ПО БЕЗДОРОЖЬЮдуется. Цепи противоскольжения в этих условиях не применяют. Путь движения по редкому лесу или кустарнику выбирают с таким расчетом, чтобы было меньше поворотов, ям и высокой травы. Под высокой травой нередко скрыты пни, камни и другие предметы, при наездах на которые повреждаются агрегаты силовой передачи и тормозная система автомобиля. Особо нужно остерегаться веток и .сучков, которые могут задевать за автомобиль и перевозимый на нем груз. Для расчистки пути применяют шанцевый инструмент (лопата, топор, пила, кирка-мотыга, лом). На лесных дорогах часто встречаются глубокие колеи и промоины. Их преодолевают на низших передачах, плавно и осторожно, ввиду того что возможно повреждение .автомобиля, Песчаная местность серьезно осложняет движение автомобилей. Объясняется это большим удельным давлением колес на слабо связанный грунт, а следовательно, большим сопротивлением движению. Особенно опасен сухой песок (рис. 3). Обычно для преодоления небольшого песчаного участка используют инерцию автомобиля. Большой песчаный участок преодолевают на пониженной передаче при оборотах коленчатого вала двигателя выше средних. Переключение передач и применение цепей противоскольжения не допускается. Резкие повороты затрудняют движение в таких условиях. Если имеется след ранее прошедшего автомобиля, рекомендуется воспользоваться им. Когда приходится вести азтомобиль по морскому или речному берегу, следует выбирать путь движения непосредственно у воды, где имеется мокрый песок. Он настолько уплотнен, что по нему можно двигаться, как по дороге. В случае буксования на сыпучем песке останавливают автомобиль, расчищают путь у передних колес, подкладывают под задние колеса доски или маты (дорожки), после чего начинают движение на первой передаче. На значительных участках с глубоким песком целесообразно снижать давление воздуха в шинах. Разъезд со встречными автомобилями на песчаной дороге производят на малой скорости, чтобы не застрять в песке. Водные преграды преодолевают вброд на низшей передаче, избегая поворотов, остановок и переключения передач. Первые 1—2 километра после преодоления брода, в целях просушки тормозных накладок, движение осуществляется с периодическим притормаживанием. Если на водных преградах нет специально подготовленных переправ, необходима предварительная разведка брода. При этом устанавливают его глубину, состояние дна и направление течения воды. Место переправы выбирают под углом в сторону течения, на участках с низкими пологими берегами, с твердым без ям грунтом. Ширину брода обозначают вехами. При чрезмерной глубине брода для данного автомобиля последний специально подготовляют так, чтобы двигатель и другие агрегаты могли работать нормально и чтобы в них не попала вода. При вождении автомобиля по снегу уменьшается сцепление колес с грунтом и возрастает сопротивление движению. На снежной целине (рис. 4) надо стремиться двигаться по возвышенным местам, где толщина снежного покрова обычно наименьшая. Путь движения выбирают по возможности наиболее прямолинейный, так как позороты. на глубоком онегу затруднены. В этих условиях рекомендуется вести автомобиль на низшей передаче при средних оборотах коленчатого вала двигателя. Если имеется передний ведущий мост, то его следует включать заблаговременно вместе с понижающей передачей раздаточной коробки. В этих условиях нужно быть особо внимательным И осторожным. Под слоем онега могут находиться рвы, ямы, выбоины, пни и другие препятствия. Рекомендуется избегать остановок, так как последующее трогание с места будет затруднено. Если же пришлось остановиться, движение начинают плазно на первой передаче при малых оборотах коленчатого вала. Переключать передачи нельзя, поскольку большое сопротивление движению приведет к потере инерции и буксозанию ведущих колес. Попытки продолжить движение, если автомобили буксуют в снегу, обычно приводят к еще большему углублению в него ведущих колес. Вот почему при застревании автомобиля продвигают его на несколько метров назад и на низшей передаче с разгона преодолевают трудный участок пути. В этом случае обычно удаляют снег из-под колес и применяют средства повышения проходимости (якорь, противобуксатор, браслеты и др.): Короткие подъемы, покрытые глубоким снегом, преодолевают с разгона. Наибольшая глубина снега бывает у подножия подъема. При неудачной попытке автомобиль отводят назад ис разгона преодолевают подъем. Спуску по глубокому снегу должно предшествовать определение глубины снежного покрова, так как при застревании не представляется возможным осадить автомобиль назад. Если предполагается движение через замерзшие водоемы, то обязательна предварительная проверка толщины льда и оборудование съезда—выезда. Двигаются по льду с открытыми дверцами кабины по заранее выбранному направлению на промежуточных передачах при средних оборотах коленчатого вала. На ведущие колеса надезают цепи противоскольжения. Водителя не должны смущать треск льда или выступающая из-под него вода. В случае сильного прогиба льда необходимо плавно увеличить скорость и выехать из опасной зоны. Останавливаться на льду, так же как и водить по нему весной одиночный азтомобиль, нельзя ввиду того, что при остановке или застревании автомобиль может провалиться под лед-&ШОФЕР — ГЕРОЙ ТРУДАЗа выдающиеся достижения в социалистическом строительстве двадцати трем гражданам Германской Демократической Республики недавно было присвоено почетное звание «Герой труда». Среди награжденных — шофер Курт Редер, работающий в государственном хозяйстве близ г. Ауэ.На нашем снимке: момент вручения высокой награды шоферу Курту Редеру.Для преодоления встречающихся на пути движения канав, кюветов, траншей и других искусственных и естественные нешироких углублений на местность применяют колейные мостики. Выбирая маршрут, следует ориентироваться на лучший по дорожным услозиям, пусть даже он будет длиннее плохого маршрута. При движении автомобилей по бездорожью в составе колонны водитель чувствует себя увереннее. Здесь всегда на помощь придут товарищи, а в необходимых случаях можно использовать тяговое усилие других автомобилей. Буксировка ими застрявших автомобилей весьма целесообразна. Если в затруднительном положении оказался автопоезд, то сначала выводят тягач, а потом прицеп, предварительно разъединив их. Правильные навыки вождения автомобиля вырабатываются тогда, когда теория подкрепляется практикой, самосовершенствованием. В ко-' нечном счете это и определяет мастерство вождения при эксплуатации автомобиля по бездорожью.Рис. 3. Движение автомобиля по глубокому песку. •Рис. 4. Движение автомобиля по снежной целине.15 23ffiffiРис. В. Арямова. Додить автомобиль как можно бы•* стрей и вместе с тем плавно, безопасно для людей, находящихся как в кузове, так и на улице или дороге, сохранять машину и груз, минимально расходовать топливо — таковы стремления каждого водителя. Многие считают, что для этого достаточно знать в общих чертах устройство автомобиля, уметь пользоваться органами управления, соблюдать правила движения. На практике получается иначе. Большинству водителей, во всяком случае начинающим, которые все же имеют перечисленные выше знания и навыки, приходится мириться с неоднократными непредвиденными остановками и задержками в движении, тратить много времени на установку автомобиля. Иной раз им не удается избежать наезда или даже аварии. Сказывается отсутствие опыта: у них не выработана «манера» управления, которая позволяла бы гибко применять знание автомобиля, приемы вождения, правила движения. Чтобы восполнить этот пробел, целесообразно обратиться к опыту старых водителей, суммировать их навыки. Первое правило, если так можно выразиться, «красивого» вождения автомобиля — все внимание управлению! Сосредоточить внимание на управлении —• не значит вцепиться в руль, уставиться взглядом на дорогу и застыть в таком положении. Это значит — не курить, не беседовать с пассажирами, не есть во время движения, не разглядывать вывески и афиши. Водитель, следующий этому правилу, быстро и безопасно проведет машину в любых условиях. Он своевременно, еще издали заметит готовящуюся смену сигналов светофора, подъедет к перекрестку при зеленом свете, не прибегая к тормозам, и не потеряет времени на новый разгон. Он не допустит шума шестерен в коробке при перевключении передач, не забудет выключить «мигалку». Такой шофер объедет ямы и бугры на дороге, сбережет шины и подвеску. Увидев свободный участок пути, он разовьет большую скорость, а на тесном участке дороги снизит скорость. Короче говоря, он всегда всесторонне и правильно оценит обстановку.Но ведь курить за рулем, разговаривать с пассажирами и обозревать местность не запрещено, — возразит читатель. Да, не запрещено. Но, отвлекаясь от управления автомобилем, водитель должен помнить: мое внимание ослаблено, реакция замедлена, следовательно, нужно снизить скорость движения! Еще более важно быть внимательным при плохой видимости — ночью, в дождь, туман — и на скользкой дороге, а также в дальнем рейсе, когда водитель сильно утомляется и его начинает укачивать. Вспомните слова песни Ива Монтана о шофере: «Если хочешь долго жить, — внимание к рулю!» Нередко, чтобы не уснуть, водители включают радио, поют, беседуют с пассажирами. Это тоже отвлекает водителя от управления. Значит, опять-такиснижай скорость! А еще лучше остановиться и поспать хотя бы полчаса. Часто не придают значения некоторым мелочам, которые, казалось бы, незаметно, но существенно отвлекают водителя от управления автомобилем. Э то — дребезжание мелких предметов в «перчаточном» ящике, инструмента в багажнике, шум, создаваемый ослабленными зажимами электропроводки, пятна на стеклах, «болтающиеся» занавески. Для того чтобы ездить спокойно и, как говорилось выше, «красиво», нужно соблюдать порядок в автомобиле, добиваться его надежной, бесшумной работы. Большое значение имеет одежда водителя. Пояс должен быть свободным или ослабленным; на некоторых автомобилях неудобно ездить в пиджаке: рукава цепляются за арматуру двери. В жарбудет включен зеленый свет светофора? Когда с вашей стороны к перекрестку подходит немного автомобилей, они еще далеко от стоп-линий, а с противоположной стороны выстроилась очередь для левого поворота, то можно ожидать, что регулировщик сначала пропустит встречные машины. Конечно, если светофор не автоматический. Значит, лучше не спешить. Вы остановили автомобиль перед тем, как сделать левый поворот, и ждете разрешающих сигналов. Но справа фургоны и автобусы загораживают светофор. Можно догадаться, что разрешен поворот, если встречный поток автомобилей приостановился. Включайте передачу и будьте готовы к движению. На нерегулируемом закрытом перекрестке, когда проезжая часть свободна, ведите автомобиль дальше от возможного появления машины, следующей в поперечном направлении, т. е. ближе к тротуару в первой половине перекрестка ик осевой линии — во второй половине. Иначе — снижайте скорость. Следите за поведением водителей других автомобилей, старайтесь угадать их намерения. Грузовой автомобиль подается влево: очень возможно, что он будет кую погоду неприятно, когда руки прилипают к рулевому колесу; поэтому рекомендуется надевать легкие перчатки. Второе важнейшее правило — уметь предвидеть развитие обстановки на улице. Тут трудно дать общий совет, но можно привести примеры. Вы едете по улице, на которой встречаются нерегулируемые перекрестки: приходится снижать скорость, чтобы избежать столкновения с автомобилями, пересекающими улицу. Стоит при этом обратить внимание на пешеходов: если они спокойно переходят поперечную улицу, двигайтесь и вы, если они остановились на краю тротуара в ожидании или спешат достигнуть другого тротуара,—будьте особенно осторожны. Заметив издали, что дорогу переходит группа пешеходов, снижайте скорость, так как они могут разбежаться в разные стороны. Проезжая мимо остановки автобуса, троллейбуса или обгоняя грузовой автомобиль, смотрите на поверхность дороги за ними и обращайте внимание на то, как перемещаются тени пешеходов, Можно выиграть во времени и скорости, если двигаться через регулируемый перекресток без остановки. Как скороделать левый поворот. В этом случае будьте готовы объехать его справа. Но если впереди не намечается ответвления дороги или улицы влево, можно ожидать и обратного, Водитель автомобиля делает «замах» влево, чтобы повернуть направо или въехать в ворота. Иногда удается оценить намерения другого водителя по манере его езды, Если он часто тормозит, машина «шарахается» в сторону от других автомобилей, то это новичок. Его машину надо обогнать, двигаясь при этом подальше от нее. Другой едет уверенно, использует каждую «лазейку», чтобы продвинуться вперед. Тут, пожалуй, самое пра-16