько автопоездов для перевозки автомобилей.Тормоза имеют пневматический привод на все колеса, руль снабжен гидроусилителем. На тягаче устанавливается двухбарабанная лебедка с пневматическим управлением (тяговое усилие на каждом барабане — 3 тонны). Тягач весит 18 350 кг (с балластом 2,5 тонны) и может буксировать прицеп общим весом 18 тонн со скоростью 30 км /час. Габаритные размеры : д лина — 5400, ш ирина — 3150. Ваза — 2400 мм. колея — 2380 мм. просвет — 570.20 ТРАКТОР ДТ-56К 40-й годовщине Великого Октября коллектив Сталинградского тракторного завода подготовил опытную партию нов ыхгусеничныхтракторов ДТ-56, значительно отличающихся от тракторов ДТ-54. Прежде всего новый трактор весит более чем на тонну меньше ДТ-54. Он более компактени по габаритам — длине, ш иринеи высоте. На нем установл ендизельный двигатель, р азвивающий мощность 55 л. с. при 1500 об/мин. Крут ящий момент передаетсячерез восьмис тупеччатую коробку передач, смонтир ованнуюв одном корпусес задним мостом. Последний оборудован планет арныммеханизмом поворота с большим передаточным отношением, что позволило снизитьпередаточныечислаи нагрузки в коробке передач. Трактор имеет герметизированную кабину с приточной вентиляциейи отоплением, г идравлическиймеханизм для управления навесными сельскохозяйств еннымимашинамииорудиями непосредственно из кабины . Двигатель ДТ-56 расходует топлива 190 гр/э. л. с. ч.ГАЗ-137? вЭИКЗ^шЯШШШШтабельности. Он имеет восьмицилиндровый верхнеклапанный двигатель мощностью 180 л. с , о тличающийся хорошими весовыми параметрами : будучи гораздо более мощным, чем двигатель ЗИМ, он весит меньше на 13 кг. Это достигну: то широким применением легких сплавов, а также установкой литых коленчатого и кулачкового валов (вместо кованых). В автомобиле ГАЗ-13 имеется гидромех аническаятрансмиссияс автоматической коробкой передач, что значительно облегчает управлениемашиной .На Горьковском автомобильном заводе создан опытный образец нового легкового автомобиля ГАЗ-13, который должен прийти на смену выпускающемуся сейчас автомобилю ЗИМ. На снимке вы видите гипсовую модель этого автомобиля, в ыполненнуюв натур альную величину; по ней и изготовлен опытный образец автомобиля в металле, который проходит сейчасдорожные испытания в различных климатических условиях. Семиместный лимузин ГАЗ-13 задуман, к ак автомобиль повышенной комфорНОВЫЕ СПОРТИВНЫЕ МОТОЦИКЛЫЦентральное конструкторское бюро мотоциклостроения (г. Серпухов) сконструировало и изготовило две новые модели мотоциклов 3с рабочим объемом двигателя до 125 см (С-155) и до 500 смЗ (С-555). Мотоцикл С-155 (рис. 1) имеет следующую техническую характеристику: Мощность двигателя — 14,5 л. с. при 10 000 об/мин. Число ступеней в коробке передач — 5 Размер иолес — 2,50 — 19 Вес мотоцикла (сухой) — 90 кг Максимальная скорость — 140 км/час.МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТРАКТОР ДТ-54МНа Харьковскомтракторном заводе имени Серго Орджоникидзе изготовлена перваяопытнаяпартия модернизированн ыхтракторов ДТ-54М, о тличающихся от стандартной модели ДТ-54 целым рядом важнейших усовершенствований. М одернизациякоснулась главным образом двигателя, мощность которого пов ышенас 54 л. с. до 75 л. с. Форсировка двигателя позволяет теперь вести работу наповышенных скоростях. В результате модернизации изменена также конструкция коробки передач (которая выполнена шестиступенчатой) и введен полностью независимый привод вала отбора мощности. Трактор оборудован гидравлической навесной системой иагрегатируетсяс пятикорп усным плугом. По сравнениюс трактором ДТ-54 новая машина обеспечивает повышение производительности труда на пахоте на 35 — 50%. Она может работать такжес безмоторным прицепным комбайном. Значительно снижен удельный вес трактора , п риходящийся на 1 л. с. мощности двигателя. Он равен 70 кг/л. с. вместо 96 кг/л. с. у стандартного тракт ора ДТ-54.Рис. 2.В гонках на первенство СССР на этом мотоцикле был применен полуобтекатель. Мотоцикл С-555 (рис. 2) имеет следующую техническуюхарактеристику : Мощность двигателя — 50 л. с. п ри 8000 об/мин. Число ступеней! в. коробке передач — 4 Размер колес: переднего — 3.00 — 19 заднего — 3,25 — 19 Вес мотоцикла (сухой) — 146 кг Максимальная скорость — 190 км/час. Двухцилиндровый четырехтактный двигатель С-555 имеет два верхних распределительных вала, ц илиндрическиеклапанныепружиныи толкатели в виде опрокинутыхстаканчиков , охватывающ ихпружины . Коленчатый вал собран из отдельных частейнапрессовых посадках. Подшипник нижней головки шат уна — роликовый сдюралевым сепаратором. Для улучшения обтекаемости мотоцикла на нем устанавливаетсялегкий полуобтекатель руля • и обтекаемый щиток заднего колеса, соединенный с седлом водителя. Многие детали изготовлены из магниевого сплава . Это снизило весмашины .Рис. 1.Двигатель С-155 — одноцилиндровый четырехтактный , с двумяверхними расп ределительнымивалами . Диаметр цилиндра — 58,5 мм, ход поршня — 46 мм. Короткий ход поршняснижает его скорость, позволяет увеличить диаметр впускного клапанаиувеличить наполнение цилиндра горючей смесью . В системе газораспределения применены шпилечныепружиныирычажки (рокеры), что позволяет уменьшить вес деталей привода клапановиповысить число оборотов двигателя. На двух мотоциклах С-155 была установлена с целью проверкивусловиях эксплуатации экспериментальнаякоробка передач. Она отличается тем, что замыкание шестерен на валах происходит при помощи роликов. Передняя вилка мотоцикла — телес копическая , с мостиком жесткости , связывающим подвижные трубы обоих перьев. Подвеска заднего колеса — маятникового типас пружинно-гидравлическим амортизатором.21