Но ведь это был запах касторки , т ой самой противной каст орки , к оторую она ненавидела с детства! В тот день, п ом нится, ей лишь стало смешно от этой мысли , она жаднои удивленно втягивала носом воздух, так и не поинтересовавшись — ни тогда, ни впоследствии, — почему, собственно, применяли эту смесь? Теперь ее встревожило это воспоминание. А почемуза т ем отказались от этой смеои? К акую роль в работе двигателя играет вообще сорт применяемого топлива? К акустроен карбюратор? Эти и многие другиевопросы , над которыми она раньше не задумывалась, стали вдруг, после разговорасКирсисом , очень важными , возникли перед ней всовершенноновом свете. Поиски ответов привели Виэму ккнигам . Но для того чтоб ы понять то, что там написано, пришлось неоднократнораз бирать и собирать свой мотоцикл . И оказалось, что он — не столь уж загадочное и сварливое существо: ч ем лучше его знаешь, т ем более он покладист и надежен, тем меньше ка призничает. Это «открытие» вдохновило Визму даже на своеобразный подвиг — она решила попробовать сама что-нибудь изменить в двигателе. Первая жетренировка после такой «доводки» показала, что двигатель стал работать гораздохуже . Но Визма возвращалась в клуб счастливая: она ведь знала причину этого, знала, что нужно сделать, чтобы устранить дефект ! Началась пора различных экспериментов. Сочетая почти ежедневныетренировкис работой в мастерских, Лапиня беск онечно переделывала и совершенствовала вместе стренеромсвою машину. Нельзя сказать, что онимного преуспели в этом деле: м отоцикл К-125 — чего греха таить! — имеет ещеряд органических конструктивных недостатков. Но если не удалось существенно изменить машину, то изменения, к оторыепроизошлис самой гонщицей , были бесспорны : она почув ствовала уверенность в себе, в своих силах, в своей власти над теми досадными случайностями, к оторые раньше семи владели ее спортивной судьбой. И однажды , возвращаясь по сле удачной тренировкидомой , довольная тем , что ей удалось сделать, Визма вдруг подумала просто: — А ведь иятоже его... люблю!.. Очень люблю . Речь шла , р азумеется , о мотоцикле .з уямощныйгармоническийаккорд . Поэтому Лапиня , изучая тактику, о дновременнопродолжает совершенствовать и свои знания техники, и искусство вождения , и волевые качества. Она систематически тренируется, м ного внимания уделяет фи зической подготовке .£)/УгЛбг^Г'?*'/*sssizy?z*4И вот последовала серия блистательных побед Визмы Лапиня. В течение 1957 года она завоевала шесть первых мест в различных мотоциклетных соревнованиях, стала чемпионкой республики по ипподромуизимнемукроссу , п обеди тельницей спартакиады Прибалтийских республик, т ретьимпризером первенства СССР по кроссу , ч емпионкойДОСААФ по ипподромнымгонкам . В международных соревнованиях по кроссу ей выпала честь выступать в составе сборнойкоман ды СССР, и Лапиня, к ак известно, оправдала это высокое до верие — на финише она была первой, оставив позади себя и Эви Мяги , и Ирину Озолину, и чешку Крафтову, и венгер ку Чила, и австрийскую гонщицу Вейкингер... М ногие прочат Визме Лапиня большое будущее , считая, что успехи 1957 года были лишь только стартом в ее дальнейшей борьбе за звание чемпиона СССР. Трудно не согласиться с этим, а заодно ине пожелать, разумеется, замечательной советской спортсменке больших успехов. Но когдаговорято ее большом Старте, нам почему-то представляется не взмах флажком на ипподромев Одессе, где она стала чемпионкойДОСААФ , и не сигналы зелемого светофора врижскомпаркеШмерли , г де она выиграла международные соревнования, а заснеженная лесная просекав окрестностях Риги, по котороймолодая начинающая гонщица упорно толкает передсобой мотоцикл...ишшр&>№ Лидия Григорьевна ВАСЮТИНА— Всего за несколько дней дотого , как сесть за руль автомобиля, я и не предполагала, что стану шофером . В 1935 годуокончилапланернуюшколуи стала работать инструкторомводном из столичных аэроклубов. Н ов начале 1938 года я заболела, и медицинская комиссия запретила мне подниматься в воздух. Вот тогда-то и поступила я на курсы водителей. После окон чания школы вначале работала вМоскве , а потом вместе смужем переехала в Западную Украину. Там нас и застала война. В первые же дни муж ушел вармию . Н емецкие войска быстро приближались, надо было вывозить имущество илюдей . На старенькой трехтонке подбомбежкамимне удалось добраться вместе сгрузомилюдьмидоШепетов ки. Груз и людей перегрузилив эшелон, а машину, так как не было горючего , п ришлось уничтожить. Выпросив у танкистов банку солярки , я облила ею автомобиль иподожгла . Приехав вМоскву , я стала шофером такси. В те дни таксом оторы работали вучреждениях , обслуживавших нужды фронта. — Поедете в штаб МВО , — сказал мне как-то утром диспетчер. С того дня по существу началась моя служба в армии. Вскоре таксомоторныепарки были расформированы , но я так и осталась работать в штабе. Впоследствии меня перевели в часть. Демобилизовалась яужев 1945 годуи снова села за руль московского такси. За хорошую работу меня несколько раз награждали, а после того , к акв наш 1-й такс омоторный парк пришли новые автомобили, я первой из женщин получила «Волгу». Вот, п ожалуй , и все. Я очень люблюсвою профессию, л юб лю автомобиль — у мную , п олезную , б ыструю машину. Видимо, это и побудило меня заняться автомобильным спортом . М не несколько раз пришлось выступать на кроссах, где я занимала призовые места. За эти выступления мне было присвоено звание спортсмена 2-го разряда./faf-A^*&S&^/*Ы^г/1&<Итак, м ногие «университеты», н еобходимые для того, чтоб ы стать первоклассной гонщицейи одерживать победы , б ы ли ужепозади . Визма больше трех лет систематически трени ровалась в клубе, она овладела за это времяимотоциклет н ой техникой, самостоятельно выходила на соревнованиях из самых трудных положений . И все. ж ебольшогои настоящего спортивного успеха все еще не было. В международных соревнованиях в Ленинграде, н апример , Лапиня осталась на 4-м месте. Правда, она сумела оказаться впереди таких опытных мастеров, к ак Г. К о новалова, Н. Ш араповаи Б. Уксас, победила чешских спортс м енокМ . Крафтову иЛ , А брагамову , выполнила норму мастера спорта. Но доподлинногоспортивного мастерства было еще далеко — в этом Визма получила возможность убедиться на тех же соревнованиях. 'Прямо со старта она тогда стремительно вырвалась вперед ивскоре определилась на третьем месте. Но вместо того, чтобы держать себя «в руках», осмотреться и оценить складыв ающуюся обстановку, учесть особенности трассы и постараться угадать намерения остальных соперниц , р ижанкасго ряча сразу же попыталась обойти лидеров. В результате — падение, потеря ориентировкии тех нескольких драгоценных минут, к оторыебыли так необходимы , чтобы «на равных» п омериться силами со знаменитой Аранкой Гондаш ичем п ионками СССР Ниной Сусовой и Эви Мяги . Л енинградскийурок не пропал для Визмы Лапиня даром . Теперь она со всей присущей ей энергией стала изучать такт ику мотоспорта, анализировать ход запомнившихся соревнований, читать все спортивные отчеты в газетах, к нигииброшюры опытных мотоциклистов. К томужев 1956 годутренеромкомандыРижскогоАМК стал Эдвин Кирсис, к ото р ый известен своимвысоким тактическим мастерством на со ревнованиях. В прочем , р оль Кироиса вспортивном становлении Визмы Лапиняотнюдь не ограничивается этим. О н очень хорошо знает, что настоящий, устойчивый, з акономерный спортивный успех — это своего рода «контрапункт» в жизни мотоциклиста, тот самый моментвмузыкеспор та, к огда сливаются воедино многие темы, о бра