.ВОЖДЕНИЕАВТОМОБИЛЯИнженер-подполковник Ю. СЕРЕБРЯКОВ дуется по бездорожью двигаться в ночное время. При необходимости вести автомобиль по глубокой замерзшей колее направляют колеса так, чтобы колея проходила между ними. В противном случае можно повредить автомобиль и посадить его на «мертвую точку» (вывешивание колес ведущего моста). В распутицу и на скользких дорогах следует избегать резких поворотов и. торможений. Они могут вызвать занос и опрокидывание, особенно на спусках и поворотах. С места необходимо трогаться плавно, постепенно увеличивая число оборотов коленчатого вала двигателя. Разгон автомобиля с переключением передач допустим только на прямых участках. Тормозить надо так же плавно без выключения сцепления. При вождении автомобиля по мокрому лугу и болотам требуется повышенная осторожность и внимание. Предварительно нужно убедиться) возможно ли преодоление такого участка. Выбирают кратчайший путь движения без поворотов. В целях понижения удельной нагрузки колес на грунт давление воздуха в шинах может быть уменьшено на 25%. Автомобиль следует вести на одной из низших передач, не допуская движения по колее ранее прошедшего автомобиля и по высокой светло-зеленой граве, ибо под ней, как правило, очень слабый слой дерна. В необходимых случаях труднопроходимые заболоченные участки выстилают подручными материалами — хворостом, жердями, ветками, снопами соломы (камыша)—или специально из готовленными и возимыми на автомобиле матами, ленточными доротами и щитами. Во время движения следят за состоянием настила и, когда требуется, усиливают его. Если ведущие колеса начали буксовать, выключают передачу и принимают меры к устранению причин буксозания. Для этого вывешивают колесо и укладывают под него подручный материал. При использовании лебедки свободный ее конец может быть укреплен за дерево, пень, залун или за якорь, штопор, закрепленные в более твердом грунте. Подкапывать почву под колесами во избежание ослабления грунта не рекомем-У меть водить автомобиль IB разнообразных дорожных и климатическихусловиях должен каждый шофер. Особенно это /необходимо молодым водителям, готовящимся стать' воинами Советской Армии. Движение автомобилей по бездорожью связано с определенными трудностями. В этом случае от водителя требуется большая выносливость, находчивость, расторопность, а также отличное знание особенностей своей машины. Главными условиями успешного преодоления участков бездорожья являются предварительная разведка маршрута, техническая исправность автомобиля, тщательная его подготовка. Опытный водитель в предвидении движения по таким участкам не выедет из гаража, не взяв с собой лопату, пилу, топор, трос или жесткий буксир, цепи противоскольжения, доску или бревно, Еще больше заботы он проявит, когда ему предстоит водить автомобиль с прицелом. Наиболее трудным при эксплуатации автомобиля вне дорог является движение по размокшему грунту, в распутицу (рис. 1). В этом случае сцепление шин с грунтом ухудшается, колеса погружаются в него, что приводит « прекращению дальнейшего движения и буксованию. Поэтому в период распутицы следует вести автомобиль по возвышенным, преимущественно горизонтальным местам. Здесь глубина размокзния грунта наименьшая, благодаря чему облегчается движение и трогание с места автомобиля. Путь движения выбирают с таким расчетом, чтобы автомобиль не имел крена, а все «олеса находились на грунте одинакового состояния по влажности иплотности. Если не соблюдать это требование, произойдет перераспределение нагрузки и крутящего момента между колесами. Одна сторона, нагруженная больше или имеющая большее сцепление с грунтом, будет неподвижной, а другая—'Начнет буксовать. Для того чтобы избежать буксования автомобиля, целесообразно перед преодолением труднопроходимого участка местности надевать на ведущие колеса цепи противоскольжения {рис. 2). Если это не помогает, можно снять то одному окату с задних колес. Тем самым увеличивается удельное давление колес на грунт, они глубже врезаются в землю и лучше зацепляются за грунт. •Иногда при застревании для вывода автомобиля на крепкий грунт практикуют частичную .или полную его разгрузку. Лощины, выбоины «а колее и ямы, заполненные ведой, преодолевают с особой осторожностью, так как неизвестно, какова глубина и что находится под водой. После окончания движения по труднопроходимому участку местности необходимо снять цепи противоскольжения. Ездить с ними по дорогам с твердым покрытием нельзя. Это приведет к преждевременному износу самих цепей, шин, повреждению дорожного покрытия, повысит расход топлива^ Нужно избегать буксования колес на размокшем грунте: оно затруднит вывод автомобиля из препятствия. Если ведущие колеса погрузились в грунт или оказались в углублении, канаве, применяют так называемое «раскачивание» автомобиля движением вперед и назад, вследствие чего он приобретает некоторую инерцию. Однако длительное «раскачивание» нежелательно, поскольку вызывает интенсивный износ деталей трансмиссии. Если оно не дает эффекта, подкладывают под ведущие колеса хворост, камни, щебень, шлак и расчищают колею перед передними колесами с целью уменьшения сопротивления движению. Могут быть использэзаны и такие средства повышения проходимости, как лебедка, самозытаскизатели, противобуксаторы. Весной и .осенью, когда днем почва размокает, а ночью замерзает, рекоменРис. 1. Движение автомобилей по жидкой грязи.Рис. 2. Преодоление труднопроходимого участка местности помощью цепей противоскольжения.фь