ЖЕНЩИНЫ НАШЕЙ РОДИНЫроль советских женН еоценима строительстве первого щин вв мире социалистического государства. В исторические дни Октябрьской революции и гражданской войны многие из них мужественно сражались за победу Советской власти. Огромный вклад был внесен ими в дело разгрома врага в годы Великой Отечественной войны. Советская власть, выполняя заветы великого Ленина, принесла женщинам полное раскрепощение, сделала их подлинно равноправными. Под руководством Коммунистической партии миллионы советских женщин стали активными строителями нового общества. Неизмеримо возрос их культурный уровень. Достаточно сказать, что в числе специалистов с высшим образованием в СССР женщин — свыше прловины. Советские женщины самоотверженно трудятся наравне с мужчинами во всех областях народного хозяйства страны. Многие из них водят по просторам нашей Родины автомобили, мотоциклы, тракторы. Большое количество советских патриоток принимает самое активное участие в деятельности ДОСААФ, помогая укреплению оборонной мощи социалистической державы. Замечательные качества наших женщин проявляются ив спорте. Еще недавно мало кто знал спортсменку Рижского автомотоклуба Визму Лапиня. А в прошлом году она завоевала первенство на многих мотоциклетных соревнованиях, в том числе в международном мотокроссе. Скромен и подчас не заметен благородный труд наших инструкторов-общественниц. Но значение их деятельности огромно. Благодаря им многие тысячи рабочих, служащих, колхозников овладели профессией водителя, имеющей большое оборонное и народнохозяйственное значение. Еще шире привлечь женщин к активной работе в Обществе — важная задача всех организаций ДОСААФ.ин*шр^шНедавно наш корреспондент побывал у трех женщин-водителей, представителей разных поколений шоферов, и попросил их рассказать о том, как они впервые сели за руль автомобиля.Полина ЕфимовнаЛОЦЕ• ^^Фс^гсг-Ир-Хурбанова.— М ного десятков лет прошлос того дня, а помнюя его очень ярко . В концепрошлого века наша семья жила за Рогожской заставой (ныне застава Ильича). М еня , семилетнюю девочку, послали как-то в аптеку. Вдруг вижу : стоит толпа, а по улице сама, своим хо дом едет телега. Испуганная прибежала домой . Д омашние не позерили — н емо ж ет телега без лошади ехать. Тут ия сомневаться стала: м ожет быть, была лошадь, только испугалась и вырвалась? — Оглобли-то есть?—спросил отец. — Кажется, есть, только я не заме тила. Так я впервые увидела автомобиль. Скажи мне тогда кто-нибудь, что яскоро сама за руль сяду,—ни за что бы не поверила. В юности я увлекалась велосипеднымспортом : участвовала в гонках, несколько раз даже завоевывала призы . По тому времени это выглядело необыч ным. Ну, да я была боевая, смелая. В а силий Фридрихович , так звали моегомужа , работал слесарем. Ему часто при ходилось чинить автомобили, он хоро шо изучил их устройство ивскоре сам стал шофером . Работал он при гостинице «Метрополь». О днажды ему удалось купить стар енькую машину марки «Ришард». Правда, владели мыею недолго. Ж изнь была трудная, и года через полтора нам пришлось ее продать. Я быстро научилась управлять автом обилеми решила получить права водителя. О днако добиться этого оказа лось нелегко . Воззращая мои заявления, чиновники в полиции открозенно улыбались: — Д амское ли это занятие—водить машины? Но вконцеконцоз хлопоты узе.ччались успехом . 2 ноября 1904 годэ мне назначили экзамен . У тромя въехала на широкий , заасфальтированный дворгенерал - г убернаторскогодома , т ого сам ого , где сейчас помещается Москов с кий Созет. Рядом со мной уселся ка кой-то важный полицейский чиновник и начал приказывать: — Поезжайте прямо! Стоп! Налево! Направо! Сделайте восьмерку ! Я выполнила все упражнения . На этом экзамен и закончился. Мне вручили «Свидетельство московского обер-полицмейстера» на право вождения автом обиля за № 115. Удостоверение под писал сам «свиты Его Величества генер ал - м айор Трепов...» Одна и вместе смужемя совершала большие поездки по Москве , по Подмо с ковью . Л юбила кататься в Измайлово. И всегда за машиной тянулся длинный хвост удивленных велосипедистов: «Виданное ли дело? Баба правит!..» В то времяя была вМоскве единственной женщиной водителем. П ередомной — пожелтевшая от времени вырезка из « М осковских ведомостей». Вот что писала газета в 1914 году : «Вчера в технической комиссиипри градоначальстве впервые вМосквепод верглась испытанию вумении управлять автомобилем дама... Д о сих пор вМо скве имела разрешение на управление автомобилем г-жа Лоце , получившая такое разрешениез первые годы появления автомобилей, к огда еще не было того порядка испытания шоферов, какое практикуется теперь». Д алее сообщается, что вПетербургеуженесколькодам общества управляю т автомобилями и что одна дама даж е участвовала прошлымлетомзодно верстной гонке . ...Трудно сравнить сегодняшнюю Москву с булыжной Москвой моей юности . И зменилсягород , неузнаваемо изменились люди . У меня всякий раз делается тепло на душе, к огдая встречаю за рулемженщину . А встреч таких с каждым днем становится все больше.Рис. И. Марголина.