К ак первичные организации СВАЗАРМ обучают водителейчехословацкоП ервичные организации все большую го СВАЗАРМ играют комился с расположением рычагов и других органов управления, их назначероль в деле подготовки водителей. Д о нием, после чего начиналось собственно недавнего времени этим занимались в обучение. Пока он не мог четко и быстосновном областные автомотоклубы и ро реагировать на команды «ручной их филиалы, однако сейчас можно натормоз», «сцепление», «ножной торзвать уже немало вполне сформировавмоз», «убрать», «встать в ряд» и пр., не шихся курсов водителей ив первичных умел по команде «стой» нажимать одорганизациях. Хотя их ни по общему новременно на педали сцепления и торчислу, ни по количеству членов нельзя мозов, его обучали на мотоцикле, стоеще сравнивать с курсами и школами ящем на подставке. Только после полупри автомотоклубах, это — обнадежичения таких навыков ему разрешали вающее начинание. Многие трудящиеся съезжать без включенного двигателя с Чехословакии, которые благодаря нехолма, чтобы он привык к управлению уклонному повышению жизненного машиной. При этом он должен был выуровня в стране, копят или уже накополнять указанные выше команды. На пили деньги на приобретение машиполовине спуска преподаватель, шедший ны, смогут получить водительские правсе время рядом с учащимся, пускал ва, так сказать, «без отрыва от произдвигатель и подавал, помимо других, водства», т. е. в первичных организакоманды: «меньше газа», «немного циях тех заводов, учреждений и предбольше», «стой». Это делалось для того, приятий, где они работают. чтобы учащийся привык к шуму двигателя и научился «чувствовать» руль. ВниОдной из первых создавших курсы зу машину поворачивали, на нее подсамотоциклистов была, например, первичживался преподаватель, и тогда с разная организация СВАЗАРМ на заводе гона оба въезжали на холм. имени В. И. Ленина в Плзне-Доудлевцах. Уже летом 1954 года здесь началась подПодобный способ обучения оправдал готовка к началу занятий. Поскольку свасебя. Все учащиеся уже после первого зармовцы завода были своего рода 'нозанятия усвоили основные навыки управваторами, им пришлось разрешать мноления машиной. Вскоре занятия перенежество вопросов, прежде чем удалось сли с территории завода на луг. Здесь организовать курсы. Однако товарищи учащиеся научились набирать скорость не ждали того дня, когда все будет гопри малом, газе, класть ноги на педали тово, а сразу приступили к делу. Один сразу после разгона, разворачиваться из активистов организации т. Кудра сона возможно меньшем пространстве. брал группу изучающих правила движеВ это время преподаватели курсов ния, а другой, т. Прохазка, начал вести прочитали статью о том, как организозанятия по изучению устройства мотовано обучение водителей в первичных цикла. организациях ДОСААФ . Их в первую очередь заинтересовало групповое обуПосле того как курсы были организачение, и они решили применить этот меционно оформлены и официально полутод. Вместо первоначального получаса, чили «право на существование», оба отводившегося на обучение одного учаСельская первичная организация СВАЗАРМ обучает также новых трактористовщегося вождению мотоцикла, теперь 5—10 учащихся чередовались каждые и комбайнеров. две минуты. Такой метод обучения оказался очень эффективным, и занятия стали гораздо интереснее. Хотя плзенским свазармовцам и пришлось при организации своих первых курсов преодолевать различные трудности, они весной 1955 года подготовили первых мотоциклистов. С нетерпением ив то же время с известными опасениями ждали экзаменов учащиеся, инструкторы и преподаватели. Хорошо ли справились они с порученным им новым делом? Ответ на этот вопрос дали результаты экзаменов. Экзаменаторы из транспортного инспектората поставили учащимся преимущественно следующие оценки: за знание правил — 1, за знание материальной части — 2, за вождение—-1 (в учебных заведениях Чехословакии высшим баллом является 1, а низш им — 5. Прим. ред.). Когда в прошлом году мы снова посетили свазармовцев завода имени В. И. Ленина, они рассказали, что подготовили уже 1500 водителей. И сегодня их деятельность может служить примером целеустремленной работы по подготовке автомобилистов и мотоциклистов в первичных организациях СВАЗАРМ. преподавателя с еще большей энергией принялись за дело. Первый из них собственноручно изготовил большие макеты перекрестков и иллюстративные материалы — своего рода плакаты по материальной части мотоциклов. Второй отобрал из числа забракованных и поврежденных деталей наиболее ценные, собрал из них узлы и агрегаты, благодаря чему курсы получили разнообразные учебные пособия. Когда учащиеся под руководством преподавателей изучили правила движения, в программу обучения была включена санитарная подготовка. Вместе с обучением вождению начались регулярные занятия по изучению техники и эксплуатации машин. Весь курс разделили так, что по вторникам и пятницам с 14 часов 30 минут до 17 часов 30 ми нут проводились теоретические занятия, а в остальные дни, включая воскресенья и праздники, — вождение. Для практического обучения учащихся курсов городской автомотоклуб выделил мотоцикл ЯВА-350. Преподаватели решили вести обучение вождению на машине без двойного управления. Инструктора, сидящего сзади, снабдили выключателем, чтобы он мог со своего места выключать зажигание. К педали ножного тормоза приварили вспомогательную педаль, нажимая на которую, инструктор может тормозить, если учащийся в какой-либо сложной ситуации растеряется. Первые занятия по вождению состоялись на территории завода, примерно на 200-метровом пологом склоне. Машина была неподвижной (на подставке), на ней сидел учащийся, а в трех шагах перед ним стоял преподаватель. Учащийся зна-