ПЛАСТМАССЫ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИР овременный автомобиль имеетнема " ло деталей из пластических масс. Так, в США на каждый автомобиль всреднем их расходуется более8кг . На некоторыхжемоделяхлегковыхма ш ин , и меющих пластмассовые крупно габаритные детали, попользуется до 100 — 170 кг этого материала. Пластмассы давно уже не считаются в технике заменителями. Благодаря сочетанию многих ценных свойств они выдвинулись врядважнейшихматериа лов современнойтехники . Создавая ту или инуюмашину , к он структор интересуется прежде всего механическими свойствами материала. М еханические свойства пластмасс могут колебаться довольношироко . П опроч ности отдельные виды пластических масс приближаютсяк стали. П риэтом особое значение имеет их низкий удельный вес, что дает возможностьпо лучать равнопрочныесметаллическимиконструкции , вес которых на 40 — 5 00 / 0 меньше . К числу таких относятся уси ленные пластмассы, п редставляющиесо б ой связанные смолойпрочныеволок нистые наполнители, чаще всего стеклянные: стеклоткань, стеклонить, войлок оподобиый стекломат идр . Электроизоляционные свойства пластических материалов весьма высоки . П рактическиможно подобрать пластмассы для любыхэлектроизоляционных изделий, р аботающихв самых разнооб р азных условиях. М ногим пластмассам присущипре красные антифрикционные свойства. Так, ф торопласты — п олимерыфтори р ованного этилена — м огутвряде случаев обеспечить коэффициенттрения , приближающийся к коэффициенту трения льда по льду. В полиамидных пластмассах ( к апрон , нейлон и др.) н из к ийкоэффициент трения сочетается с исключительной износостойкостью, прочн остьюивозможностью работать безсмазкипри средних нагрузках . Н екоторыесмолы , н апример фенольные, и меютфрикционные свойства, п о чти не изменяющиесяприповышениитемпературывпроцессетрения . Пластмассы, и зготовленные на базе таких смол, могут обеспечить стабильный коэффициент -трения порядка 0,5—0,6 ив то жевремя незначительный износ деталей. б ольшинство пластмасс обладает антик оррозийными качествами, а некоторые из них — и высокойстойкостью по отн ошениюквоздействию агрессивных химических реагентов (кислот, щ елочей ) и растворителей (бензина, масла). Х оро ш оработаютвсредебензинаи масла, н апример , детали из полиамидов , фенольных прессматериалов (волокнита и др.), винипласта идр . Очень стойки IK воздействию кислот, и в частности соляной, полиэтилен ипо л ипропилен . На фторопласт же не дей ствуют никакиекислоты , д аже чщарская водка». М ногиесмолыимеютвысокиеадгезионные свойства, б лагодарячему их можноуспешно использовать оклея щих составах. Так, э поксидныесмолыдаютклеевые швы высокойпрочности Кандидат технических наук Л . ПЕТРОВА Лаборатория пластмасс НАМИ при горячем и холодном склеивании любых металлов идругих материалов. Перечисленными выше свойствами не исчерпываются достоинства пластмасс. Исключительные возможностисо з даютсяприпереработке их в изделия. Благодаря пластическим свойствам ма териала можно изготовлять те или иные детали различнымипростымииэффек тивными методами: прессованием, литьем под давлением, в акуумнымфор м ованиемидр . П риэтом , для тогочто б ы сделать деталь, требуется однаопе р ация и, к ак правило, не нужна послед ующая механическая обработка . П ривыборе пластмасс следует учиты вать инекоторые их недостатки. Темпер атурный «потолок» работы у пластических материалов гораздониже , ч ему металлов. Д лямногих пластмасс пре дельные рабочие температуры ниже 100°, хотя есть и такие, которые хорошо работают при 130—150° и дажевыдерживают 200—250°. Стойкость пластмасс по отношениюктем или инымреагентам специфична. Различные виды пластических материалов по - р азномувзаимодействуютсни м и . Н аконецв пластмассах могут идти сложные физико-химические процессы, п риводящиек потере первоначальных свойств. Н есмотря на указанные выше неже лательные явления, пластмассы можноинужношироко применять в автомобилестроении. О сновные области использования их в этой отрасли промышлен ности следующие . Крупногабаритные и другие кузовные детали . За рубе ж ом находят применение для изготов ления кузововконструктивные материалы типа стеклопластиков. Ф ирма « Ш ев р оле » выпускает ежегоднодо 20 тыс. спортивных автомобилей «Корвет» с цельнопластмассовым кузовом , детали которого весят 153 кг . А втомобилискузовамииз стеклопластиков произво дятся идругимифирмами . Отдельные детали из этого материала используются в конструкциях легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Ф ирма «Ситроен», н апример , ставит на автомобили массовоговыпускакрышу из стеклопластика; из негоже делают кожухи отопителей, к рышкии т. п. В конструкции автобусов гнутые детали из стеклопластиков сочетаются спрямымиалюминиевыми деталями. Ш ироко исп ользуютсятакие пластмассы присерий ном производстве фургонов. В нашей стране ведутся в настоящее время экспериментальные работы по созданиюкрупногабаритных деталей из пластмасс. В одном из вариантов фурго на «Универсал» к рышаи панель заднейдвери сделаны из стеклопластика. Вес этих пластмассовых деталей 12 кг , т. е. на 40°/о ниже , ч ем металлических. Опытный кузовмикролитражногоавтомоби ля конструкции МВТУ имени Баумана весит 47 кг . Из стеклопластика выпол нен кузовновогогоночного автомобиля ЗИЛ. В озможность изготовления деталей из стеклопластиков различнымиметодами — от горячего прессования доконтактногоформования ( р учного накладывания на форму слоез наполнителя, пропитки смолой и прижима, прикатки кформе валиком) — позволяет получить хоро шие издепия даже без дорогостоящегооборудования , что удобноприпроиз водстве автомобилей мелкимисериямии при ремонте. В практике зарубежного автомобилестроения сейчас определились такие пути использования конструктивных пластмассовых материалов: к узовакрупнога баритных автомобилей иприцеповма лосерийного и серийного производства ( ф ургоны , кабины большегрузныхгру з овиков , к узова автобусов); к узова авт омобилей , для которых наиболее важна легкость конструкции , т. е. с портив ных, г оночныхинекоторых специальных; отдельные кузовные детали. В недрениеконструктивных пластмасс в автомобилестроении дает снижение веса автомобилей, обеспечивает корро з ионную стойкость деталей иэкономию листового металла. В тулки , н етребующиесма зк и. О ниприменяются на большинстве современных автомобилей. На автомобиле «Волга», н апример , установлено несколько втулок из капронаидругих полиамидов. Это втулки валика педали управления дросселем , педалей сцепления итормоза , толкателя идр . Использование их дает возможность исключить несколько точек смазки , увеличить срокслужбы деталей в 2—3 раза. Очень важно и то, что они не требуютникакого ухода впроцессе эксплуатации. Полиамидные втулки начинают использоваться и на автомобилях ЗИЛ , М ЗМАидр . Все большее распростра нение получают они вавторемонтномпроизводстве . Втулки из отходов капро на изготовляют на 1-м Киевскоми Рижс ком авторемонтных заводах, в ремонт ных мастерскихХарьковского автотреста. Их ставят на все ремонтируемые этими предприятиямиавтомобили . Такие рессорныекапроновые втулки имеютсрокслужбы 30—60 тыс. к м , а шкворневые втулки — более 200 тыс. км. За рубежомполиамидные втулки внед ряются очень широко . На автомобиле «Ситроен», н апример , б лагодаря этому шасси имеет лишь 2точкисмазки . Эффективные, простые методы изготовления, н адежностьв эксплуатации, с нижение эксплуатационных расходов — все это открывает большие возможно сти для использования пластмассовых втулок вавтомобилестроении . Легкие пористые материалы длятермо - з вукоизоляции , а также для подушек сидений. Известные в настоящее время пенопластмассы — это жесткиеи эластичные материалы с удельным весом 0,03—0,10, обладающие превосходной тепло- и звукоизоляцией.Большой эффект может дать приме-13