Статья написана специально для журнала „За рулем"1958 год ознаменовался для Голландии весьма важным событием: у нас появилось отечественное производство легковых автомобилей. Правда, речь идет пока об одном автомобильном предприятии в Эйндховене, но оно выпускает автомобиль, вызвавший интерес во всей Европе. Этот малолитражный легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя 600 смз имеет агрегаты, которые устанавливались до сих пор только на дорогих, преимущественно американских, автомобилях высокого класса, и прежде всего — полностью автоматизированную трансмиссию. Маленький ДАФ является не первым автомобилем, выпускаемым в Голландии. В начале века у нас строили легковые автомобили, завоевавшие в ту пору ши рокое признание. Достаточно сказать, что в 1912 году, когда был проведен нашумевший автомобильный пробег Пек ин — Париж, один из голландских автомобилей вышел на второе место, уступив первенство лишь французскому автомобилю, который превосходил его по динамическим качествам. Но в 1922 году фабрика, выпускавшая эти автомобили, прекратила свое существование, и с тех пор легковые автомобили в Голландии не производились. После второй мировой войны на заводе ДАФ в Эйндховене было организовано производство грузовых автомобилей и автобусов с дизель-моторами. Это сыграло большую роль в восстановлении разрушенной войной экономики страны и создало предпосылки для организации производства легковых автомобилей, к которому удалось приступить только сейчас. При проектировании автомобиля фирма ставила перед собой две важнейшие задачи: машина должна быть дешевой и выдерживать в этом отношении конкуренцию с импортными автомобилями того же класса, но в то же время она должна быть достаточно удобной и вместительной, чтобы владелец мог использовать ее как семейный автомобиль. В начале февраля 1958 года — после того, к ак опытные образцы автомобиля совершили пробег более 100 000 км, — маленький ДАФ был представлен голландской общественности и представителям европейской автомобильной прессы на международной выставке в Амстердаме. Общим признанием было: фирме удалось решить поставленные задачи и создать дешевый, удобный семейный автомобиль. Авторам этой статьи довелось сделать несколько испытательных поездок на новом автомобиле ДАФ. О машине можно сказать: это первоклассная конструкция. И прежде всего большой удачей конструкторов является кузов. Даже сам Пинин Фарина, знаменитый итальянский конструктор кузовов, заявил во время своего пребывания в Амстердаме, что он удивлен результатом работы голландских конструкторов. Действительно, кузов, будучи очень удобным и вместительным, отличается простотой и естественностью очертаний, сохраняя в то же время только ему одному присущие, совершенно оригинальные формы. На автомобиле устанавливается двухцилиндровый четырехтактный оппозитный двигатель с воздушным охлаждением и верхними клапанами; рабочий объем цилиндров двигателя 590 смз (диаметр цилиндра 76 мм, ход поршня 65 мм). степень сжатия 7. Двигатель развивает мощность 23 л. с. при 4000 об/мин. Конструкция двигателя рассчитана на долгую его жизнь. Может быть, кое-кому и не понравится, что он обеспечивает автомобилю не слишком высокую максимальную скорость (95 км/час), но для обычной эксплуатации простыми людьми в стране, где не приходится ездить на слишком большие расстояния, такая скорость вполне достаточна; зато двигатель получился надежный. Наиболее «революционными» в конструкции автомобиля ДАФ являются трансмиссия и подвеска. Конструкторам в Эйндховене удалось достичь того, о чем зарубежные автомобильные конструкторы до сих пор лишь могли мечтать, а именно: передний мост автомобиля ДАФ совершенно не требует смазк и . Подвеска передних колес осуществляется на поперечной, расположенной снизу рессоре с сочлененными с ней гидравлическими телескопическими амортизаторами, которые одновременно служ атв качестве стабилизаторов и способствуют хорошему «держанию дороги». Сочленения выполнены из материала, состав которого до сих пор является производственным секретом фирмы; по всей вероятности, он представляет собой разновидность нейлона. Автоматическая трансмиссия автомобиля ДАФ получила название «вариоматик». Принцип «вариоматика» известен уже давно и применен в различных вариантах на многих машинах. Заслугой конструкторов ДАФ является то, что они сумели перенести этот принцип в автостроение. Подвеска задних колес осуществляется на треугольных коромыслах. Передача от дифференциала на качающиеся полуоси — ременная, отдельная для каждого колеса. Находящиеся по обеим сторонам дифференциала шкивы этой передачи выполнены коническими, т. е. имеют переменный диаметр, величина которого регулируется центробежными противовесами сцепления и разрежением во впускном коллекторе двигателя. На внутренней стороне клиновидных ремней имеются зубья,обеспечивающие достаточно эффективное соединение ремней со шкивами. Ведущие шкивы около дифференциала могут сдвигаться на своих осях в ту или Другую сторону. Шкивы же , сидящие на полуосях, не имеют переменного диаметра и находятся под постоянным давлением пружин. Когда автомобиль стоит, оба ведущие шкива у дифференциала (левый и правый) соединяются с ремнями на наименьшем диаметре. Это можно сравнить с обычным положением первой передачи. Как только автомобиль начинает двигаться, шкивы перемещаются под воздействием центробежных сил и передаточное отношение в трансмиссии изменяется. Чем большее число оборотов двигателя, тем более перемещается шкив, автомобиль приобретает большую скорость, а соответствующая передача устанавливается автоматически. «Переключение» происходит, разумеется, весьма плавно и равномерно. Для переключения с высшей передачи на низшую используется разрежение в коллекторе двигателей. Если резко нажать на педаль акселератора, воздействие вакуума на шкив упадет, благодаря чему шкив соответственно переместится, и автомобиль, так сказать, переключится на другую передачу. Это очень удобно при езде по горным местностям. Таким образом, в автомобиле ДАФ нет ни педали сцепления, ни рычага переключения передач; управление машиной осуществляется тольно с помощью двух педалей — акселератора и тормоза и, конечно, руля. Основные габаритные размеры автомобиля: длина — 3600 мм, ширина — 1440 мм, высота — 1380 мм. База — 2050 мм. Колея передних и задних колес одинакова и равна 1180 мм; просвет — 180 мм. Автомобиль ДАФ отличается высокой маневренностью, его радиус поворота равен 4,25 м. Сухой вес машины — 575 кг, допустимая нагрузка — 300 кг. При средней скорости 60 — 7 0 км/час автомобиль ДАФ расходует около 6л топлива на 100 км. Фредерик вгн дер ФЛУГТ, главный редактор журнала «Ауто-Визи». Рудольф де ГРООД, спортивный редактор газеты «Альгемеен Дагблад».СПОРТИВНЫЙ АВТОМОБИЛЬ „ШКОДА-450'Р конвейера чехословацкого завода "* «Шкода» начал недавно сходить новый автомобиль, являющийся спортивной модификацией известного автомобиля «Шкода-440», который выпускается уже ряд лет. Новый автомобиль, получивший индекс «Шкода-450», отличается, прежде всего кузовом типа «родстер» и спортивным двигателем мощностью 54 л. с. Двухдверный кузов, сохраняя типичные для «Шкоды» очертания, отличается от стандартного большим изяществом и законченностью форм. Стойки и рамка переднего панорамического стекла, а также поднимающиеся стекла в широких дверцах создают удобную опору для легко снимающегося тента. Регулируемые передние сиденья выполнены с раздельными спинками; на заднем сиденье могут легко разместиться двое детей. Уменьшение вместимости кузова компенсируется значительным увеличением емкости багажника, что, безусловно, более отвечает спортивному и туристскому назначению автомобиля. Изменена также облицовка радиатора, выполненная на автомобиле «Шкода-450» в виде решетки. На автомобиле устанавливается четырехтактный четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом цилиндров 1089 смз, имеющий верхние клапана и целый ряд усовершенствований по сравнению со стандартным. Значительное увеличение мощности двигателя (с 40 я. с. при 4200 об/мин до 54 л. с. при 5750 об/мин) достигнуто за счет повышения степени сжатия до 8 , 4 : 1 ; установки двух карбюраторов с падающим потоком и изменений в газораспределении (причем, подъем клапанов остался таким же , к акв двигателе модели 440, а изменилось лишь время открытия и закрытия клапанов; увеличен танже диаметр впускных клапанов на 1 мм). Поршни выполняются со сводчатым днищем. Каждый из двух карбюраторов снабжен отдельным воздушным фильтром с глушителем шумов всасывания. В конструкции шасси стандартного автомобиля особых изменений не произведено. Хотя габаритные размеры некоторых агрегатов несколько изменены, детали и узлы этих агрегатов полностью унифицированы со стандартными. Тормоза и подвеска колес тоже не претерпели изменений, но сами колеса выполняются несколько меньшими (5,00—15), причем ободы колес снабжены хромированными ребристыми накладками, служащими одновременно для лучшего отвода тепла от тормозов. Общин вес автомобиля составляет 894 кг (сухой вес — 860 кг), допустимая нагрузка — 300 кг. Автомобиль «Шкода-450» развивает максимальную скорость до 130 км/час и отличается хорошей динамикой разгона. При наличии двух пассажиров он достигает скорости 80 км/час за 13,6 сек. Расход топлива составляет в среднем при скорости 60 км/час не более 7,35 л на 100 км пробега, а при скорости 80 км/час — около 9,5 — 10 л/100 км.22