МяблиографяяПОВЕСТЬ О ГЕРОЯХ ЛАДОГИк ой Отечественной войны как одна из ее героич еских страниц. ДОРОГА ЖИЗНИ Почти семнадцать месяцев длилась блокада Ленинграда . И все это время снабж ениеогромного города и его славных защитнинов осуществлялось лишь по одной транспортнойкоммуникации — через Ладожское озеро. На его южном берегу стояли дальнобойные немецкие батареи, на северном — х озяйничалиманнергеймоецы . Относительно свободной оставалась лишьузкая полоска. Через нее-то и поступало вЛенинград все необходимое для продолжения борьбы — продовольствие, горючее, б оеприпасы . Захвату Ленинграда гитлеровцы придавали чрезвычайно большое значение. Овладение городом, носящим имя велик огоЛенина , должно было явиться свидетельством непоправимого морального поражения советского народа, советского общественного строя. По замыслу немецкого генерального штаба Ленинград должен был пасть к исходу третьей недели войны . Но ожесточенные фронтальные атаки вражес ких войск были остановлены благодаря мужествузащитников города-героя. Поп ытки добиться капитуляцииЛенинграда путем блокады тоже оказались сорванн ыми . Л енинградцы проявили несокруш имуюстойкость , у дивившуюмир , а советские воины сделали все, ч то только было вих силах, чтобы втруднейших условиях 1941 — 1942 гг . наладить регулярное снабжениеосажденных . Недавно вышла из печати документальная повесть), р ассказывающаяотом , к ак работала легендарная «дорога жизни » . Автор повести, непосредственный участникописываемыхсобытий , сумел создать на основе большого фактическо г о материала значительное произведение омужестве рядовых советских людей. В книгеэкономнои вместе с тем достаточно выразительно воссоздана военная иполитическая обстановка того времен и . Героическая работа тружеников Ладоги показана на фоне героической борьбы блокированного Ленинграда . Причем автор не прибегает кпространнымопи с аниям . Для этого им взяты в начестве эпиграфаккаждой главе лишь короткие , но полные высокого эмоционального нап ряжениявыдержкииздневника ленинградской школьницы. Хронологически повесть охватывает два летних ( н авигационных ) и два зим н их (ледовых) периода. Успех бесперебойной работы «дороги жизни » обеспечивался усилиями людей многих специальностей — д орожников , м оряков , г рузчиков , р емонтников , связистов, медик ов , водолазов, т рактористов . Но больше всего автор рассказываето работе водителей. Читатель узнает много интересн ых подробностей отом , к ак прокладывалась первая ледяная трасса, о движе н ии шоферов-многорейсовиков, об орган изациисвязи , м едицинской помощи и аварийной службы на трассе. Об огромном масштабе работ на трассе говорит, н апример , т отфакт , что в течение одной зимы через озеро было проложено шестьдесят дорог («ниток»), по которым непрер ывным потоком шлигрузы .А САПАРОВСОВСамый большой в мире подводный туннель, приспособленный для автомобильного движения, открыт в Японии. Он соединяет самый крупный из островов Японии — Хонсю с островом Кюсю. Длина туннеля, связавшего два крупных порта, равна 3461 м.воЛ га дожс ква ки с тэпопея Велишла ориюГлубокое впечатление оставляет опи сание переправы через Ладогу тяжелыхтанков «KB». Чтобы исключить опас ность провала машин под лед, т анкисты вели их от берега до берега на высокой снорости и без единой остановки впути Работа шоферов на трассе была сопря женас огромной опасностью . За машинами постоянно охотились вражеские самолеты. Немецкие артиллеристы, отлично видевшие один изучастков дорог и , открывали огонь прикаждом скопле нии машин перед трещиной или по лыньей . Но, п ожалуй , страшнее бомбежек и обстрелов были жестокиеморозы , з а носы и северные ветры. Когда разыгры вался знаменитый ладожский «север ик » , застывали на ходу двигатели автомобилей, изнемогали смертельно усталые водители и многие изних навсегда засыпали в занесенных снегом кабинахмашин . А сколько трагедий вызвало при б лижениевесны ! 11 апреля в полыньях итрещинах утонуло семь машин , 12-го — девять, 13-го — семнадцать... Эти скупыецифры , взятые из донесений, не нуж даются вкомментариях . Перед читателем проходит целая галерея образов шоферов-героев техдней . Мы видим этих водителей впоступках , делах, в борьбе струдностямии целеустремленном движении вперед. И постепенно в нашем представлении складывается обобщенный образ военного шофера, бесстрашного рыцаря ледовой Ладоги . Судьбу некоторых водителей, мастеров своего дела — М аксима Твердохлеба, К сшкомбая Оспанова, Александра Кондрина автор прослеживает на протяжен ии всей книги . С другими читатель встречается лишь один — два раза. Но каждыйизних чем-то дополняет, обогащает наше представление осоветских военных шоферах, беззаветно служив ш их Родине. Ч резвычайно ценно, ч товавторском послесловии даныкраткие сведения о дальнейшей судьбе всех основных дейс твующихлиц - п овести . Глубже веришь вподвигиэтих людей, когда узнаешь , нап ример , что А . К ондрин , ветеран Ладоги , работал шофером двадцатипятитонного самосвала на Волго-Доне, а потом вместе сдругими строителями по собственному желанию уехал на новос тройкиАнгары . М. Твердохлеб, возвратись на Днепропетровщину , о кончилкур с ы механизаторов и стал работать по этой специальности. Сила книги — в обилии достоверного материала. Автор сам пишет , ч товней нет вымысла, только факты — л аконич ные, с трогие , протокольно точные . Но ведь художественное произведение — не отчет, не протокол. Думается, ч то автор должен был проявить больше строгостив отборе фактов, оставив лишь наиболее яркие . Но иони требовали большего творческогораскрытияи обобщения. Отдельные страницы повести оставляют впечатление недоработанных только пот ому , что грешат перечислениями подчас мало связанных между собой событий , случаев, наблюдений. Читателю хотелось бы больше знать о людях, об их чувствах, мыслях. И все же , несмотря на излишнююхроникальность , повесть о героях Ладоги , честно исполнивших свой воинский долг, будет с интересом прочитана каждым сов етским человеком, особенно молодежью. Б. КУЗНЕЦОВ.!*В Германской Демократической Республике в связи с намечающимся производством автомобилей «Трабант» (см. «За рулем» № 2 за 1958 г.) состоялось объединение двух народных предприятий — автомобильного завода АВЦ и автомобильного завода «Заксенринг»; объединение имеет целью значительное ускорение сроков подготовки и организации производства, а также увеличение выпуска этих автомобилей в дальнейшем. Силовой агрегат «Трабант» будет выпускаться на производственных площадях предприятия «З'аксенринг».*Готовя достойную встречу съезду Социалистической единой партии Германии, коллектив народного предприятия «Автомобильный завод Цвиккау» выпускает с февраля этого года по десять автомобилей типа Р-70 сверх месячных планов.*Дирекция автомобильного завода «Млада Болеслав» (Чехословакия) сообщила. что в конце марта с конвейера завода сошел 50.000-й легковой автомобиль модели «Шкода-440» («Спартак»). Машина экспортируется в 60 стран мира.*Заводы фирмы «Хейнкель» в Штуттгарте (ФРГ) объявили о прекращении выпуска микролитражных автомобилей и передаче патента на их производство и всего оборудования ирландской фирме «Дюндалк Инжиниринг Компани». С начала производства на заводе в Штуттгарте было выпущено 6.000 микролитражных автомобилей «Хейнкель». Теперь завод переоборудуется для производства военных самолетов.*Величайший в мире арочный мост для автомобильного транспорта сооруж аетсяв Чехословакии над озером, которое образуется в результате строительства крупной электростанции «Орлик» на реке Влтаве. Длина арки этого моста превосходит все известные до сихпор конструкции, в том числе мост над Ниагарой, соединяющий США и Канаду.*В Бразилии организуется выпуск автомобилей-вездеходов по английской лицензии. Выпуск автомобилей планируется первоначально в объеме 5.000 в год.*Более трех лет длилось сооружение самой головокружительной автотрассы во всем мире. Она соединяет столицу Непала город Катманду с территорией внутренней Индии. Трасса длиною всего в 170 километров имеет свыше 5.000 поворотов. Из них около трехсот поворотов находится на высоте более 3.000 метров. До постройки трассы сообщение на этой линии могло осуществляться только с помощью самолетов и вертолетов.*1 А. Сапаров. Дорога жизни . Лениздат, 1957 г., стр. 304. ХЖо следам ваших материалов «НУЖНЫ ПРОТИВОТУМАННЫЕ ФАРЫ». Под таким заголовком в № 1 нашего журнала за 1958 год в разделе «Читатели предлагают» была опубликована заметка водителей кисловодской автоколонны. В связи с этим редакция получила письмо инженера Научно-исследовательского института автоприборов Г. Журкина, в котором говорится: «В ответ на предложение водителей кисловодской автоколонны сообщаем, что НИИ автоприборов в настоящее время ведет работы по созданию противотуманной фары. Желательно, чтоВ связи с тем, что торговля наркотиками приобретает в США угрожающие размеры, верховный суд США вынужден был издать специальное постановление, в силу которого чины полиции получили право задерживать и конфисковать любой автомобиль, водитель которого заподозрен в провозе наркотических веществ. Арест водителя может быть произведен без предъявления ордера.*бы работники автохозяйстз, а также водители, которым часто приходится эксплуатировать автомобили в тумане, сообщили свои пожелания и конкретные предложения по изготовлению названных фар. Просим характеризовать условия труда водителей при езде в тумане (дальность видимости, степень утомляемости, скорости автомобиля и т. п.), а также случаи аварий и срыва графика движения. Материалы можно направлять по адресу: Москва, Е-23, Электрозаводская ул., д. 21, НИИ автоприборов»,В связи с 20-летием со дня смерти Мориса Равеля газеты опубликовали интересные факты из жизни этого выдающегося французского композитора, который, к ак оказывается, работал некоторое время шофером, а г 1916 году водил военный автомобиль, обслуживавший французские войска во время битвы под Верденом.*Мэр города Нью-Йорк Вагнер обратился к директорам крупнейших автомобильных концернов с открытым письмом, в котором призывает уменьшить длину и ширину выпускаемых автомобилей. Свою просьбу Вагнер мотивирует тем, что за последние десять лет, в связи с непомерным увеличением габаритных размеров автомобилей, вместимость крытых гаражей сократилась почти на 40 процентов.22