13
14
ПРОХОДИМОСТИ АВТОМОБИЛЕЙЗнать средства, повышающие проходимость автомобилей и обеспечивающие безопасность движения в горных условиях, уметь пользоваться ими должен каждый шофер. Это особенно необходимо молодым водителям, готовящимся стать воинами Советской Армии.автомобилей Дзижение снежной целине,пона мягкому грунту, обледенелых и скользких дорогах сопряжено с определенными трудностями. Объясняется это снижением сцепления ведущих колес с грунтом, полотном дороги. Для успешного преодоления таких участков пути водитель должен обладать определенными навыками, владеть методами вождения автомобилей в сложных условиях!. Наиболее труднопроходимые участки пути приходится преодолевать с помощью приспособлений, повышающих проходимость автомобилей. Опыт показывает, что движение без таких приспособлений, например, по грунтовым дорогам после дождя и по местности, на которой встречаются препятствия, часто невозможно. Для повышения проходимости азтомобилей применяют цепи противоскольжения, самовытаскиватели, противобуксаторы, колейные мостики из брусьев и досок, фашинные дорожки , а для обеспечения безопасной работы в горах — колодки, сошники, горный рельс и горный упор. Что же представляют собой эти приспособления? При движении на мягких грунтовых дорогах, снежной целине глубиной до 30 см, скользких и обледенелых дорогах, а также в горах широко приме-. няют мелкозвенчатые цепи противоскольжения. Существуют два их типа: с прямым и косым (ромбовиднь»м) рас1 Способы преодоления труднопроход имыхучастков пути освещены в статье ТО. Серебрякова, опубликованной в № 2 журнала «За рулем» з а 1958,г.положением поперечных цепей. Нужно сказать, что цепи с ромбовидным расположением (рис. 1) более эффективны, так как использование их предотвращает занос автомобиля. Кроме того, такие цепи лучше самоочищаются. При монтаже цепей надо обращать особое внимание на прилегание их к покрышкам шин. Натяжение будет правильным, если средняя часть поперечной цепи усилием руки перемещается по покрышке на 10—20 мм. На колеса автомобилей ЗИЛ-150, ГАЗ51, эксплуатируемых в особо тяжелых дорожных условиях, надевают траковые цепи противоскольжения (рис. 2). Косое расположение траков предотвращает занос автомобиля и способствует самоочищаемости цепи. Натяжение ее на колеса будет правильным, если усилием руки можно приподнять один из траков над покрышкой на 5—8 мм . Для повышения проходимости автомобилей ЗИЛ-151 применяют гусеничные цепи противоскольжения (рис. 3). У правильно натянутой гусеничной цепи верхняя ветзь полотна между колесами должна прозисать на 10—15 мм. Гусеничные цепи более эффективны, чем мелкозвенчатые, однако они имеют меньшую износостойкость. Мелкозвенчатые, траковые и гусеничные цепи противоскольжения монтируют на колеса автомобиля непосредственно перед началом движения по труднопроходимому участку дороги или местности. После преодоления этого участка их необходимо снять. Для эвакуации застрявших автомобилей применяют лебедки и самовытаскиватели различных видов. Самовытаскиватели получают все большее расРис. 9. Противобуксовочная колодка.пространение и среди водителей-спортсменов во время автомобильных кроссов. При самовытаскивании автомобиля, оборудованного лебедкой, для закрепления ее троса на местности используют анкеры и якоря (рис. 4). Если нет предмета, посредством которого можно закрепить трос, прибегают к помощи другого (вспомогательного) автомобиля. Последний устаназливают перед застрявшим автомобилем под углом не более 15° к тросу лебедки, затормаживают и под его колеса подкладывают колодки. Самовытаскивание автомобиля может быть осуществлено и при наматывании троса или веревки (закрепленных на местности) между его колесами или на специальные съемные барабаны, и мею ­ щие меньший диаметр, чем диаметр колес. Якоря (рис. 5) применяют на автомобилях ГАЗ-51 и ЗИЛ-150, застрявших в песках, на снежной целине и во всех случаях, когда на местности нет предметов, за которые можно закрепить трос, или нельзя установить анкерные устройства. При самовытаскивании якоря кладут у передних колес автомобиля грунтозацепами вниз и крючками к шинам. После этого присоединяют цепи к якорям и ведущим колесам. При вращении колес цепи будут наматываться на диски, благодаря чему достигается самовытаскивание автомобиля. Для эвакуации застрявших автомобилей ГА.3-51 и ЗИЛ-150 используют и самовытаскиватели (рис. 6). Оборудование ими автомобиля заключается в установке фланцев на ступицы ведущих Рис. 10. Колейный мостик.Рис. 8. Противобунсатор: 1 — продольный угольник; 2 — поперечный угольник; 3 — зацеп; 4 — цепь браслета. 1,1Ml.s свернутом шеЛорафка ,-saaa-ыао-iiii|i|iii|i|i|СпособВязки притьеНРис. 11. Дорожка из прутьев. Способ вязки прутьев. Дорожка в свернутом виде. колес Съемные барабаны с намотанным тросом перевозят в кузове и их монтируют на фланцы непосредственно перед применением самозытаскивателя. Чтобы направить тросы на барабаны лебедок при самовытаскивании автомобиля вперед, на передние коле.са устанавливают так называемые направляющие приспособления. Сэмовытаскиватель для автомобиля ГАЗ-63 (рис. 7) имеет несколько иное устройство. Его диски монтируют на ступицы передних колес. При эксплуатации автомобилей в тяжелых дорожных условиях иногда возникает необходимость увеличить сцепление ведущих колес с полотном дороги. Для этой цели широко используют противобуксаторы, противобуксовочные колодки и съемные браслеты. Противобуксатор (рис. 8) состоит из двух продольных и шести поперечных уголков, сваренных в одну жесткую конструкцию. В комплект приспособле-Рис. 12. Колодки: 1 — брус; 2 — ручка; 3 — грунтозацеп. ния для автомобилей ГАЗ-51 и ЗИЛ-150 входят два противобуксатора и две цепи. Противобуксаторы подкладывакэт под задние колеса узкими концами. Для преодоления труднопроходимых участков дороги в условиях частого буксования ведущих колес рекомендуются съемные браслеты из цепей или противобуксовочные колодки (рис. 9). Колодки более эффективны, нежели браслеты. Их целесообразно использовать для автомобилей большей грузоподъемности. При преодолении естественных и искусственных препятствий — канав, к ю ­ ветов, траншей и т. п. — применяют деревянные колейные мостики {рис. .10). Когда автомобиль приближается к препятствию, их укладывают по ширине колеи колес. При этом концы мостиков должны перекрывать края препятствия на 30—40 см. Колейные мостики для автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-151 лучше всего делать со съемным настилом. Они могут быть использованы ив качестве эстакад при техническом обслуживании автомобилей в полевых условиях. Приспособлением, облегчающим преодоление болотистых или песчаных участков пути, служат дорожки из прутьев (рис. 11). Для вязки дорожек следует брать отожженную проволоку диамегром 2—3 мм. Прутья необходимо укладывать плотно друг к другу. Дорожки раскладывают на болоте (или песке) по ширине колеи автомобиля. При вождении автомобилей в горных условиях необходимо всегда быть готовым затормозить автомобиль. Для этого, помимо тормозов, пользуются различными приспособлениями. Одним из них является колодка (рис 12). Ее применяют при стоянке автомобиля или автопоезда на подъемах и спусках и для предотвращения самопроизвольного откатывания во время вынужденных остановок. Для автоматического торможения автомобиля или автопоезда в случае самопроизвольного откатывания и сползания в период преодоления подъемовРис. 13. Горный рельс и его применение на автомобиле ГАЗ-51: 1 — балка рельса; 2 — натяжная цепь; 3 — удерживающая цепь.Рис. 14. Сошники для автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63: 1 — балка; 2 — грунтозацеп; 3 — скоба.Рис. 15. Горный упор и его применение на автомобиле ГАЗ-51.служит горный рельс ( р ис 13). Его используют также для остановки на подъеме и облегчения управления автомобилем при трогании с места. Горный рельс подвешивают на натяжных цепях к раме автомобиля за задним мостом и присоединяют к кожухам полуосей заднего моста так, чтобы расстояние «а» (см. рис.) между рельсом и колесами при натянутых удерживающих цепях было разно 20—30 см. При самопроизвольном откатывании задние колеса наезжают на горный рельс, и автомобиль останавливается. В нерабочем положении рельс подвешивается на цепях к раме. Наиболее совершенными средствами обеспечения безопасной работы автомобилей ГАЗ-51 м ГАЗ-63 в горах являются сошники и горный упор. Сошники (рис. 14) подвешивают шарнирно на кожухах заднего моста. В зависимости от надобности их подтягивают к раме цепями. Эти цепи служат также для удержания сошников в рабочем положении от провертьшания вокруг кожухов. Горный упор {рис. 15) подвешивают шарнирно к раме автомобиля. Его опускание и подъем производят посредством троса — из кабины водителя. При установке упора на автомобиль следует обращать внимание на длину ограничительной цепи. Угол между рамой и упором должен составлять 75—80°. В заключение следует подчеркнуть, что описанные здесь средства повышения проходимости, требующие заблаговременного' изготовления, далеко не всегда могут оказаться у водителя. В этом случае для вывода забуксовавшего или застрявшего автомобиля нужно использовать самые разнообразные подручные средства. К ним относятся песок, шлак, щебень, хворост, куски крепких тканей и т. п. Применение этих средств также может быть весьма эффективным, но, конечно, при прохождении участков меньшей трудности. Гвардии инженер-майор X. ВЛАСОВ.W WPHWWfffl ^ l WSWSF14